Статья
8389 20 июня 2012 12:26

Жизнь вне алкоголя

Государственная Дума на пленарном заседании 20 июня рассмотрит в первом чтении «антиалкогольный» пакет законопроектов.

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях усиливают ответственность за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним. В частности, предлагается увеличить штрафы для граждан с 3-5 тысяч до 30-50 тысяч рублей, для должностных лиц - с 10-20 тысяч до 100-200 тысяч, для юридических лиц - с 80-100 тысяч до 300-500 тысяч рублей. Законопроект также вводит запрет на размещение рекламы алкогольной продукции, в том числе и пива, в интернет-СМИ.

«Это только первый шаг в системном, комплексном обновлении всего нашего антиалкогольного законодательства, главная цель которого – ограждение подрастающего поколения от приобщения к алкоголю. В числе предлагаемых нами мер - и полный запрет на рекламу любых видов алкогольной продукции, и запрет продавать алкогольные напитки родителям, которые приходят в места общественного питания с детьми, и увеличение возрастного ценза для покупателей алкогольной продукции с 18 до 21 года, и развитие социальной рекламы», - заявил в комментарии ER.ru один из авторов поправок, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Вячеслав Тимченко.

Он отметил, что требуется наладить регулярный мониторинг алкогольной ситуации в стране, выявление самых проблемных регионов, источников производства нелегальных напитков и коррупционных схем рынка, а также проводить изучение и творческое использование лучшего мирового опыта.

«Мы, конечно, понимаем, что все эти меры дадут результат только в контексте хорошо продуманной государственной молодежной политики. Основа основ здесь – конкретная помощь детям и подросткам в организации их досуга, выстроенная система эффективно работающих социальных лифтов, позволяющая молодым людям из неблагополучных или необеспеченных семей перебраться на другую жизненную колею. «Единая Россия» возьмет разработку соответствующих государственных программ под свой контроль. Итак, мы открываем антиалкогольный фронт. Время благих пожеланий прошло, настало время реальных действий», - заключил Тимченко. 

Комментарии экспертов

Реклама алкоголя в Сети – это глобальная проблема. Не секрет, что большинство пользователей интернета – это дети. Поэтому эту проблему необходимо решать.

В сфере детского алкоголизма фракция «Единая Россия» уже провела большую работу. При поддержке фракции с 1 июля 2012 года в ларьках будет введен запрет на продажу всех видов алкоголя, кроме пива. С Нового года же будет запрещена любая продажа алкоголя в палатках и магазинчиках меньше 50 квадратных метров.

Всего этого недостаточно, чтобы решить проблему. Здесь важен комплексный подход. Это, как я уже говорил, и наказание, и активная позиция общества, и, конечно же, здоровая альтернатива.

Если общество будет стоять в стороне от решения данной проблемы, добиться не удастся ничего. Свою ответственность должен ощущать каждый. Сегодня, к сожалению, общество молчит. Когда ребенок покупает бутылку водки, большинство просто не обращает внимания на это. То же происходит и с распитием алкоголя в общественных местах. Есть запрет, есть рейды полиции, есть штрафы. Но штраф за распитие алкоголя составляет всего 700 рублей. Исполнение закона в этой сфере хромает из-за терпимого отношения общества.

С другой стороны, надо создавать для подростков альтернативу. Люди пьют, чтобы скрасить суровые будни, скрасить одиночество. Подросткам надо показать другой путь. Пропаганда здорового образа жизни в последние годы заметно усилилась. Заниматься спортом становится модно, по крайней мере, в больших и малых городах. Появляются для этого возможности – от дворовых площадок до крупных спортивных комплексов.

Тем не менее, за последние 20 лет потребление алкоголя в стране увеличилось почти в 2 раза. На каждого россиянина старше 15 лет сегодня приходится 16 литров в год чистого спирта. При этом средний возраст начинающих пить снизился с 14 лет до 11! Это уже даже не подростки, это дети.

Для эффективной борьбы с алкоголизмом нужен комплексный подход. В Евросоюзе, например, принят план действий по борьбе с алкоголизмом. В Белоруссии - национальная программа, расписанная на каждую область, на каждый район. Не хочу излишнего пафоса, но и в России нужен свой национальный план борьбы с алкоголизмом. Нужна система мер, которые будут внедряться последовательно и методично.

Мы часто говорим, что дети - это наше всё. Очень важно, чтобы в этом, как и вообще в жизни, наши слова не расходились с делом.

«Единая Россия» начала полномасштабную борьбу с рекламой алкоголя.

С 23 июля вступает в силу запрет рекламы пива на телевидении. Эксперты предположили, что «пивная пропаганда» сразу же переместится в интернет. Чтобы этого избежать, депутатами Госдумы был предпринят еще один серьезный шаг: ввести соответствующий запрет для интернет-СМИ. Но поскольку официально зарегистрированные электронные издания составляют небольшую долю Рунета, то принято решение о том, чтобы ко второму чтению распространить эти нормы на все ресурсы.

Предлагаемые поправки наносят удар по «пивной пропаганде». Если взглянуть на рекламу в газетах, на телевидении, на билбордах, в интернете, то вся ее идеологическая конструкция сводится к тому, что пиво – полезный и даже необходимый продукт для здоровья человека.  В то же самое время, исследования ученых говорят об обратном, именуя этот напиток  не иначе, как «газированный спирт».

Пивная индустрия в последнее время переориентировалась на молодежь. Идеологи этих кампаний пытаются провести через сознание людей мысль о том, что пиво – не просто алкогольный напиток, а неотъемлемая часть образа успешного молодого человека.

Сегодня очевиден тот факт, что аудитория значительно помолодела, на «пивную иглу» подсаживаются школьники. Мне кажется, что общество постепенно стало привыкать к такой мысли. Но это явление необходимо остановить, и потому предлагаемые поправки в закон «О рекламе» нужны, как никогда.

Отмечу, что концептуально борьба с алкоголизмом не должна ограничиваться лишь запретительными мерами. Высвободившееся после принятия поправок рекламное пространство можно было бы отдать под социальную рекламу, рассказывающую о важности здорового образа жизни, сохранении семейных ценностей.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".