XXI век без крестовых походов
18-21 августа 1991г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), самопровозглашенный орган власти в СССР. Его действия фактически положили начало распаду СССР. Как это сказалось на стране и межнациональных отношениях? Что сегодня необходимо предпринять для гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в России? Профессор, доктор исторических наук, эксперт Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко ответил на эти вопросы во время видео-конференции на портале «Москва наций».
Это была революция, которая привела к распаду советской модели развития. Но как любая революция, она обострила все проблемы, в том числе межнациональные. Если раньше они выстраивались при тоталитарной системе, то с середины 90-х годов они пустились в «свободное плавание», что привело к росту национализма, радикальных настроений в религии и росту межнациональных конфликтов. Национализм в СССР был всегда, но когда «крышку у котла сорвало», то он выплеснулся во всей красе. Никто не был к этому готов, и потому пострадали все. Начался массовый рост миграции: и внутренней, и внешней.
Сегодняшняя Россия – сложное государство с точки зрения межэтнических и межконфессиональных отношений, где проявляется тенденция к росту конфликтов. Москва - фантастических размеров мегаполис, где до конца не известно, например, сколько живет мусульман. Их количество, по разным данным, колеблется от 600 тысяч до 2 миллионов человек. Цифру в 2 миллиона человек называл председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. По этнической принадлежности это татары, выходцы с Кавказа, из Центральной Азии. Это наши знакомые, друзья. Миграция - нормальное явление, и мы на нее обречены из-за сложной демографической ситуации, как, впрочем, и Германия, и Франция, и другие страны.
Проблемы же создают нелегалы: они не знают русского языка, среди них много людей с криминальным прошлым, с другой (часто из аулов) цивилизацией. Все это создает потенциальные зоны напряженности. Известно, что есть мигрантские поселки с полной инфраструктурой…под землей: с домами, водой, газом, со своим больницами, мечетью, игорными и даже публичными домами. Кто-нибудь посчитал, сколько таких поселков у нас? Где информация? Визовый режим, о котором все мечтают, не решит проблем. Надо просто навести порядок здесь: знать, кто приезжает, жестко контролировать и перераспределять. Способ известен: не брать взяток, то есть не делать из миграции источник дохода. Не в Москву всех гнать. У нас множество проблем в Сибири, на Дальнем Востоке, где мало населения, вот пусть туда едут. Кстати, первая таджикская мечеть в России открыта во Владивостоке в позапрошлом году. И на Север, на Урал, в Западную Сибирь уже едут работать люди из Центральной Азии. Но это тоже создает проблемы, потому что власти к этому не готовы. А между тем, геополитические реалии диктуют нам необходимость особенно внимательно относиться к «исламскому фактору», учитывать его при реализации всех решений, поскольку Россия в последнее десятилетие стала объектом экспансии исламского экстремизма.
Я убежден в необходимости строительства мечетей в Москве. Пять мечетей на всю Москву – это издевательство. Ну, постройте еще пяток мечетей. И, кстати, за мигрантами-то удобнее наблюдать, там наши имамы будут. В Митино, где у меня квартира, хотели построить мечеть, так почти 2 тысячи человек вышли с протестами. За коммунистов выходит 150 человек, а тут... Объяснять людям надо, что Россия – многонациональное государство, что мусульманское население - вторая по численности, после православно-христианской, религиозная группа. Ислам, как и любая религия, создавался не богами, а людьми, это - культура. Я не мусульманин, но всегда могу зайти в мечеть, посидеть, даже полежать, если я устал. Так создайте благоприятную среду, и не увидите озверевшую толпу из мусульман. Это XXI век, а не крестовые походы. Просто уважайте их.
Обучение в школах должно быть только совместным, а отбирать людей по принципу языка, этнической принадлежности, это раскалывать страну, воспитывая националистов. Это опасно, когда атомизируются классы: я - аварец, ты – украинец или грузин. Надо помнить, что мы все - прежде всего, граждане России.
Что касается религиозной символики, то в демократическом обществе каждый носит то, что ему хочется: крестик, платок, мини-юбки. Но если мы уважаем исламскую традицию, то пусть уважают и нашу. Пусть в Saudi Arabian Airlines мне нальют водки. Это моя национальная традиция – выпить при посадке. А когда начинаются крики на лужайке: «Ах, обидели пророка Мухаммеда...» А Христа не обижали карикатуры Жана Эффеля? Это провоцируется самой мусульманской традицией: дескать, мы - самые лучшие, а нас всегда обижают. Да не обижает вас никто, просто мы - за равенство. Особенно часто религиозную карту используют политики, чего допускать нельзя. Кстати, Европа, на которую так часто кивают политики, не может решить проблему миграции. Мультикультурализм потерпел крах, и он же породил такой феномен как автора бестселлера Тило Саррацина. Тираж его книги в 1,5 млн экземпляров был раскуплен в один день! Затем последовало еще 15 изданий! Автор предостерегает от опасности расширения мусульманского населения (за счет иммиграции турок), поскольку это приведет к превращению немцев в меньшинство, к их материальной и умственной деградации и, в конечном итоге, к вырождению нации и исчезновению традиционной европейской культуры.
Я не разделяю утверждений о том, что некоторые российские СМИ при освещении межнациональной тематики используют язык ненависти. Стремление писать о негативе естественно для журналистов, поскольку негативные новости вызывают больший интерес у читателей. Для гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений нам нужна продуманная государственная национальная политика. При этом я не поддерживаю требование о запрете упоминания в СМИ национальности преступника. Если мы считаем нормальным указать национальность достойного человека, то почему нельзя сделать этого в отношении преступника? Утверждения о запрете упоминания в СМИ национальности преступника – это лицемерие. Преступные группировки, организованные на этнической основе – это реальность. Тему нельзя педалировать, но и закрывать на нее глаза тоже нельзя. Если мы хотим решить проблему, нужно говорить о ней честно.
Алексей МАЛАШЕНКО