Статья
16 Февраля 2016 19:43

Неудобная ситуация

Секторальные санкции, введенные против России Европейским союзом и Соединенными Штатами, могут быть отменены в конце 2016 года или в середине 2017 года. Вероятность такого сценария возрастает в связи с развитием внутриполитического кризиса на Украине и нежеланием украинской элиты выполнять политическую часть Минских соглашений, то есть интегрировать Донбасс на условиях, зафиксированных в Минске-2.

На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев предложил Европейскому союзу «набраться мужества» и снять антироссийские санкции. От санкций страдает бизнес (внешнеторговый оборот между Россией и Евросоюзом упал до десятилетнего минимума), требования которого к политикам найти алгоритмы восстановления экономического сотрудничества на фоне «заморозки» конфликта в Донбассе звучат все громче.
 
Секторальные санкции (то есть ограничения для российских компаний и банков) привязаны к выполнению Минских соглашений. Это требование, в свою очередь, имеет четкую верификацию – восстановление Украиной полного контроля над границей с Россией. Как только Киев вернет контроль над тем участком границы, который сейчас находится под контролем ДНР и ЛНР, и этот факт подтвердит миссия ОБСЕ, Совет Европейского союза и США должны отменить все секторальные санкции, в том числе касающиеся нефтяного и банковского секторов. Останутся в силе только ограничения, напрямую относящиеся к компаниям, которые ведут деятельность в Крыму. Под вопросом и отмена персональных санкций, которые станут предметом отдельного торга.
 
Однако снятие секторальных санкций возможно до или вне зависимости от возвращения контроля Киева над границей. Это может произойти в том случае, если Берлин, Париж и Вашингтон признают Украину стороной, которая несет ответственность за невыполнение Минских соглашений.

Одновременно Россия должна быть признана стороной, которая не в состоянии оказывать влияние на условия завершения процесса мирного урегулирования. В данный момент Киев как раз создал такую переговорную ситуацию, при которой, отказываясь выполнять свои обязательства, он делает невозможным для Москвы завершить выполнение своих обязательств – то есть обеспечить передачу украинской стороне контроля над границей.
 
Напомним, что выполнение Минских соглашений – результат обоюдного поступательного движения сторон к общей цели. Соглашения фиксируют этапы мирного урегулирования, которое начинается с прекращения огня и движется через конституционную реформу на Украине к проведению выборов, амнистии и восстановлению контроля над границей. После переноса выполнения Минских соглашений на 2016 год вопросы политического урегулирования стали ключевыми.

Тем не менее, украинские официальные лица подчеркивают нецелесообразность выполнения политической части соглашений. А внутриполитическая ситуация на Украине такова, что политические силы не в состоянии выполнить те обязательства, которые были приняты в рамках Минска-2. Так, представитель Украины в политической подгруппе Контактной группы Владимир Горбулин на прошлой неделе опубликовал статью, в которой де-факто призывает не выполнять Минские соглашения, ссылаясь на «ситуацию приближения политического кризиса в России». Верховная Рада отказывается рассматривать во втором чтении Конституционную реформу, предоставляющую Донбассу особый статус, не вводит в действие амнистию участникам событий в Донбассе и закон об особом статусе. Украинские представители в Контактной группе тормозят согласование специального закона о выборах на территории ДНР и ЛНР.

Эскалация политического кризиса, угроза досрочных выборов в Верховную Раду дают основания сомневаться в том, что Украина завершит выполнения своих обязательств до конца текущего года и что соответственно в Донбассе будут проведены местные выборы по украинскому закону.

Ключевым остается вопрос о завершении конституционной реформы, требование которой содержится в Минских соглашениях. Если поправки в Конституцию не будут рассмотрены во втором чтении или не будут приняты, Донбасс не получит особого статуса, а выборы не смогут состояться. В итоге Минские соглашения не будут выполнены. Таким образом, украинские власти загнали сами в себя в тупик, из которого им будет сложно выбраться в течение года.
 
Нет больших сомнений относительно того, что санкции в отношении России 31 июля 2016 года будут продлены. Однако если реализация Минских соглашений будет упираться в несостоятельность Киева выполнить свои обязательства, их продление по итогам 2016 года будет нецелесообразным. Западу будет сложно представить политические аргументы, чтобы продолжать санкционную политику в нынешнем объеме. Следует также понимать, что Европейский союз не пойдет на одностороннюю отмену санкций. Решение о смягчении санкций, скорее всего, будет совместным с Вашингтоном. 20 января 2017 года в США будет приведен к присяге новый президент. Барак Обама может оставить проблему налаживания отношений с Россией на решение новой администрации. Поэтому отмена секторальных санкций может стать одним из первых шагов в направлении «перезагрузки» российско-американских отношений.

Многое будет также зависеть от эффективной работы российской дипломатии, которой предстоит убедить своих западных коллег в том, что Москва не может выполнить последнее и ключевое условие Минских соглашений, поскольку Киев блокирует движение мирного процесса к завершающему этапу. Для укрепления своих позиций Россия может инициировать заключение очередного соглашения о прекращении огня, к выполнению которого будут жестко принуждаться республики.

Невыполнение Украиной политической части Минских соглашений и соблюдение соглашения о прекращении огня поставит Запад в конце года в неудобную ситуацию. Санкции будут действовать, в то время как сторона, на которую эти санкции наложены, не сможет оказывать влияние на условия их снятия. Таким образом, вопрос о передаче границы может оказаться нерелевантным потому, что не Москва, а Киев блокирует ее возвращение. В результате к лету 2017 года секторальные санкции с России могут быть сняты, а конфликт в Донбассе заморожен на неопределенное время.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»

Все материалы автора
____________

Читайте также:
26 Мая 2016 Общество
Половина госпрограмм признана неэффективной
 Половина госпрограмм признана неэффективной Премьер-министр России Дмитрий Медведев продолжает делать откровенные признания. Несколько дней назад глава правительства в ходе рабочей поездки в Республику Крым заявил, что на индексацию пенсий в бюджете нет денег. Теперь наступила очередь государственных программ.
24 Мая 2016 Общество
Проблема пенсий в Крыму выдумана
 Проблема пенсий в Крыму выдумана В ходе визита премьер-министра России Дмитрия Медведева в Крым жители Феодосии пожаловались главе правительства на маленькие пенсии. Медведев сообщил, что денег пока нет. Власти Крыма подчеркивают, что выплаты на полуострове такие же, как и по всей России.
26 Апреля 2016 Экономика
Медведев не знает, как остановить спад экономики
 Медведев не знает, как остановить спад экономики Ситуация в экономике далека от идеальной, чиновники сообщают об этом постоянно. Темпы роста в целом по российской экономике остаются отрицательными, спад ВВП за первые три месяца текущего года составил 1,4%. Об этом сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на расширенной коллегии Минэкономразвития.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".