Статья
2290 20 ноября 2012 11:47

Закон об НКО вступает в силу

21 ноября вступают в силу поправки к закону о некоммерческих организациях, согласно которым часть НКО получит статус «иностранного агента». Это один из резонансных законов, принятых весной. Не исключено, что в него в будущем будут внесены поправки.

Принятие закона об «иностранных агентах» сопровождалось бурной дискуссией.

Выражали опасения относительно того, что закон будет использоваться для давления на правозащитников и гражданских активистов и международные организации, в том числе Amnesty International.

Некоторые отечественные правозащитные  организации заявили, что не будут исполнять требования этого закона и будут его бойкотировать.  В случае санкций со стороны правоохранительных органов они обратятся в Европейский суд по правам человека. В числе таких НКО - Московская Хельсинкская группа (МХГ), «Мемориал», «Голос», движение «За права человека»,

Накануне председатель Госдумы Сергей Нарышкин отметил, что подобного рода заявления НКО не оправданны.

«Я могу только сказать, что закон был принят, закон должен исполняться неукоснительно», - цитирует «Интерфакс» Нарышкина.

Между тем, некоторые правозащитники надеется, что в закон об НКО все-таки будут внесены  поправки.

Президент Владимир Путин на прошлой неделе на заседании Совета по правам человека согласился вернуться к обсуждению нескольких резонансных законов, принятых весной, в том числе закона об «иностранных агентах»

Напомним, президент России Владимир Путин подписал закон об НКО 21 июля.

По закону, вступающему в силу, зарегистрироваться в новом статусе должны будут НКО, которые занимаются «политической деятельностью» и получают иностранное финансирование. Отказавшимся от статуса «иностранного агента» организациям, получающим  финансирование из-за рубежа, грозит уголовная ответственность.

Получающим иностранное финансирование и занимающихся политической деятельностью придется публиковать во всех своих книгах и брошюрах информацию о том, что они являются иностранными агентами, а также подвергаться постоянным проверкам.

Попытки обойти закон будут караться штрафами и даже грозить учредителям таких НКО в России реальными уголовными сроками.

В частности, санкции могут последовать за непредставление или несвоевременное представление некоммерческой организацией, имеющей статус иностранного агента, необходимой информации в курирующий ее госорган. В этом случае предусматривается штраф для должностных лиц - от 10 до 30 тысяч (в первом чтении было от 30 до 50 тысяч) и для юрлиц – от 100 до 300 тысяч рублей (было от 500 тысяч до 1 млн рублей). Кроме того, из текста исключены положения о штрафах для граждан, которые в прежней редакции были установлены в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.
 
Помимо этого, вводится наказание за нарушение законодательства о составлении реестра НКО – «иностранных агентов» - если такая некоммерческая организация будет уклоняться от включения в реестр, то виновным должностным лицам придется заплатить от 100 до 300 тысяч рублей (было от 300 до 500 тысяч рублей), а юрлицам – от 300 до 500 тысяч (от 500 до 1 миллиона рублей в первом чтении).
 
За публикацию в СМИ или Интернете информации НКО – «иностранным агентом» без ссылок на свой статус, что предписывается новым законодательством, штраф составит для должностных лиц также от 100 до 300 тыс рублей (было от 300 тыс до 500 тыс рублей), для юрлиц - от 300 тысяч до 500 тысяч (было 500 тыс до 1 млн рублей).
 
А если НКО – «иностранный агент» продолжила работать, несмотря на решение о приостановке ее деятельности, наказание определено в размере от 30 до 50 тысяч рублей для организаторов работы НКО, для ее участников - от 3 до 5 тысяч рублей.
 
Поправки в КоАП ранее являлись составной частью законопроекта об НКО – «иностранных агентах» (работающих в политической сфере и получающих средства из-за рубежа), который был принят Госдумой в конце весенней сессии. Однако тогда санкции в отношении нарушителей нового законодательства решено было выделить в отдельный законопроект.
 
Базовый закон обязывает такие НКО вставать на учет в специальный реестр и вводит для них специальный порядок отчетности. При этом глава 32 Уголовного кодекса РФ дополняется статьей, карающей за «злостное уклонение» от предоставления документов для включения в реестр штрафом в размере до 300 тысяч рублей либо обязательными работами на срок до 480 часов, «либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок».
 
«Штрафы - серьезная профилактическая, превентивная мера», - заявила председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции и один из авторов законопроекта Ирина Яровая. «Мы полагаем, что это вполне демократичный, современный подход и очень лояльный», - заявила депутат.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что законопроект об «иностранных агентах» должен быть проработан таким образом, чтобы под это определение не попали социально-ориентированные организации.

«Все дополнения, изменения в этот документ должны быть внимательно рассмотрены и максимально учтены в окончательной редакции», - сказала ранее Матвиенко «Интерфаксу»,

По мнению экспертов, закон об НКО призван  сбалансировать гражданское общество, и избавит отечественную политсистему «от давления извне». При этом многие  эксперты подчеркивает, что этот закон может дать результаты только в случае, если государство увеличит финансирование и количество грантов отечественным НКО. Как пишет «Независимая газета», в противном случае это продолжат делать фонды, аффилированные с Госдепом , которые уже ищут лазейки в новом российском законе, как следует из скандала вокруг USRF.

На днях в Интернете  появилась переписка сотрудников Американо-российского фонда экономического и правового развития (USRF). В результате стало известно, что после закрытия московского офиса USAID эта организация будет выделять средства НКО, которые могут попасть под действие  закона «об иностранных агентах». В обнародованных файлах содержатся информация  об увеличении трат зарубежных фондов на оппозиционные проекты перед федеральным выборным циклом 2012 года.

Комментарии экспертов

Поправки в закон об НКО будут вноситься в зависимости от внешнеполитической ситуации. Отношение к гражданскому обществу, НКО и т.д. власти России воспринимают не как элемент внутренней политики, а в контексте внешнеполитического пиара.

В этой сфере все делается для того, чтобы иметь соответствующий вид перед Западом. Если сегодня мы с Западом ругаемся, то в порядке ассиметричного ответа на «закон Магнитского» никакие поправки в закон об НКО вноситься не будут, и он вступит в силу в существующей жесткой форме.

Если начальство решит налаживать отношения с Западом, то в закон будут внесены некоторые смягчающие поправки. В любом случае сами по себе неправительственные организации мало кого беспокоят наверху.

В нынешнем виде закон об НКО сажает неправительственные организации на короткий поводок. Он был бы неплох, если бы в стране были независимые источники финансирования. Этот закон часто сравнивают с американским. Деталей я не знаю, но абсолютно точно организации как-то преследуются, если они получают зарубежное финансирование. Но в Америке существует неограниченное внутреннее финансирование. Ситуация там абсолютно не сопоставима с нашей. Там прямая политическая борьба. Любая организация, которая критикует президента и правительство, получает гранты и.д.

Что касается того, как этот закон, если он будет принят в нынешнем виде, отразится на деятельности самих НКО – он некоторые из них придушит. Речь идет о немногих НКО, которые склонны заниматься конфронтацией с властью. Остальные будут существовать, как и раньше. И даже лучше. Полагаю, что власть подкинет немного деньжат на развитие отечественных НКО.

А на гражданском обществе все эти процессы не отразятся. Какое у нас гражданское общество? Как власть прикажет, так и изобразим широкую улыбку. Вот и все гражданское общество. Власть не прикажет, лицевые мускулы распрямляются и все с ненавистью друг на друга смотрят.

Какое гражданское общество – полная органическая внутренняя неспособность создать гражданское общество видна на примере координационного совета оппозиции. Не успели создать этот орган, как начались оскорбления друг друга. Как говорится, вцепились друг другу в волосы и катаются по полу. Не умеют у нас люди ничего организовать, так как друг к другу ничего, кроме ненависти, не испытывают. А на голой ненависти гражданское общество не построишь.

Пока в восприятии закона об НКО у части общественности доминируют скорее негативные стереотипы и опасении, нежели реальный опыт и реальные какие-то прецеденты.

И предыстория, и обсуждение этого закона свидетельствуют о его востребованности. Этот закон востребован российским руководством и политическим классом, заинтересованными в том, чтобы страна проводила независимую внешнюю и внутреннюю политику, опираясь на автономные ресурсы, и была тем самым свободной от внешних влияний, тем более влияний, которые носят скрытый или полускрытый характер.

Этот закон востребован российским обществом, которое на основании элементарно здравого смысла заключило, что речь идет, в том числе, о проявлении суверенитета. Потому оно выступило в поддержку этого закона.

Недовольство и опасения концентрируются в немногочисленном, но достаточно важном слое людей, которые непосредственно связаны с работой НКО (причем той их частью, которые привыкли работать на западные гранты). Основные проблемы будут возникать именно в этой группе. Люди обрели определенное положение, опыт и репутацию, а новый закон стимулирует их к перестройке.

Как показывает дискуссия, эти люди психологически не приняли необходимость этого закона. И здесь нас ожидает продолжение конфликтов.

Понятно, что само по себе затруднение западного финансирования (это является главным эффектом закона) проблемы решить не может, если речь идет о развитии российских некоммерческих организаций. Проблема как таковая будет решена только тогда, кода российские НКО получат надежные и устойчивые источники финансирования внутри страны.

У нас есть пока только два сектора (государство и бизнес), которые способны помогать неправительственному сектору. Рассчитывать, что российские граждане выступят в качестве сильного источника финансирования, пока не приходится. Поэтому успех применения ново законодательства об НКО зависит от того, насколько быстро будут найдены новые источники финансирования и как помогут в этом государство и бизнес.

Если говорить о непосредственном эффекте этого закона, то он будет стимулировать к внутренней перестройке если не все гражданское общество, то определенную его часть.

При адекватном применении закона может возникнуть сила, которая будет способствовать национализации российского гражданского общества. Возможно переключение внимания гражданского общества на проблемы, которые действительно приоритетны для страны, а не являются отражением приоритетов тех внешних сил, которые выделяют гранты.

Поправки в принятый закон об НКО внесены не будут, тем более появилась информация, что часть фондов, которые ранее активно политикой не занимались, сейчас рассматривают ряд программ для финансирования российских общественных организаций.

С другой стороны, этот закон никак не запрещает грантополучателям брать помощь из-за рубежа, им просто придется зарегистрироваться в качестве «иностранных агентов». Если они хотят получать деньги и зарегистрируются соответствующим образом по закону, это немного повредит их имиджу. Но на самом деле есть выбор: либо вы занимаетесь политикой на свои деньги, либо занимаетесь благотворительностью на чужие, но честно говорите, что вас подкармливают другие страны. В этом нет ничего зазорного.

Просто каждой организации придется сказать: «мы честные и существуем на деньги Российской Федерации», или «мы честные, но привлекаем финансы иностранных партнеров и считаем это правильным, так как это важно для решения существующих проблем».

Это тяжело для оппозиции, так как некоторые представители неправительственных и некоммерческих организаций являются не только социологами или борцами за права человека, но и политиками. Для политиков получать деньги из другой страны - неправильно: наш избиратель не понимает такие вещи.

Сам закон никак не отразится на развитии гражданского общества. В основном те гранты, которые поступали, разворовывались теми, кто защищал гражданское общество. Либо такие гранты просто обеспечивали существование тех или иных организаций, а не влияли на гражданское общество.

В любом случае, полагаю, иностранные организации возьмутся за ум: вместо того, чтобы финансировать НКО в России, будут больше приглашать представителей РФ, молодежь в том числе, на учебу. Для наших это полезно (смогут посмотреть, сравнить и т.д.). Хорошо это и для зарубежных организаций: вместо того, чтобы подкармливать жуликов в России, они будут помогать молодежи и интеллигенции.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".