Статья
2831 5 апреля 2017 13:30

Голосование школьников

Перед политтехнологами поставлена сложная задача. На выборах президента необходимо получить два взаимоисключающих результата: с одной стороны, обеспечить высокую явку (от 70%), а с другой – достичь отметки в 70% для Путина. При низкой явке такой результат было бы обеспечить несложно, но если на выборы придут «непослушные избиратели», то возникает риск протестного голосования.

Выборы должны быть честными

Третье условие, которое еще более усложняет задачу, заключается в необходимости сделать выборы максимально честными и прозрачными. Такая же установка была дана и на выборах 2016 года, но некоторые исполнители на местах иногда по собственной инициативе и от большого желания выслужиться перед начальством организовывали вбросы и фальсификации на своих участках. Для исключения подобных ситуаций ЦИК укрепляет вертикаль, чтобы повысить контроль в регионах. Выборы будут проходить в ручном режиме, но, по всей видимости, по-другому решить такую сложную задачу не получится.

В итоге мы имеем амбициозную задачу, сложные условия ее выполнения, а также негативную протестную среду. Очевидно, что кондовые методы работать не будут.

Старые привычки

От старых привычек в 2018 году придется отказываться. Вернее, к ним нужно будет добавить что-то новое. Конечно, можно по старинке использовать проверенные форматы. Можно особым образом нарезать избирательные округа, смешав городское и сельское население, чтобы при подсчете не было полярных значений, «лепестковая нарезка» уже отлично показала себя на выборах-2016. Можно включить в потенциально протестные участки госучреждения, которые бы обеспечили приемлемый результат. Провести работу с бюджетниками, чтобы те правильно исполнили свой гражданский долг. А если ЦИК все же позволит проголосовать на другом участке без получения открепительного удостоверения, то у бюджетников пропадет оправдание «потерял/не дали открепительное», поэтому голосование в кабинете у начальника вполне реально. Можно поднажать на национальные республики и добиться не 99, а 100 процентов голосов за определенного кандидата. Все это отлично бы сработало, если бы явка была на уровне 30-40% как в 2016 году. Но если мы хотим явку в 70%, то нам нужно отказываться от старых подходов и устаревших технологий

Устаревшие технологии

Российские политтехнологи любят использовать проверенные методы работы. Если успех Трампа и Brexit связывают с большими данными, то успех «Единой России» на выборах 2016 года связывают с админресурсом, банальной рекламой в традиционных СМИ и старой-доброй технологией «от двери до двери», когда люди ножками ходят по квартирам. И, наверное, если средний возраст голосующих стремится к 40 годам, то это и правильно. Но старые технологии не будут работать с новым поколением. После акций протеста 26 марта все испугались проснувшейся молодежи. Это очень забавно, ведь эту молодежь пинали за абсентеизм и пассивность на протяжении последних пяти лет.

Политики очень хотели, чтобы молодежь заговорила, но то, что они услышали, им не понравилось. Сообщение оказалось очень простым: «Мы не хотим так жить». И это относится ко всему: мы не хотим таких условий жизни, мы не хотим таких социальных и карьерных лифтов, мы не хотим такой коррумпированной власти, мы не хотим хамского отношения к себе, мы не хотим голосовать так, как нам указывают.

На эту аудиторию не повлияет дорогой и красивый ролик по ТВ, так как она не смотрит телевизор. На них не повлияет бестолковый баннер с противным лозунгом. На них не повлияют призывы, звучащие на непонятном для молодежи языке. И если им в дверь позвонит болванчик в экипировке и с газетой в руках, то на них это тоже не произведет никакого впечатления.

Голосует школа

Предположим, что технологи президентской кампании все же решили использовать старые проверенные методы работы с электоратом. Они хорошо поработали с профессиональными голосующими, которые ходили на все выборы в Новейшей истории страны, и выдавили из них максимум возможного. Но на участки помимо привычной аудитории пришли «непослушные школьники», с которыми общий язык нашла оппозиция. Ведь, как оказалось, на митингах основную массу составили не школьники, которые голосовать в 2018 еще не могут (эта проблема переносится на 2024), а студенты и молодые люди в возрасте до 35 лет, которые придут на участок и сделают свой выбор.

И пусть Навального не допустят к выборам, протестное голосование всегда опасно тем, что оно непредсказуемо. Путин победит, с этим, пожалуй, уже никто и не спорит. Важно то, как он это сделает. В условиях тотальной накачки и медийного шума вокруг результат в 51% будет выглядеть как поражение. Вчера вы предлагали вводить монархию, а царя поддерживает только половина подданных, как же это так?

Власть оказалась в собственной ловушке. Пространство вокруг рейтинга Путина настолько перегрето самими СМИ, что участникам кампании-2018 работать в нем будет очень трудно.

Выборы в стиле MMORPG

Вообще как побеждать на выборах с молодежью, показал Навальный в 2013 году. Да, он не победил, но набрав 27% голосов на выборах мэра Москвы, удивил всех. Можно по-разному относиться к Навальному, но его команда смогла привлечь молодежь в свой волонтерский центр, они использовали интересные технологии, которые и сегодня кому-то покажутся новаторскими. Даже банальную технологию «от двери до двери» они превратили в игру. Была создана геотаргетированная сеть для сторонников, в которой любой желающий мог «захватить силами добра» свой дом и выполнять небольшие агитационные задания штаба. Например, проверить доставку газеты, сходить за ней на кубы, поговорить с соседями и друзьями о выборах. В итоге было зарегистрировано 32 тысячи сторонников из 16,8 тысяч домов Москвы. Если прикрутить к этой истории соревновательный эффект, систему уровней, прокачку собственных персонажей и прочее – получается готовая MMORPG с эффектом офлайн-участия.

Власть активно ищет варианты решения «проблемы молодежи», но они все лежат на поверхности. Если Навальный смог найти с ними общий язык, то, быть может, нужно присмотреться к его способам работы, а не вкачивать в бесполезные проекты Росмолодежи новые миллионы налогоплательщиков? Достаточно прийти с новой неизбитой программой, написанной на понятном языке и поданной через привычные для молодежи каналы коммуникации. Способны ли на это старые институты и эксперты? – Сомневаюсь.

И законы рынка здесь работают очень просто: если вы не находите нужный товар в магазине, где уже 17 лет закупаются ваши родители, то вы ищете новую точку. Находите в сети интернет-магазин, ассортимент которого вас устраивает, и совершаете в нем свою первую покупку. Родители могут вам сказать, что в старом магазине проверенный товар, классный продавец и у вас есть дисконтная карта, но какой в этом прок, если вам нечего там купить?

Михаил Карягин, политолог
____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".