Статья
1285 12 января 2011 13:36

Дневник чиновника: 3-я часть

Первая часть опубликована 28 декабря.

Вторая часть опубликована 7 января.

...

26.08.2010

Узнаю о том, что в «Единой России» уже подготовлены списки на праймериз по выборам в городскую думу Петрозаводска. Кто готовил? Неясно. Что за люди включены — тоже неясно. При этом надо иметь в виду, что если не заниматься этим вопросом с самого начала, что-то менять потом будет намного сложнее. Вопрос существенно шире: каким мы хотим видеть состав Петросовета? Для меня ответ очевиден: в нем должны быть представлены все политические группы. При этом необходимо сделать так, чтобы ни одна из групп не имела там контролирующего пакета. Конечно, это не выгодно для Д.Алиханова, который фактически контролирует как Петросовет, так и мэрию. Но при определенной нашей твердости с учетом назначения Алиханова на пост заместителя главы, увеличением его роли в «Единой России» ему просто не останется другого выхода, будет работать не на себя, а на партию в целом. Если политсовет примет решение о новой конфигурации в Петросовете, то ему придется его выполнять, и не просто согласиться, но всеми силами еще и помогать проводить выборы.

При всем хорошем отношении к Д.Алиханову, нам необходимо начинать выводить мэрию города из-под контроля Девлета. Думаю, что мэру Петрозаводска Н.Левину давно уже не нравится, что у него за него хозяйничают. На мой взгляд, он достаточно компетентный и умный политик и управленец. Но без однозначной поддержки со стороны нового главы предпринимать резких шагов он не будет.  В ближайшие месяцы было бы неплохо заменить ряд людей в мэрии на более «нейтральных». Поддержав такую позицию, глава Карелии сможет четко показать, что ни у кого другого не может быть монополии на политическую власть. При этом мы будем гарантировать Алиханову соблюдение его финансовых интересов в городе и возможность выхода на федеральный уровень. В этом, думаю, я даже сам ему помогу. Пора ему встраиваться в систему власти, а не пытаться строить свою.

Кроме того, нам абсолютно необходимо будет выстроить коммуникацию и с теми, кто относится к группе Алиханова. Я думаю, большая ее часть предпочтет напрямую общаться с новым главой Карелии.

Обсуждаю вопросы выборов в петросовет с А.Нелидовым не как с руководителем региона, а как с членом «Единой России», который по своей партийной должности просто обязан иметь к этому отношение. Принято решение  готовить новую конфигурацию Петросовета вместе с мэром Петрозаводска, руководителями республиканского и городского отделения партии и т.д. Фактически Д.Алиханов - один из 6-7 человек, которые будут определять ситуацию. Это правильно. В субботу проведем отдельное совещание по этому вопросу.

Встречаюсь с Советом Карельской Общественной палаты. Честно говорю о том, что спокойной жизни ей не обещаю: будем «вписывать» ее в процессы подготовки и реализации государственных решений, максимально увеличивать ее общественную и экспертную роль. С другой стороны, такой статус необходимо обеспечить инфраструктурой. До конца года создадим отдельное автономное учреждение «Аппарат Общественной палаты Республики Карелия» с выделением соответствующего финансирования. В перспективе необходимо будет увеличить и ее численный состав. Кроме уже состоявшихся лиц нужны и те, кто готов «землю рыть». Кроме того, усиление Общественной палаты лежит в контексте того подхода к гражданскому обществу, который мы будем реализовывать в Карелии: государство не должно брать на себя то, что эффективно может делать гражданское общество и общественные организации. А такие эффективные общественные организации будем всячески поддерживать.

Беседую с теми, кого можно назвать представителями  карельского экспертного сообщества. К сожалению, их  практически единицы. В ближайшее время будет необходимо инициировать создание нескольких экспертных центров. Придавать им публичный характер мне представляется пока не слишком уместным,: могут слегка «заиграться в экспертократию», но в закрытом режиме такая система просто необходима для любой власти. А вот создать карельскую ассоциацию экспертов возможно. Заодно придадим ее членам дополнительный вес, «впишем» в федеральные экспертные потоки информации.

Проводить социальную или политическую модернизацию, в каком-то смысле, намного сложнее, чем техническую. Как говорилось в свое время, для китайского пути в России есть только одна, но большая проблема: очень мало китайцев. Между прочим, именно в Петрозаводске проходила одна из первых масштабных модернизаций, своего рода «Сколково» 1703 года времен Петра I: создание Александровского завода. А в 1789 была произведена тотальная модернизация не только технологий, но и всей модели управления заводом и регионом в целом: на работу был приглашен шотландский архитектор и оружейник Карла Гаскойн вместе с сотрудниками. В его полное подчинение были переведены все представители правительства, мастера, мастеровые, рабочие и т.д.

 
На фото модель пушечно-сверлильного цеха Александровского завода.

 


27.08.2010

Проводим встречу главы республики с «экологической общественностью». Встреча начинается со стандартного самопиара экологических организаций. Дескать, мы делаем и то, и это, и еще тогда сделали то, и то, а тогда и это, и это. А.Нелидов их останавливает: не будем терять времени, попробуем обсудить что-то по делу. Очень правильный подход. На встрече решаем, что отвечать за общественные инициативы по сбору мусора в Петрозаводске будет Д.Рыбаков, депутат Петросовета, авторитетный представитель экологической общественности. Предлагаю участникам встречи данное решение на обсуждение — возражений нет. Это мы озвучим в СМИ. Конечно, это будет не так просто для него. Тем более, что через пару недель соответствующий орган власти напомнит ему, что ждет от него предложений. Но это не «подстава». Я уверен в том, что государство сейчас слишком много взяло на себя из того, что может делать общественность. Это не от собственного тоталитарного стремления все контролировать. Подобная привычка, скорее, исходит из советской традиции, я бы сказал от своего рода безысходности: кто еще готов делать реальное дело, где вся эта общественность и гражданское общество? В условиях же отсутствия «реального дела» общественность научилась только давить на государство, мол, хочу обратить ваше внимание на гибельную ситуацию с …  Из этого тупика можно выйти, только отдав обществу те направления, которые оно готово само обеспечивать без государства. Именно поэтому, озвучив в СМИ такой новый подход, мы не только поставим в новую ситуацию экологическую общественность, но и зададим такой стандарт для самих себя как государственной власти. Ни они, ни мы не сможем выйти из данной ситуации, не начав делать дело. Конечно, я не ожидаю, что экологи смогут создать систему сбора мусора. Зато общественность сможет поднять информационную волну о том, чтобы меньше мусорили.  А создать атмосферу неприятия такого поведения — это уже «полдела».

Участники еще не понимают, но фактически этой встречей мы опробовали новый формат взаимодействия власти с гражданским обществом в Карелии.

Кроме экологов, на встречу я пригласил профильную комиссию Общественной палаты Карелии. Теперь это станет правилом: встречи главы республики с общественными организациями будут проходить с участием соответствующих комиссий палаты. Во-первых, таким образом мы резко поднимем статус ее членов. Во-вторых, мы сможем рассчитывать на то, что члены палаты будут больше участвовать в реализации решений государства, что я и анонсировал на встрече с советом Палаты.

После мероприятия сотрудники управления информационной политики опрашивают участников встречи, экспертов и политических деятелей. Продолжаем отрабатывать формат работы под будущие экспертные центры, приучаем экспертов и политиков высказывать свое мнение. Без особой помпы, но создаем де-факто прообраз будущего экспертного сообщества Карелии. В ближайшие месяцы эту функцию мы передадим нескольким созданным экспертным центрам.

Обсуждаю с главой республики принципы политического и PR-обеспечения, которым я планирую следовать в работе:
•    Обеспечение статуса главы в качестве единственного игрока, определяющего общее направление, содержание и формат политики республики;
•    Ослабление существующих и недопущение появления новых центров власти;
•    Постепенное «встраивание» под руководством главы республики всех сильных групп интересов и политических партий в единую конфигурацию, обеспечение принявшим новые правила политической игры возможности представлять свои интересы в Петросовете и Законодательном собрании;
•    Удержание основных политических игроков в республике в поле политического консенсуса, разрешение или смягчение конфликтов между ними с одновременным резким увеличением издержек для тех игроков, которые потенциально могут выбрать политику «конфронтации»;
•    Максимальное привлечение общественных организаций, экспертного сообщества к поддержке действий власти, инициированию необходимых для правительства решений, использование их в сфере реализации государственной политики.
В этом полная поддержка и понимание.

Говорю о необходимости запустить стандартную систему социологических опросов: каждые две недели замерять доверие к главе и членам правительства республики, главам районов, оценку принятых решений и целый ряд параметров. На удивление ответ: «Пока не надо, еще рано». Этого понять не могу. Опросы делаются не для того, чтобы получить позитивный ответ, а для того, чтобы получить объективный ответ. Как работать без нормальной «обратной связи»? Буду настаивать, чтобы запускать их как можно скорее.

Кроме того, чувствую - пора быстрее формировать группу по работе в интернете. В Карелии общество имеет традиции жесткой некомплиментарной оценки. Если для меня это мало что значит, появление таких материалов в интернете может на многих действовать очень чувствительно.  А если начать на них обращать внимание, то их инициаторы получат возможность влиять или хотя бы отвлекать власть. Этого допустить нельзя.

28.08.2010

Глава Карелии А.Нелидов проводит предложенное нами совещание по выборам в Петросовет. Все говорит правильно: «теоретически я ведь могу запереться и все без вас решить. Но я этого делать не буду». А.Нелидов — яркий и неординарный человек. Даже с точки зрения психологии коммуникации, не знаю осознанно или нет, но  он использует очень интересные приемы. Например, рассуждая вслух, он может во время переговоров несколько раз принимать то одну, то другую точку зрения, подвергая обе сомнению и рассуждая: «Так нам сделать? Или с другой стороны лучше так … Может быть, это верно? Или все-таки первый вариант?». Этот психологический прием позволяет ему выявить все точки зрения, раскачать всех на активную позицию и «выкладывание» всех аргументов, и в конце принять удобное ему решение. При этом оно будет выглядеть как консенсусное. С точки зрения психологии воздействия, это практически ноу-хау.

Договариваемся о том, что каждый из участников предлагает свой вариант, обсуждает совместно и приходит к общему решению. Все правильно. Цель достигнута. Вдруг в конце совещания А.Нелидов говорит: « Поручаю это Девлету Медетхановичу. Он за это отвечает. Принесете ему ваши предложения, договоритесь, а потом уже идите ко мне».

Стоп. Я ослышался? Мы же не так договаривались. Ошибка. Получается, что руководство «Единой России» должно свои предложения нести Алиханову? Который не только не является ее руководителем, но даже не член политсовета? Таким образом, партия фактически ставится под его контроль? А другие группы теперь поставлены в ситуацию, когда они идут договариваться не с главой Карелии, а с Алихановым, который пока даже не назначен заместителем главы? Это же явный символический сигнал для всех: кто хочет что-то решить, должен договариваться с ним. Очевидно, что функции согласования надо было передать независимому человеку, а не одному из игроков. Почему бы не поручить это, например, В.Хлебалину? Он спокойно подошел бы к делу, не стал бы никого давить, не стал бы вставлять в списки своих людей. Что делать? Как исправить? Беда.

30.08.2010

В федеральной прессе активно обсуждается тема воровства бюджетных средств на покупке томографов. Практически по всем регионам они закупались по цене в два раза больше. Недавно выяснилось, что в Карелии не только произошло то же самое, но и сами томографы находятся не в той кондиции, которая необходима. Я предлагаю обсудить эту ситуацию публично. Вне зависимости от того, что виновата предыдущая власть, это будет косвенный удар по нынешней. К сожалению, А.Нелидов принимает решение: «не будем мешать работе правоохранительных органов, пусть работают». Но тут уж ничего не поделаешь: госслужащий может сколько угодно стоять на своем и убеждать  руководство, но если политическое решение принято, надо его выполнять.

Меня вновь преследует «креативная группа». Это словосочетание глубоко запало в душу главы республики. Нужна мол «креативная группа». Я — за, но нужна нам не одна группа, а несколько,– пытаюсь я объяснять. Все намного хуже. Оказывается, глава видит «креативную группу» не как thinktank, а как замкнутую структуру, которая будет не только придумывать, но еще и выпускать «продукт», например, телевизионную продукцию. Пытаюсь объяснить, что так мы только породим монстра, которого власть  не сможет контролировать. Нельзя, чтобы одна и та же структура сама придумывала план действий, сама же его и осуществляла. Кончится тем, что будут частично украдены, частично разбазарены бюджетные деньги,  а через полгода мы вернемся к тому, с чего начали. Мы строим систему, когда власть 1) дает техническое задание нескольким группам, 2) выбирает подходящий по критерию качество/стоимость, 3) выдает этой группе задание на детальную проработку, 4) отдает на реализацию государственным структурам или снова проводит формальный или неформальный тендер на «выпуск продукта» по этой концепции. На каждом этапе мы контролируем ситуацию, а подрядчик знает: если сделает плохо или не вовремя, тогда мы передадим задание другим. Только так работает система. Кажется, убедил.

Посещаю Карельский государственный краеведческий музей - один из старейших на Северо-Западе России. Основанный еще в 1871 году, музей расположен в бывшей резиденции губернатора. Очень хорошая, по-современному оформленная экспозиция, интересные выставки, много материалов оцифровано на современном уровне.
 


По размерам зала приемов хорошо понятно, что представляла собой элита времен Олонецкой губернии Российском империи: с учетом присутствия жен не более 150 человек. Вот и вся элита региона. Сейчас, наверное, человек 300, не меньше.

Именно в музеях и надо преподавать детям уроки истории. Не водить группы раз или два в год, а просто там проводить занятия. Тогда будет и другой интерес к собственной земле, и знания, и расширение кругозора. Надо поговорить с министерством образования, каким образом встроить это в школьную программу в качестве обязательной части.


 
Это - минерал «мусковит» (московское стекло) - светлый, полупрозрачный природный камень, обладающий свойством легко расщепляться на тончайшие (толщиной в доли миллиметра), упругие и прочные пластины. До появления в 17 веке прозрачного оконного стекла мусковит был самым надёжным и качественным оконным материалом


31.08.2010
Принимаю решение создавать отдельный государственный комитет Республики Карелия по вопросам развития гражданского общества, взаимодействию с политическими партиями и СМИ. Почему? Во-первых, считаю, что власть не должна прятаться. Зачем играть в эту бесполезную и лицемерную игру? Всем понятно, что государственная власть занимается политикой,она должна ею заниматься. Поэтому и в названии и в функциях комитета будет взаимодействие с политическими партиями. Зачем пытаться стыдливо отказываться от того, что понятно и необходимо. Наоборот, когда власть ясно и четко заявляет свою программу, это снимает многие вопросы. Если же власть колеблется, делает шаг вперед, два шага назад, отказывается от своих слов и людей - это приводит к неуверенности и государственного аппарата, и общества. В конечном итоге – потеря управляемости.

В качестве примера, касающегося совершенного другого вопроса, но ясного по форме, напомню слова В.Путина о террористах, сказанные 10 лет назад: «…Мы будем преследовать террористов везде. Значит, вы уж меня извините, в туалете поймаем, мы и в сортире их замочим. Всё, вопрос закрыт окончательно». Не буду сейчас оценивать этическую или эстетическую составляющую данного высказывания. Но главное то, что эта крайне грубая фраза имела большой смысл: она кратко и предельно ясно обозначила политику государства. Это само по себе решило множество вопросов.

Вторая причина создания комитета связана с «распыленностью», неэффективностью и дублированием в Карелии функций государства по связям с общественностью. Частично они находятся в Министерстве культуры и по связям с общественостью, частично их выполняют пресс-секретари министерств – явно излишнее количество в 20 человек (на госслужбе, по совместительству и на договоре), работает управление информационной политики и отдел по работе с населением администрации главы, два издательских дома, телевизионный канал и т.д. Есть явные проблемы, связанные с отсутствием общей концепции работы и координации действий. Не говоря уже о том, что управление этими структурами «раскидано» по разным министерствам, и для принятия официальных решений необходимо 1) договориться с министром; 2) вместе с ним поставить задачу исполнителям; 3) провести совещание с ними с участием подведомственного СМИ или издательского дома; 4) подготовить министерству документы и 5) подписать документы у министра.  Таким образом, время реализации решения вместо разумных нескольких часов растягивается минимум на неделю.

Третья проблема связана с явной недооценкой задач взаимодействия с гражданским обществом и общественными организациями. Между тем, именно в Карелии эти организации достаточно сильные, некоторые даже имеют налаженные связи на уровне Скандинавии. А со стороны государства полностью этим вопросом официально, без совмещения функций, занимаются всего два человека.

Например, управление по работе с органами власти могла бы возглавить Т.И.Гречухина, которую мне все в один голос советовали уволить. Между тем, я имел возможность не раз убедиться, что она компетентный и ответственный работник. В направлении по работе с госорганами она была бы очень эффективна: огромный опыт работы, связи и персональное знание людей, умение проявить жесткость, когда надо (впрочем, иногда когда и не надо), готовность к авралам.



Структура же Комитета носит совершенно прозрачный характер и сделана исходя из имеющихся у него функций и имеющихся ресурсов по принципу сокращения общего количество ставок людей, занимающихся этой деятельности по различным министерствам.

Управление пресс-службы возглавит Д.Дюгай, компетентный и выдержанный человек. Увеличение количества людей планируется только на одного человека: к имеющемуся оператору надо добавить еще одного. Это нужно, чтобы можно было снимать одновременно два мероприятия или, как делается везде, мероприятия с А.Нелидовым двумя камерами: одна на него, другая на собеседников.

Управление информационной политики (семь человек) включается в полном составе из администрации главы республики. Собственно его расширения не планируется, только переструктуризация. С учетом резко возросшего значения интернета создается отдельный одноименный отдел из двух человек, которые будут вести блог главы республики, осуществлять мониторинг и распространять мнения государственной власти Карелии в интернете, на конференциях и в блогах. Как можно заниматься внутренней политикой и PR-обеспечением без проведения регулярных социологических исследований мне просто не понятно.  Надо запускать эту систему в первую очередь.

Управление по взаимодействию с органами исполнительной власти и отдел по взаимодействию с политическими партиями полностью комплектуется из пресс-секретарей министерств, их почти 20 человек (на госслужбе, по совместительству и договорам). Думаю, что в рамках сокращения аппарата одного-двух из них можно было бы и сократить. 

В отдел по взаимодействию с гражданским обществом переводятся сотрудники сокращаемого управления по взаимодействию с населением администрации главы республики, с учетом направления взаимодействия с Общественной палатой Карелии всего три человека, В отдел правового и кадрового обеспечения и в финансово-экономический отдел переводятся люди из Министерства культуры и по связям с общественностью: несколько человек, которые отвечали за связи с общественностью.

Главное, что вся эта административная реформа не увеличивает количества чиновников.

Но даже с учетом этого понимаю, что она вызовет критику, слышал о том, что в свое время в Карелии существовало Министерство печати, которое вызывало много вопросов. Будем объяснять, переубеждать и разъяснять, что мы делаем и для чего. Вообще, это касается всех действий: надо работать по принципу «Новая власть: все по-честному, без «разводок».

На меня выходят общественные организации Карелии, они приняли решение собрать подписи против попыток использовать события в Кондопоге 2006 года для очередного пиара Поткина-Белова. Как выясняется, он, наконец, написал свою книгу об этих событиях. Как он сам заявлял, она против моей книги «Кондопога: что это было?». Я правлю текст, предложенный общественностью, делаю его более четким. Его подписывает пара десятков общественных организаций и авторитетных людей, в том числе мать трагически погибшего во время этих событий. Но все это — мера превентивная т.к. участь Белова-Поткина, лишившегося своего движения и так и не раскрутившегося в политического деятеля, итак достаточно незавидная.  Распространять его мы будем только в том случае, если кто-то попытается снова начать расшатывать ситуацию на территории Карелии.

...

Четвертая часть Дневника будет опубликована на Актуальных Комментариях 17 января.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".