Статья
1743 18 декабря 2017 12:34

Нетехнологичные выборы

Сегодня в «Российской газете» опубликовано постановление Совета Федерации о назначении даты президентских выборов. Избирательная кампания началась официально. Сейчас кандидаты в кандидаты могут без лишних оговорок начать готовить все, что необходимо для регистрации.

Как будут формироваться штабы кандидатов, какие технологии они будут применять во время гонки, кому удастся (и удастся ли) опровергнуть прогнозы социологов, и кто сможет найти оригинальные способы для повышения внимания к собственной персоне?

Об этом «Актуальные комментарии» поговорили с политологами и политтехнологами.

Формирование штабов

О желании участвовать в выборах заявили Навальный, Явлинский, Жириновский, Собчак, Титов и Путин.
  
На данный момент штабы сформированы только у Навального и Собчак. Путин на пресс-конференции 14 декабре заявил, что штаб будет сформирован в ближайшее время. О командах остальных кандидатов ничего не известно.

По мнению политтехнолога Вячеслава Смирнова, имеет смысл обсуждать штабы и тактику только тех кандидатов, которые точно будут зарегистрированы: «Пока можно говорить о трех штабах: Путина, Жириновского и Зюганова. Конфигурация и драматургия путинского штаба неизвестна, но можно предположить, что основная агитация пойдет через электронные СМИ и телевещание. Реальные дела, реализация крупных проектов, реагирование на обращения граждан, поезди президента по регионам — на всем этом и будет строиться кампания», — считает эксперт.

Зюганов должен дать ответ о своем участии в выборах на этой неделе, а Жириновский, хоть и объявил о намерениях, штаб до сих пор не создает. Причина затягивания с формированием штабов проста. Для регистрации Жириновскому и другим кандидатам от парламентских партий не придется собирать подписи, а сама кампания из-за недостатка средств у партий, будет проходить экономно. Недостаток средств виден как в отчетах партий, так и по тратам на сентябрьских выборах, которые оказались финансово неэффективными.

К выборам в этот раз подход сугубо утилитарный: если на них нельзя выиграть, то на них нужно не проиграть. В случае, если кандидат от партии набирает более 3% голосов, то партия, его выдвинувшая, получает по 20 рублей за голос каждого избирателя. Например, ЛДПР за прошлые президентские выборы получила 89 миллионов рублей. Да, это не та сумма, чтобы говорить о прибыли. На агитацию партии потратили гораздо больше. Но все же это способ минимизации потерь. Сейчас парламентские партии будут стараться провести бюджетные кампании с максимальным эффектом в виде голосов избирателей, поэтому новых технологий и нестандартных решений ждать не приходится.

Технологии

Использование новых технологий и импорт западных новинок требует дополнительных ресурсов, а также несет с собой риски, так как опыт может оказаться неудачным.

По мнению Смирнова, представители «старой гвардии» будут использовать традиционные и не всегда эффективные меры работы: «у Жириновского и Зюганова цель проще, но не менее захватывающая. Они будут бороться за второе место. Продавая своим группам поддержки личные выступления и проверенные программные рецепты. Штабы у них — техническая обслуга, бухгалтера, экспедиция, логисты. Главное действующее лицо — сам кандидат, его пресс-секретарь. Агитация пойдет через билборды, поле и телевиденье. Задача мобилизовать своих и по возможности оттяпать часть голосов у конкурента», — отмечает эксперт.

С ним согласен и политтехнолог Андрей Максимов, который также считает, что на выборах будут доминировать старые, проверенные методы: «Политика — штука консервативная, каждый из них будет заниматься мобилизацией собственного электората. Сначала нужно консолидировать собственный электорат, добиться доминирования на своем политическом поле: это касается как Владимира Владимировича (он общенациональный лидер и должен доминировать везде и над всеми), так и узкопартийных лидеров», считает эксперт.

На первое место по важности Максимов ставит проведение массовых мероприятий, на второе — сетевые технологии. Для внедрения новых технологий, по его мнению, уже слишком мало времени, например, для раскрутки мобильного приложения нужен хотя бы год: «В первую очередь потому, что он не так регламентирован как ТВ и пресса, которые практически убиты запретом на публикацию изображений сторонников. В интернете таких ограничений не существует. В первую очередь, это социальные сети, YouTube, в меньшей степени телеграм-каналы. Возможно, кто-то кроме Навального успеет запустить свои мобильные приложения, хотя время уже упущено. Эта технология очень хорошо работала на американских выборах, но она раскручивалась в течение года», — отмечает Максимов.

Практика использования мобильных приложений, как отмечает Максимов, была распространена в США на последних президентских выборах: «у Клинтон и Трампа было больше десятка мобильных приложений: и игровые, и информационные, и можно было сделать селфи с кандидатом, не находясь с ним рядом. Массам была инструментов», — отмечает эксперт.

О перспективности мобильных приложений в интервью АК рассказал и эксперт Рустем Адагамов, однако, по его мнению, сегодня из кандидатов, которые пройдут регистрацию, на такую технологию способен только штаб Собчак: «что касается Собчак, она будет делать ставку на интернет и волонтеров. Удастся ли собрать ей нужное количество подписей — сложно сказать. Как вариант, она может запустить мобильное приложение, но это зависит от имеющихся средств», — считает Адагамов.

Технологии бойкота выборов

Навальный, которого, скорее всего, не зарегистрируют для участия в предстоящих выборах, предпримет попытки по их бойкотированию. Если в 2016 году оппозиционер не вел кампанию по дискредитации выборов, то теперь собирается активно агитировать за неучастие.

Однако эксперты считают, что ему не удастся серьезно повлиять на ситуацию: «Навальный будет пытаться давить на власть, чтобы путем проведения массовых акций (причем будет делать ставку не на численность, а на географию — ему надо показать, что его люди присутствуют везде) добиться легитимизации себя как кандидата. На мой взгляд, он этого не добьется», — считает Максимов.

Эксперты отмечают сложность резкого поворота кампании в столь короткий промежуток времени. Придется менять как агитацию, так и технологии ее распространения. На это Навальному может банально не хватить ресурсов.

Кроме того, за год своей кампании Навальному не удалось набрать необходимой критической массы, чтобы его отказ в регистрации возмутил достаточное количество людей. По последним данным социологических служб, о Навальном знают только 55% россиян, а проголосовать на выборах готов 1%.

Отсутствие перспектив

Причиной, по которой штабы не заинтересованы во внедрении новых технологических решений, является предопределенность результата. Кандидаты будут соперничать друг с другом за второе, но не первое место, а разброс рейтингов даже во «второй лиге» столь велик, что не имеет смысла по крупицам добывать себе дополнительные очки, все равно не удастся в корне изменить результат.

Президентские выборы в США показали, что технологии имеют значение, но дают прибавку лишь в несколько десятых процента. Если конкуренция очень жесткая, то, конечно, кандидаты заинтересованы во внедрении новых, уникальных технологий, которых ни у кого нет. Команда Трампа была одной из первых, кто использовал большие данные для микротаргетинга, это дало незначительное преимущество, которое в сумме с другими технологиями и позволило выиграть выборы. Любые новые решения — это риск и ресурсы, на которые не согласны кандидаты, не имеющие перспектив одержать победу или достичь определенные для себя цели.

Кампания Навального по бойкоту выборов тоже провалится, так как он не готов жертвовать собственным политическим будущим, на которое, конечно, рассчитывает. Кроме того, он знает, что оказать значительный эффект на легитимность выборов не удастся, а значит не имеет смысла тратить собранные с таким трудом средства на заранее провальную кампанию. Как отмечают эксперты, политик может их оставить на поддержание деятельности ФБК или будущие кампании. Поэтому и от бойкота выборов не следует ждать интересных технологий и новых решений.


Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".