Статья
482 11 ноября 2009 0:00

Поиск компромисса

 

Наиболее актуальным кадровым вопросом на минувшей неделе стало выдвижение кандидатуры на пост губернатора Свердловской области. Полномочия действующего главы региона Эдуарда Росселя истекают уже 21 ноября, в СМИ периодически появлялись сообщения о созыве внеочередной сессии областного парламента для обсуждения кандидатур и слухи о возможных «назначенцах», однако решение президента пока остается неизвестным. Разнонаправленность информационных потоков вполне объяснима: политическая ситуация в области характеризуется напряженностью, которую усиливала неопределенность и непредсказуемость федерального кадрового выбора для местной элиты.

В предложенный на рассмотрение президента список кандидатов на пост губернатора Свердловской области вошли Эдуард Россель, председатель областного правительства Виктор Кокшаров и директор департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ Александр Мишарин. Включение в документ Росселя продлило политическую интригу и спровоцировало в СМИ бурную дискуссию о перспективах пролонгации его полномочий. Однако это решение изначально стоило рассматривать как компромиссную политическую меру, призванную предотвратить обострение давних противоречий между губернатором и руководством «Единой России», а также поддержать стабильность в регионе с неоднородной и конфликтной элитой.

Решение президента о внесении на рассмотрение регионального парламента кандидатуры Александра Мишарина политически целесообразно: в регионе сложился ряд предпосылок для смены власти. В первую очередь, речь идет об ухудшении социально-экономического положения Свердловской области как одной из промышленных территорий, в наибольшей степени пострадавших из-за последствий кризиса. Регион, экономика которого ориентирована на несколько ключевых отраслей промышленности (металлургия, машиностроение, нефтехимия и пр.), испытал сильный спад производства, что, в свою очередь, повлекло значительный рост бюджетного дефицита. Сложное положение усугубляет значительная доля «моногородов», в которых высоки риски дестабилизации социально-политической ситуации из-за роста реальной безработицы. Политическим фактором, способствующим ротации власти, выступала необходимость обновления управленческих кадров. В октябре Эдуарду Росселю, возглавляющему регион с 1990 г. (занимал различные должности), исполнилось 72 года, и пролонгация его полномочий не соответствует курсу Дмитрия Медведева на «омоложение» состава управленческих кадров на федеральном и региональном уровне в целях повышения эффективности их работы.

Выдвижение на пост губернатора главы правительственного департамента Александра Мишарина мотивировано необходимостью повышения эффективности реализации антикризисной программы в регионе, испытывающем влияние неблагоприятных экономических трендов. Выходец из Свердловской области, Мишарин имеет репутацию профессионала высокого уровня, ранее он работал в различных федеральных ведомствах (МПС, Минтранс и др.), хорошо знаком с экономической спецификой региона и призван применить менеджерский поход на уровне субъекта федерации. Вероятно, предложенная Дмитрием Медведевым кандидатура получит поддержку депутатов регионального заксобрания уже в ближайшие дни. При этом Эдуарду Росселю как одному из наиболее влиятельных региональных лидеров может быть предложен «символический» пост в системе федеральных органов власти, например, в Совета Федерации (пост представителя областного парламента в СФ вакантен).

Обострение внутриэлитных противоречий на минувшей неделе сопровождало продолжающийся уже около года «торг» по кадровому вопросу между Центром и руководством Башкирии. С точки зрения «ресурсоемкости» (крупнейший в Европе комплекс нефтегазовых предприятий) регион остается одним из самых привлекательных «активов», и это обостряет борьбу за власть. Минувшая неделя ознаменовалась скандальной информационной кампанией: появление в сети Интернет аудиозаписи, компрометирующей премьер-министра Раиля Сарбаева («человек, похожий на Сарбаева», говорил о взятках и своих политических амбициях), нанесло значительный имиджевый ущерб члену правящего «клана» и минимизировало вероятность передачи власти в Башкирии «преемнику» действующего президента Муртазы Рахимова. Не исключено, что итогом скандала (заключение Следственного комитета о проверке подлинности аудиозаписи должно быть опубликовано на текущей неделе) станет смещение Сарбаева с занимаемой должности. Тем самым Центр продолжит курс на раздробление «команды» Рахимова в целях усиления влияния федеральной власти на ситуацию в республике. Тем не менее, оснований для того, чтобы прогнозировать скорую отставку президента Башкирии, пока недостаточно.

Федеральным интересам в наибольшей степени соответствует досрочное сложение полномочий Муртазой Рахимовым и выдвижение на пост президента республики кандидата, не связанного с кланом, контролирующим основные властные посты на данном этапе, и способного обеспечить экономические интересы федеральных компаний в регионе. Однако поиск компромиссной кандидатуры осложняется необходимостью учета интересов национальных элит: этнический фактор имеет стратегическое значение для поддержания стабильности. Среди обсуждаемых на федеральном уровне кандидатур можно выделить члена СФ от парламента Башкирии, выходца из «силовых» структур Рудика Искужина и председателя жилищного комитета администрации Петербурга Юниса Лукманова. Однако окончательное решение не принято: первый, по некоторым данным, уже отказался от подобного предложения, сославшись на солидный возраст (58 лет), второй не имеет налаженных связей с региональным элитным сообществом, что может негативно сказаться на управленческой эффективности. Дополнительные риски, связанные со сменой власти, создает неблагоприятная экономическая конъюнктура, связанная с последствиями кризиса. Не исключено, что Муртаза Рахимов успешно использовал подобные аргументы в «торге» с Центром, «обменяв» переданные АФК «Система» топливно-энергетические активы на возможность сохранения поста.

 

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".