Сказано
1355 2 мая 2012 13:03

Всеволод Чаплин, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества

Политические партии слабо отражают интересы современных россиян, убежден глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

В статье Чаплина на сайте Interfax.ru говорится: «При всем уважении к политическим партиям, парламентским и непарламентским, старым и только рождающимся, при всем удовлетворении от диалога и сотрудничества с ними, при всем понимании того, что они сейчас обращают свои взоры к христианским ценностям, я все-таки считаю, что их корреляция с группами, объединенными реальными общественными настроениями и интересами, все более относительна».

Он отмечает, что «у нас есть только три реальных "партии" - православных, мусульман и неверующих», и определять будущее российской политики будут именно они.

«У первых двух - немало активных членов и во многом общие нравственные и социальные ценности. У третьей - много денег, шоу-бизнес, возрастная часть бюрократической, экспертной и медийной элиты, некоторое количество зависимой от этих элит молодежи», - пишет глава синодального отдела.

Все три «партии», по его прогнозу, будут вести борьбу не только за десятки миллионов пока «не определившихся» граждан, но и за общественное устройство, «при этом предлагая не совпадающие друг с другом модели устройства семьи, локального социума, закона, общества, государства».

В то же время автор считает, что «ни одна из них не уничтожит и не вытеснит из страны другие. И значит, нам нужно вместе гармонизировать наши ценности и социальные модели, в том числе думая о том, как сделать правовое и общественное устройство максимально приемлемыми для каждой из трех "партий". И значит - есть возможность систематизировать дискуссию и провести разумные реформы, которые всегда лучше, чем противостояние и вражда».

Протоиерей Всеволод Чаплин—Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, член Общественной палаты Российской Федерации, настоятель московского Храма святителя Николая на Трёх Горах.

Комментарии экспертов

Я абсолютно не согласен с тем, что все российское политическое общество нужно делить на три части – православных, мусульман и атеистов, а партии, существующие ныне, не отражают интересы россиян. Что, разве «Единая Россия» не отражает интересы части россиян? Или компартия не является идеологической партией и не отражает  интересы другой части граждан России?

Для России агрессивный приход религиозных партий в политику - весьма опасное явление. Наша православная церковь выбрала неправильный путь обороны.
Скандалы, возникавшие в последнее время вокруг православной веры и православных церквей, РПЦ восприняла, как агрессивную атаку, на которую надо обязательно отвечать попыткой еще большего вмешательства в политическое пространство.

Мы понимаем, что религия является носителем, прежде всего, этических ценностей.  Конечно, этические ценности присутствуют и в политике, это очевидно. Но было бы крайне неправильно, если бы у нас стали появляться религиозные партии. Какой в этом смысл? Идеологические и политические ценности - вещи несколько разного порядка.

Для меня заявление Чаплина стало шокирующим. Религия - это вещь, которая находится вне государственного, политического поля. В последнее время, когда я слышу про какие-то чуть ли не религиозные суды и церковные законы, мне представляется, что нам осталось совсем чуть-чуть до того момента, когда какая-то партия мусульман станет диктовать нам свои законы и говорить о нормах шариата. Это, кстати, уже происходит.

У нас в разных политических партиях есть представители различных конфессий. Почему? Потому что религия - это, прежде всего, вопрос этических и моральных норм. Этим и должна заниматься Церковь, но никак не идти в политику, потому что в результате, только представьте, уже завтра РПЦ станет выступать с предложениями по налогам или по экономической программе государства.

Хотя этические и моральные нормы можно найти во всех сферах и областях жизни государства, мы прекрасно понимаем, что все это будет притянуто за уши. Самое главное, мы прекрасно понимаем, что предложение Чаплина входит в противоречие с российской  Конституцией. По Конституции церковь России отделена от государства.

Задача любой политической партии - завоевание государственной власти  цивилизованным путем. Любая партия должна стремиться попасть в парламент и принять участие в работе государственной власти. Создание любой партии, в том числе и православной – это начало борьбы за захват власти. Тем самым уже нарушается принцип отделения церкви от государства.

Зачем нам сейчас возвращать церковь  в бизнес, в политику? Это  совершенно разные вещи, которые никак не связаны друг с другом. То, что на православную церковь идет атака, наверное, раздражает наших иерархов, но отвечать на это агрессивным призывом ни к чему.

Я всячески поддерживаю борьбу нашей православной церкви за моральные нормы, поскольку они действительно разрушаются в нашем обществе, но давайте не будем доводить дело до абсурда. Раскол на этой почве сегодня российскому обществу точно ни к чему.

Интересы людей отражают и партии, и конфессии, и общественные организации, и даже ЖЭКи. Если какие-то из них считают себя главными представителями, то они сильно ошибаются.

В разные моменты времени, в разные периоды жизни людям в большей степени нужны то одни, то другие организации. Когда человек молод, ему ближе партийные или образовательные организации. Когда человек в возрасте, тяга к вере сильно возрастает. Я бы сказал так: всяк кулик свое болото хвалит.

Заявление Чаплина, что «в России только три реальных "партии" - православных, мусульман и неверующих» содержит довольно странное сопоставление. Атеизм не является религией. Тем не менее есть множество других мировоззренческих объединений, которые тоже влияют на общественное мнение. Поэтому я бы не стал выделять три обозначенные группы как три реальных «партии».

Я, как и Всеволод Чаплин, считаю, что сегодня в России есть реальные партии и есть формальные партии. Из всех зарегистрированных политических объединений реальных партий немного. Например, реальной партией является партия коммунистов, потому что те, кто состоит в КПРФ, действительно верят в идеалы коммунизма.

В целом же в российской политической жизни с середины 19-го века мало что изменилось. Как и тогда, сейчас в России существуют два реальных политических течения – славянофилы и западники. Подобные течения образовались во всех незападных странах тогда же, когда появилось понятие «Запад» и вообще сформировался феномен Запада.

Славянофилы (или почвенники, как их еще называют) считают, что запад нам не указ и мы сами с усами. Западники же считают, что единственный путь развития России – это путь в сторону Запада. Спор между ними - активный, энергичный - ведется издавна, и нешуточная борьба наблюдается до сих пор. Как сегодня называются те и другие - не столь важно, и славянофилов, и западников может представлять множество различных партий.

Партийное строительство в России ожидает усовершенствований. В средневековье, когда общество было сословным, партии образовывались по сословному принципу. Именно так формировались и парламенты - были гильдии, представлявшие различные группы.

Сейчас отдельные лица пытаются повернуть время вспять. Они хотят вернуться к этому сословному дроблению. В результате может появиться множество новых небольших партий и движений - партия рабочих или партия среднего класса, партия женщин или инвалидов. Создание партий, представляющих интересы какой-либо одной социальной группы - это вчерашний день.

Совершенно неважно, какую социальную группу представляет та или иная партия, главное - партия должна указывать цель и направление развития страны. И в этом вопросе у нескольких политических движений, казалось бы, с противоположными взглядами, могут быть общие подходы.

Коммунисты по-прежнему выступают за национализацию, за большое государство и так далее. Сейчас многие из их идей уже умерли, и КПРФ призывает строить такой «редуцированный коммунизм». Тем не менее основные идеи коммунистов понятны и многими людьми разделяются.

Другой, казалось бы, абсолютно противоположный путь – это рынок, демократия. Однако, коммунисты ведь тоже уже не отрицают, что должен быть и рынок, и частная собственность, и какие-то элементы демократии. Эти моменты перестали быть разделяющими для российского общества, часть которого поддерживает взгляды коммунистов, а часть - нет. Все понимают, что в этом отношении мы идем вперед, и хода назад нет.

Рыночные институты будут укрепляться, демократические основы - тоже. Здесь почти нет противоречий. Противоречия остаются те же, что и два века назад, и главное из них - к чему стремиться: к тому, чтобы жить как на Западе или к тому, чтобы ощущать себя отдельной цивилизацией? В этом смысле слова Чаплина о трех реальных партиях, существующих в России – партии православных, мусульман и неверующих – это славянофильские рассуждения.

Православие как партия - это выбор своего собственного цивилизационного пути, это утверждение, что мы – империя, и мы – отдельный мир, отдельная цивилизация, русская цивилизация. Мусульманская партия – это тоже установление собственного порядка. Но если православный мир находится на территории России, то мусульманский мир не находится на территории России. Их идея о счастливом, правильном будущем связана не с Россией, а с идеей об исламском Халифате, которое должно возникнуть, объединив всех мусульман.

Сейчас все в мире меняется, сословный принцип давным-давно умер, и представительства рабочих, крестьян, женщин, молодежи, и так далее уже не имеют смысла.

В новой политической реальности имеют смысл эгоцентричные национальные и конфессиональные идеалы. Так происходит во многих странах мира, так будет происходить и в России. Но каким образом и к чему это приведет - сложнейший и абсолютно новый вопрос.

Тем не менее, если в соответствии с предложением Чаплина создать в России три партии -православную, мусульманскую и атеистическую - это с большой долей вероятности будет означать войну.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".