Статья
1528 30 ноября 2016 19:54

Аппаратная фигура

Назначение Максима Орешкина главой министерства экономического развития по форме и по содержанию вписывается в число тех кадровых решений Кремля последнего времени, которые уже называют «менеджерской волной».

В отличие от политических назначенцев, представители этой генерации чиновников ориентируются не на политические, а на аппаратные правила.

Разумеется, в эту волну не вполне вписываются кадровая политика, например, в части выбора кандидатов на должности глав регионов. Тут доминируют другие мотивы.

Важной характеристикой этого кадрового тренда является демонстративная ориентация в пользу людей, не связанных с «идеологическими» группировками либералов или консерваторов.

Приоритетом становится личная лояльность и аппаратная лабильность, то есть готовность вписываться в существующие административные расклады вне зависимости от собственных взглядов и предпочтений.

С одной стороны, такие назначения следует признать весьма эффективными. Особенно в тех случаях, когда присутствуют мотивы имиджевого характера. В случае с министром экономического развития такие мотивы, несомненно, присутствуют. После громкого скандала с предыдущим главой министерства, имеющим ярко выраженную идеологическую окраску, преимущества выбора чистого «аппаратчика» очевидны.

Также важно учесть и некоторые серьезные проблемы этого министерства, ставшие результатом персонального стиля работы Улюкаева. Из-за конфликтного характера министра и его метаний последних лет кадровый состав министерства был серьезно ослаблен, а роль Минэкономразвития в системе принятия решений значительно снизилась. Оно даже перестало восприниматься как имеющее достаточный вес внутри исполнительной власти. Показателем этого отношения стало распространение слухов о поглощении министерства экономического развития министерством финансов сразу после отставки Улюкаева. Правда, в отношении нового министра тоже может возникнуть вопрос – достаточно ли будет у него поддержки для восстановления необходимых аппаратных ресурсов и сможет ли он сформировать свою команду.

С другой стороны, новое назначение имеет и свои минусы. На одну из ключевых должностей в правительстве, по сути предназначенную для формирования и формулирования социально-экономического курса и программы развития, назначается человек без опыта участия в разработке и реализации стратегий высокого уровня и без какого-либо влияния среди жестко конкурирующих групп специалистов-экономистов, отношения между которыми в последнее время сильно обострились.

Теперь, в условиях начинающейся предвыборной кампании, роль министра экономического развития как одного из разработчиков стратегии действующего главы государства и возможного ньюсмейкера очевидно минимизируется. В публичном пространстве будут доминировать пропагандистские клише, а не аналитические доклады и презентации.

Однако превращение в техническую фигуру профильного министра все равно выглядит если не рискованным, то не вполне логичным шагом. Вероятно, Кремль идет на этот шаг сознательно, взвешивая все политические и аппаратные риски. Главным мотивом назначения можно признать отсутствие подходящей кандидатуры экономиста-тяжеловеса, который не нарушил при этом баланс сил в правительстве. А фигуру Орешкина можно считать временной – на своем посту он, скорее всего, останется лишь до завершения полномочий действующего кабинета, что произойдет уже через полтора года – после инаугурации президента в 2018 году.

Эксперты Центра политической конъюнктуры
____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".