Статья
6 Августа 2015 18:00

Суэцких каналов стало два

Суэцких каналов стало два
Фото: Flickr.com

Сегодня проходит церемония открытия нового русла Суэцкого канала. Теперь эта водная артерия сможет пропускать в сутки почти сотню крупнотоннажных судов, поэтому и ее значение для мирового рынка углеводородов может резко возрасти.

Впрочем, среди российских экспертов нет единой точки зрения на данное событие: кто-то считает, что обновленный Канал напрямую повлияет на нефтяные котировки и приведет к еще большему удешевлению углеводородного сырья, другие же не видят причин для беспокойства.

История Суэцкого канала насчитывает не одно тысячелетие. По мнению ученых, канал был создан ещё во времена Двенадцатой Династии фараона Сенусерта III (1888—1878 года до н. э.). Император Траян (98-117) углубил его. Канал был известен под названием «река Траяна», он обеспечивал судоходство, но затем был заброшен. В 776 году по приказу халифа Мансура его окончательно засыпали, чтобы не уводить торговые пути от центра Халифата. Восстановленный канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года.

Суэцкий канал «уронит» нефть

Главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский заявил «Актуальным комментариям», что открытие нового русла Суэцкого канала, конечно, повлияет на рынок нефти в сторону еще большего удешевления этого углеводорода. «Связано это с тем, что вторая ветка Суэцкого канала позволит сократить время прохождения самого Суэца с 18-20 часов до 10 часов, то есть в два раза. Кроме того, за счет того, что танкеры будут проходить существенно меньший по времени объем транспортной коммуникации, уменьшатся и дополнительные затраты нефтегазовых кампаний на транспортировку нефти к конечным потребителям», – считает эксперт.

Первоначально обновленный Суэцкий планировали прорыть за три года, однако он был построен в рекордные сроки – 12 месяцев. 8 миллиардов долларов на проект государству одолжили египетские граждане, приобретя специально выпущенные гособлигации. К работе по прокладке нового русла Египет привлек крупнейшие в этой области компании из Европы, им активно помогала египетская армия.

Никита Кричевский также отметил, что удешевление вследствие открытия канала, которое произойдет сегодня, уже видно на котировках нефти, они с начала этого дня устойчиво снижаются, и вполне вероятно, что после того как трейдеры, нефтяные кампании и конечные потребители подсчитают эффект от нового русла, цена «черного золота» упадет еще ниже.

Что касается рынка СПГ, то, по мнению Кричевского, на него открытие обновленной транспортной артерии может повлиять скорее косвенно. «Вполне вероятно, что уменьшение по времени маршрута транспортировки углеводородов, будь то СПГ, даже если второе русло Суэцкого канала будет экономить время весьма призрачно, все равно скажется на стоимости энергоносителей», – уверен эксперт.

Директор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин отметил, что вопросы транспортной доступности важны как для рынков нефти, так и для СПГ. «Дело в том, что СПГ-танкеры – это крупнейшие суда, больше сотни метров длины. И они могут проходить далеко не через все маршруты. В результате сейчас идет и расширение Панамского канала именно для того, чтобы он мог пропускать современные супертанкеры СПГ», – уточнил эксперт «Актуальным комментариям».

С введением в эксплуатацию нового русла время прохода судов по каналу сократится с 18 до 10 часов, еще одним важным новшеством водного пути стало значительное углубление его дна — теперь по нему смогут проходить даже самые крупногабаритные суда. По подсчетам администрации канала, новое русло позволит увеличить количество проходящих по нему кораблей с 47 до 98 в сутки.

По словам Владимира Фейгина, сейчас достаточно сложно понять, как идет формирование цены на нефть на мировых рынках, оно не имеет прямого отношения к реальным процессам. «Я не думаю, что увеличение пропускной способности Суэцкого канала сразу скажется на ценах. Но это может повлиять на снижение дифференциалов между разными рынками. Рынки будут сближаться и конкуренция станет выше. Что, бесспорно, позитивный фактор», – уточнил он.

Читайте также КНР обойдется без Великой депрессии

Суэцкий канал поможет транспортировать иранское «черное золото»

Эксперт Института стран Азии и Африки (ИСАА) Сергей Демиденко считает, что открытие обновленного Суэцкого канала – это большое событие в экономической жизни Египта. Однако, по его мнению, расширение этой водной артерии пока не повлияет на стоимость энергоносителей. «Конечно, важно и хорошо, что транспортные возможности улучшаются, но, на мой взгляд, этот проект сыграет свою роль в мировой нефтегазовой конъюнктуре в том случае, когда по каналу пойдет, в первую очередь, нефть и газ из Ирана. Тогда, безусловно, цены на углеводороды пойдут вниз. Но пока переживать не стоит, сколько перевозили по Суэцкому каналу, столько и будут перевозить», – заявил эксперт в интервью «Актуальным комментариям».

Сергей Демиденко рассказал, что негативный сценарий может быть реализован лет через пять-шесть, когда иранские энергоресурсы смогут в полной мере попасть на мировые рынки.

Читайте также Нефтяников позвали в Сирию

Такой же точки зрения придерживается и директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. По его словам, расширение Суэцкого канала может оказать влияние на мировой рынок нефти, когда через него пойдут танкеры с «черным золотом» из Ирана: «Это произойдет не сейчас, а в среднесрочной перспективе, когда у Тегерана появится такая возможность, и будут заключены сделки на поставки нефти», уточнил Дмитрий Журавлев.

Нефть пойдет мимо Суэцкого канала

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, напротив, уверен, что увеличение пропускной способности Суэцкого канала никак не повлияет на нефтяной рынок. «Там есть достаточно много проблем, связанных с прохождением по этому маршруту. Его, прямо скажем, совсем не любят. Дело в том, что в месте выхода танкеров в Индийский океан их поджидают пираты. Поэтому большинство компаний делают все возможное, чтобы обойти этот маршрут», – отметил эксперт «Актуальным комментариям».

Он уточнил, что хотя с Ближнего Востока и идет основной поток нефти, больше всего этого «черного золота» транспортируется через Персидский залив, и только маленькая часть проходит по Суэцкому канал: «Я не думаю, что Суэцкий канал сильно повлияет на нефтяной рынок, мы, скорее всего, вообще ничего не заметим».

Автор:
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".