ВСМ «Москва-Казань»
В рамках «Транспортной недели», завершившейся в минувшее воскресенье, довольно большое внимание было уделено модернизации железнодорожного сообщения. Россия - страна с огромной территорией, которая остро нуждается в развитии транспортной системы.
Как заявляет Министерство транспорта, развитие и модернизация сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, повышение уровня жизни, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность.
По данным Министерства транспорта, содержащимся в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, в структуре пассажирооборота 35,4% занимает железнодорожный транспорт, 29,4% -автомобильный транспорт и 22,6% - воздушный. Можно сделать вывод, что железнодорожный транспорт является для россиян более предпочтительным и именно его следует развивать.
Это подтверждает и директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, который в интервью «Актуальным комментариям» отметил, что «поезд – более надежный способ перемещения и более комфортный: из центра города уехал, в центр другого города прибыл».
Отдельной проблемой является то, что основная часть сообщения в нашей стране осуществляется через самые крупные города – Москву и Санкт-Петербург. Однако перемещение из одного региона в другой через столицу резко повышает стоимость проезда, делая его недоступным для определенных категорий населения.
«Европейский центр сконцентрирован - это московская конгломерация. А Урало-Поволжский центр – представляет свыше десятка городов-миллионников, которые между собой никак не связаны», - отметил директор Центра поддержки региональных инициатив НИУ ВШЭ Иван Огнев в интервью «Актуальным комментариям».
Эта проблема обозначена и в Транспортной стратегии РФ, согласно которой различия между регионами по транспортной обеспеченности достигают недопустимого уровня, например, шесть субъектов Федерации не имеют железнодорожного сообщения с другими регионами страны.
«Россия – единственная страна, которая расположена поперек меридианов, растянулась на 11 тысяч километров», - отмечает депутат Госдумы, член Комитета по транспорту ГД РФ Андрей Колесник.
По словам депутата, «любая новая магистраль в России актуальна», так как усиливается логистика.
С точки зрения развития транспортной системы, на сегодняшний день наиболее интересным является строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей. Пилотным проектом в этой области является проект ВСМ «Москва-Казань», реализация которого станет первым этапом организации высокоскоростного железнодорожного движения в России. Первая часть высокоскоростной железной дороги соединит 7 субъектов Российской Федерации, среди которых Москва и Московская область, Владимирская и Нижегородская область, Чувашская Республика, Республика Марий Эл и Республика Татарстан. Далее проект также предусматривает продление путей до Екатеринбурга.
Данный проект, безусловно, является стратегическим. «Такая магистраль однозначно нужна. Единственное, она нужна не только в Казани, а как минимум, до Екатеринбурга. Если до Казани, то это все равно, что лифт, который работает с третьего по девятый этаж в шестнадцатиэтажном доме», - говорит Иван Огнев.
Согласно данным ОАО «Скоростные магистрали», запуск участка «Москва-Казань», позволит не только существенно сократить время передвижения между городами (3,5 часа от Москвы до Казани, около полутора часов до Казани от Нижнего Новгорода), но и обеспечит порядка 80 тысяч рабочих мест в период строительства и 30 тысяч - на стадии эксплуатации, что положительным образом скажется и на самих регионах.
«Проект ВСМ будет иметь для России огромное значение – как в плане быстрого и удобного преодоления дальних расстояний, так и в плане укрепления связей между ключевыми регионами страны, улучшения делового климата и стимулирования экономического, в том числе промышленного, развития регионов», - прокомментировали «Актуальным комментариям» проект в компании «Siemens», которая выдвинула большой ряд предложений по участию в строительстве и запуске ВСМ «Москва-Казань», в том числе в области поставки высокоскоростных поездов, систем безопасности, электрификации и автоматизации, а также консультирования и технической поддержки проекта на всех этапах.
Многие эксперты также сравнивают скоростное железнодорожное сообщение с малой авиацией. Мнения в этом вопросе разделились примерно поровну. Одни делают акцент на том, что авиация – это проще, так как не нужно прокладывать многокилометровые пути, другие на том, что авиационное сообщение менее надежно, так как очень зависит от погодных условий, а также требует значительных временных затрат, да и аэропорты обычно находятся за городом, в отличие от вокзалов.
Так Константин Симонов отметил, что за последнее время ему ни разу не удалось вылететь из Москвы вовремя.
«Например, я несколько раз за последнее время летал в Питер: ни разу вовремя не улетели, хотя шатлы практически в режиме маршрутного такси ходят», - сказал эксперт.
Директор ФНЭБ подчеркнул, что «у скоростных поездов есть очевидные преимущества», и что «самолеты решают многие проблемы», но все равно высока зависимость от погодных условий.
Иван Огнев также обращает внимание на то, что «усилия, которые предпринимаются по развитию малой авиации не дают успеха», и сообщение из одного региона в другой по прежнему осуществляется через Москву.
Экономическая эффективность проекта для государства и регионов мало у кого вызывает сомнения. Инициативу строительства ВСМ поддерживают и министр транспорта М.Ю. Соколов, и Заместитель председателя правительства А.В. Дворкович, и руководители регионов прохождения будущей магистрали, (о чем заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин на совещании по вопросу развития скоростного железнодорожного сообщения под руководством Владимира Путина 31 июля текущего года), представители бизнеса. В поддержку проекта высказывались Президент Путин и Премьер Медведев.
В настоящее время проект ВСМ курирует РЖД во главе с Владимиром Якуниным.
Среди противников проекта в основном называют министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, который оценивает проект как «рискованный». «Он исходит из определенных гипотез о пассажиропотоке, которые мне неочевидны», - заявил А.Улюкаев на деловом завтраке Сбербанка в рамках экономического форума в Сочи. Его слова цитирует «Интерфакс».
Нельзя сказать, что проект пользуется сильной поддержкой заместителя председателя Правительства Игоря Шувалова, который ранее курировал такие крупные проекты в Татарстане, как Универсиада-2013. Так инициатива Шувалова направить средства Фонда национального благосостояния, ранее предназначенные на ВСМ, в проект развития Московского авиаузла, оценивается экспертами неоднозначно.
Среди проблем, связанных с реализацией проекта ВСМ, эксперты отмечает его высокую стоимость. Однако необходимо отметить, что, несмотря на дороговизну, (а стоимость проекта в несколько раз превышает инвестиции в подготовку к Олимпиаде в Сочи), ВСМ - это не бизнес – проект, окупающийся за счет продажи билетов, а крупнейший за последние десятилетия инфраструктурный проект, реализация которого принесет огромные социально-экономические эффекты государству и обществу в целом.
Так Андрей Колесник сказал в интервью «Актуальным комментариям», что трассой ВСМ Россия делает шаг вперед, причем, не приближаясь к Европе, а развивая собственную инфраструктуру.
«То, что есть оппоненты, это нормально. При любом проекте, на который требуются определенные затраты, всегда возникают споры», - подчеркнул депутат.
Эту позицию подтвердил и Иван Огнев: «естественно, что идет дискуссия. У любого стратегического проекта могут быть союзники и противники».
Министр финансов Антон Силуанов ранее заявил, что он поддерживает крупные инфраструктурные проекты, но только хорошо просчитанные и с персональной ответственностью при реализации, - сообщает «Интерфакс».
Директор Центра поддержки региональных инициатив ВШЭ Иван Огнев отметил, что острая дискуссия вокруг проекта в первую очередь связана с тем, что в России «не зафиксирована четко в виде стратегии или программы единая линия развития страны. Не понятно, что и как мы развиваем, какие приоритеты в регионах». «Развивать одновременно все можно только если у тебя неисчерпаемые ресурсы», - подчеркнул эксперт.
Огнев также высказался по вопросу финансирования проекта и тому, как наиболее эффективно контролировать расходы.
«Важно чтобы не была завышена стоимость. Для этого необходимо чтобы, условно говоря, заказчики на строительство и сами строители были разделены между собой. Чтобы строитель сам себя не контролировал на предмет затрат на инфраструктуру», - сказал Директор Центра поддержки региональных инициатив ВШЭ.
Отдельной темой является реализация проекта, ведь за то, кто станет его куратором и координатором ведется борьба. На данный момент можно сказать, что как только к проекту подключаться главные «инфраструктурные строители», а именно Аркадий Ротенберг и Геннадий Тимченко, вероятность его реализации резко повысится.
Обзор темы транспорта, а также полные тексты комментариев экспертов читайте с материале "Транспортная неделя-2013".