Статья
16 Декабря 2015 12:41

Не держаться за первую кнопку

Конец года выдался кризисным: вместе с падением цен на нефть и сжатием уровня доходов населения теряется и безапелляционное доверие к власти. Безусловно, рейтинг президента Владимира Путина красноречиво высок и достигает максимальных значений. Однако два опроса, выпущенные ведущими социологическими центрами России – ВЦИОМом и «Левадой» – свидетельствуют о том, что предстоящая «Прямая линия» будет непростой. У россиян накапливается усталость, недоверие и сомнение в правильности решений, которые раньше казались единственно верными.

Так, ВЦИОМ провел опрос, касающийся отношения россиян к контрсанкциям. И, конечно, СМИ сделали акцент на том, что жители страны продолжают их поддерживать. Такие опросы социологи проводят регулярно. Но неожиданно в процентном отношении число сторонников этой меры снизилось, а доля тех, кто не одобряет этот шаг, за полтора года выросла с 9% до 20%.

Однако не исключено, что сторонников бизнесмена Дмитрия Потапенко, выступление которого на Московском экономическом форуме стало хитом соцсетей на прошлой неделе, достаточно много. Так, предприниматель утверждал, что бизнес получил четыре «нокаутирующих удара» со стороны российского правительства: «преступное продэмбарго», направленное на передел рынка, «запретительные и запредельные ставки кредитования», указ об уничтожении санкционных продуктов, а также «налог Ротенберга».

Судя по всему, продэмбарго расстраивает не только бизнес. Дает сбой и главный инструмент влияния на умы россиян – телевещание. Общеизвестно, что именно появление на федеральных каналах свидетельствует о популярности политика. Именно по программам и новостным выпускам можно судить о главных трендах и направлениях, которые волнуют власть. Так, совершенно неслучайно тему дальнобойщиков активно обсуждали в соцсетях, а сюжетов на этот счет на центральных каналах почти не было.

Эксперты также считают, что новые лица в политике не появляются именно потому, что их не пускают на экран ТВ.

Так, политолог Андрей Пионтковский недавно отметил, что «обновление» в рядах оппозиционеров не происходит из-за жесткой политики власти. «Появиться – это значит стать известным миллионам людей. А как это сделать без федеральных каналов? Алексей Навальный обрел известность благодаря использованию социальных сетей. Власть же делает все, чтобы новые люди на экранах не появлялись», – говорит Пионтковский.

Однако этот инструмент, судя по всему, «уплывает» из рук. Как свидетельствует опрос «Левада-центра», уровень доверия россиян к теленовостям упал в два раза за шесть лет. По данным социологов, четверть респондентов (24%) предпочитает в качестве источника новостей друзей, родных и соседей, каждый пятый (21%) – интернет-издания, по 13% – соцсети, газеты и радио.

При этом доверие к телевидению как источнику информации на протяжении последних шести лет неизменно падает. Так, если в 2009 году ТВ доверяло три четверти опрошенных – 79%, то сейчас – почти в два раза меньше – 41%. Так что соцсети могут составить серьезную конкуренцию телевизору в борьбе за умы и сердца россиян.

Впрочем, это произойдет не так быстро. Политтехнолог Валентин Бианки в беседе с «Актуальными комментариями» отметил, что влияние телевидения падает очень медленно. Также, по его словам, власть старается контролировать интернет и соцсети. «Если 5 лет назад можно было говорить о слабом контроле со стороны власти над Интернетом, то сейчас у нее есть достаточное количество ресурсов, чтобы обеспечивать повестку», – указал он.

Бианки подчеркнул, что влияние телевидения уменьшается постепенно. «По крайней мере, пока это не сильно меняет общую информационную картину, хотя с каждым годом интернет все значимее», – отметил эксперт.

Политтехнолог Андрей Колядин более категоричен. Он считает, что пришло время коренным образом пересмотреть ТВ-стратегию, иначе власть может оказаться в очень непростом положении. По его мнению, телевидение по-прежнему остается самым действенным и доходчивым инструментом, однако формат надо срочно менять.

«Если государство отпустит основной центр влияния – телевидение, то мы окажемся в девяностых годах. В эфире просто сменятся полюса: если сейчас все хорошо, станет абсолютно стопроцентно все плохо. Вы помните, когда мы смотрели только про бандитские разборки и про то, какой плохой Ельцин, и какие непорядочные люди, которые управляют страной», – напоминает эксперт.

Он считает, что должно быть государственное регулирование любых информационных потоков, но оно не должно быть основано на лжи.

«Если происходят события, связанные с «Платоном», то о них тоже должно рассказываться на федеральных каналах. Пусть и соответствующим образом, формируя информационное поле за счет экспертов. Да и Ротенбергов неплохо было бы увидеть, чтобы они появились на экранах и объяснили, почему это все происходит. То есть необходимо не бежать от народа, не закрывать информацию, не рассказывать чистую неправду, а работать с информационным полем», – поясняет Колядин.

Политтехнолог уверен, что если сейчас власть не успеет это сделать, у нее не останется информационных каналов влияния – люди перестанут верить всему, что она говорит. Вот это будет катастрофой.

____________

Читайте также:

Автор:
22 Февраля 2017 Новости  Американцы все лучше думают о Путине Популярность президента России Владимира Путина в США выросла до самого высокого с 2003 года уровня. Больше американцев стали одобрительно высказываться о российском лидере и о России. При этом лучше всего относится к России американская молодежь 21 Февраля 2017 Новости  Россияне не верят в митинги Каждый пятый россиянин считает проведение митингов эффективной мерой. По мнению 20% опрошенных, проведение акций протеста оказывает существенное воздействие на политику властей. При этом 67% граждан России, напротив, считают подобные меры бесполезными. 20 Февраля 2017 Новости  Американцы не любят Россию Американцы стали относиться к России хуже, свидетельствует опрос группы Gallup. За последний год уровень популярности РФ в США снизился на два процентных пункта и достиг 28%.  Наша страна попала в группу стран, к которой американцы относятся «неблагосклонно». 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".