Статья
10 Августа 2011 13:25

Технологии против коррупции

<p>Скандал с «мертвыми душами» в Втором мединституте получил  логическое продолжение. Министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова сегодня подписала указ об освобождении от должности ректора Второго мединститута, академика РАМН Николая Володина, который также возглавлял приемную комиссию  вуза.</p>
<p>Кроме этого, своих должностей лишились секретарь приемной комиссии РНИМУ им.Н.Пирогова и лица, причастные к махинациям с рейтинговыми списками абитуриентов на поступление в вуз. Об этом, как сообщает «Интерфакс», заявили в пресс-службе Минздравсоцразвития.</p>
<p>В министерстве заявили, что совместная проверка комиссии Минздравсоцразвития РФ и Рособрнадзора подтвердила факты нарушений в работе приемной комиссии медуниверситета им.Пирогова по поводу включения в базу данных абитуриентов 2011 года лиц, которые не подавали документы на поступление.</p>
<p>«По итогам совместной проверки был составлен протокол об административном правонарушении, который был направлен на рассмотрение в Генпрокуратуру», - сказали в министерстве.</p>
<p>Более того, также сообщается, что генпрокуратура РФ направляет в Следственный комитет материалы о своей проверке в Медицинском университете имени Пирогова для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.</p>
<p>«Материалы проверки направлены в Следственный комитет РФ для решения вопроса об уголовном преследовании виновных должностных лиц университета по ч. 1 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и ч. 2 ст. 292 (служебный подлог) УК РФ», - сообщила официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева.</p>
<p>По данным ведомства, 27 июля 2011 года приемная комиссия вуза по итогам приема документов от поступающих утвердила список лиц, рекомендованных к зачислению, в котором оказалось 626 фамилий вымышленных абитуриентов с завышенными результатами сдачи ЕГЭ. В тот же день список был опубликован на сайте университета, а также размещен на информационной стенде комиссии.</p>
<p>Гриднева подчеркнула, что включению должностными лицами университета «мертвых душ»  в список не помешало даже то обстоятельство, что на этих «абитуриентов» в установленном порядке не заводились личные дела, а также имелись официальные сведения об отсутствии о них информации в федеральной базе данных об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ.<br />
Кроме того, она отметила, что университет осуществлял прием граждан на обучение по неаккредитованным программам высшего профессионального образования.</p>
<p>«Несмотря на изменение наименования, до настоящего времени вуз не представил документы в лицензирующий орган для переоформления лицензии на занятие образовательной деятельностью», - сказала представитель Генпрокуратуры.<br />
 <br />
Напомним, <a href="http://actualcomment.ru/news/28335/">скандал с «мертвыми» душами» в мединституте имени Пирогова вспыхнул 4 августа</a>.</p>
<p>Московский программист Виктор Симак, проанализировав с помощью компьютерной программы списки поступающих в медицинские вузы столицы, заявил, что нашел абитуриентов-«призраков» с высокими баллами по ЕГЭ в приемной кампании РНИМУ.</p>
<p>Это, по словам Симака, дает возможность руководству вуза в ходе третьей, «неофициальной» волны зачисления принимать на «освободившиеся» места абитуриентов с низкими баллами по ЕГЭ, которые уже отчаялись куда-либо поступить. В Студенческом союзе полагают, что на бюджетные места в итоге могут попадать только «выгодные» вузу абитуриенты. В свою очередь ректор «второго меда» заявил, что сейчас в вузе по этому факту проводится служебное расследование.</p>
<p>В результате Минздравсоцразвития обратилось в Рособрнадзор с просьбой провести проверку в РНИМУ имени Пирогова из-за сообщения о нарушениях при приеме абитуриентов. Так, благодаря новым технологиям тайное стало явным. Результаты проверки подтвердили наличие коррумпированной схемы в вузе.</p>
<p>В ближайшее время, как сообщают СМИ со ссылкой на Минздравсоцразвития РФ, будет назначен новый ректор в медуниверситет им.Н.Пирогова.  Данный факт свидетельствует, что новые технологии  положили начало новой эре в борьбе с коррупцией. Всемирная сеть вновь и вновь демонстрирует свое могущество, где прозрачность и общедоступность – не просто красивые слова.</p>
<p>И в этом свете , конечно, совершенно не случайно руководство страны делает ставку на интернет технологии. Так,  буквально сегодня президент России Дмитрий Медведев подписал указы о размещении в Интернете госорганами информации о своей деятельности. В частности, президент  подписал указы о перечнях размещаемой в Интернете информации для Государственной фельдъегерской службы, ФСИН, СВР, МИД, управделами президента, ФССП, Минюста, Спецстроя, Рособоронпоставки, Рособоронзаказа, ФСВТС, Минобороны, ФМС, ФСТЭК, ФСО, МВД, ФСКН, МЧС и Россотрудничества.</p>
<p>Медведев  пояснил, что эта информация касается принимаемых решений, формирования нормативной базы, вопросов, относящихся к компетенции того или иного ведомства, о государственных служащих, в том числе их доходов. Президент  поручил главе Минкомсвязи Игорю Щеголеву обеспечить мониторинг этого процесса. «Эта информация должна размещаться публично в сети Интернет, чтобы быть доступной для граждан страны», - подчеркнул президент.</p>
<p>«Хотелось бы, чтобы министерства и ведомства обеспечили полноценное функционирование этого сервиса, а граждане России, желающие получить информацию будь-то от Минобороны и до спецслужб, конечно, в установленных законом рамках, могли этим сервисом воспользоваться и получить такие сведения из сети», - добавил президент.<br />
 <br />
По мнению экспертов, новые технологии действительно заставляют чиновников осторожничать. Такое мнение «Актуальным комментариям» высказал преподаватель ВШЭ Кирилл Мартынов. Однако, по его словам, это не означает, что «серые схемы»  перестанут существовать. Просто осуществлять их станет сложнее. Как отметил Мартынов, введение ЕГЭ и популяризация компьютерных технологий значительно осложнили жизнь преподавателям вузов, которые были задействованы в коррупционных схемах.<br />
 <br />
Профессор Высшей школы экономики Андрей Хазин также считает, что новые технологии заставляют потенциальных взяткополучателей изобретать новые схемы. «В этом смысле конечно процесс будет бесконечным. К сожалению, вся история государственного управления во всем мире говорит о том, что это бесконечная гонка между обществом и продажными чиновниками. Одни хотят наполнить свои карманы за счет общества, а общество стремится защититься от этого», - сказал Хазин «Актуальным комментариям».</p>
<p>По  его мнению, главный положительный момент в этой истории то, что  вскрытые в вузе нарушения стали предметом общественного обсуждения, а чиновники, включая ректора, наказаны. «Подобного  мы давно не видели аналогичных ситуациях», - отметил Хазин.</p>
<p>Эксперты уверены, что новые технологии и законодательство осложняют жизнь коррупционерам, но это вовсе не означает, что коррупционным схемам в российских вузах положен конец.</p>
<p>«Человек не совершенен, взятки брали и будут брать всегда, другое дело что задача законодателя ограничить все ставшие известными схемы и ставить как можно больше препятствий возможным новым схемам, которые позволяют либо брать взятки, либо воровать государственные деньги!, - отметил Хазин.</p>
<p>Если так, то, может, проще и честнее просто объявить «популярные» специальности платными?</p>
<p>Специалисты уверены, что нужно совершенствовать саму систему. Так, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль считает ошибочным принятие абитуриентов в медицинские вузы только по результатам ЕГЭ.</p>
<p>«Это огромная ошибка - только по ЕГЭ принимать в медицинский институт. Абсолютно. Даже обучение в институте и отметки не являются показателем, какой будет доктор», - заявил Рошаль на пресс-конференции в Нижнем Новгороде.</p>
<p>Он пояснил, что с ним на курсе учились ребята, которые получали «тройки» -»четверки», а сейчас стали академиками и директорами институтов.</p>
<p>«Я знаю тех, которые на "пятерки" учились (что такое на "пятерки"? - это хорошая память), из которых даже доктор не получился нормальный», - отметил президент Национальной медицинской палаты, передаёт «Интерфакс».</p>
<p>«Вот для того чтобы поступать, должен быть хороший отбор возможностей профессиональных качеств человека - может он  или не может быть доктором. Наряду с отметками, конечно. Но на основании ЕГЭ считать, что доктор будет обязательно хороший, - я не могу это сказать», - сказал Рошаль.</p>
<p>При этом, по мнению большинства экспертов, бесплатное образование гарантировано Конституцией, и поэтому даже так называемые «популярные» вузы и специальности должны быть общедоступными.</p>
<p>Однако, как отметил Хазин, важно придумать такую систему, чтобы для ВУЗа любой студент был платным, но при этом не каждый студент платил бы за образование. По словам Хазина, могут быть созданы соответствующие фонды, которые бы  платили бы за студентов, которые могли бы быть хорошими студентами и в последующем хорошими специалистами, но не имеют в силу материального положения своей семьи возможности платить за это.</p>
<p>«В этой ситуации, к сожалению, тоже возможен перенос коррупции в эти фонды также как сейчас очевиден перенос коррупции от принятия вступительных экзаменов в ВУЗах в сторону улучшения оценок на ЕГЭ в школах. Однако мы тоже столкнулись с этой ситуацией и видим, что предпринимаются меры, которые улучшают эту ситуацию», - отметил эксперт.</p>
<p>Он отметил, что сейчас не очень приятно наблюдать ситуацию, когда большое количество студентов с высокими баллами по ЕГЭ первую сессию сдать не в состоянии.</p>
<p>Кирилл Мартынов также уверен, что если сделать все популярные специальности платными, то проблему это не решит. «Коррупция существует не только в сфере бюджетных мест, но и в сфере поступления на платные места. Если руководителям  вузов удастся организовать на платные места какой-то конкурс, то ситуация повторится. Причем родителям придется платить в двойном объеме: государству и университету за обучение, а также лично в карман этим людям», - считает Мартынов.</p>
<p>Он уверен, что действенный метод  борьбы с коррупцией в вузах - гражданская активность в Интернете. По словам Мартынова, ее надо связывать реформой образования. «Она не идеальна, но все таки какие-то подвижки имеются», - отметил он. </p>
Комментарии экспертов
<p>Деньги медицину, к несчастью, не спасают. В платных больницах, которых у нас много, бывают довольно неплохие условия обслуживания, но плохие врачи. Трудно сказать, с чем это связано, но к сожалению это так. У нас есть неплохие врачи, хотя их становится меньше и меньше. Но соединить хорошего врача и хорошие условия в больнице очень трудно, и деньги тут не помогают или почти не помогают.</p>
<p>Вообще медицина у нас это, с моей точки зрения, самая больная и самая коррупционная сфера жизни. Самая коррупционная даже не по размеру взяток, его трудно оценить, но по жестокости и бесчеловечности персонала. Ведь деньги вымогают у абсолютно зависимых людей. Когда у вас вымогает деньги чиновник, то вы можете ему отказать, вы можете пойти в суд, вы можете пойти в газету, много что можете. Когда у вас вымогает деньги гаишник – тоже. Но когда вы больны или ваши родственники больны, врач для вас заменяет господа Бога, и вы отдадите все, вы беспомощны, вы в крайнем положении. В результате деньги вымогают и ничего взамен не дают, это самое отвратительное. Это самая бесчеловечная форма вымогательства и, кроме того, самая бесконтрольная, потому что врачи в еще большей степени, чем чиновники и милиционеры, связаны круговой порукой. Вот это мне кажется главная проблема – разрушить круговую поруку в медицине.</p>
<p>Все знают, что за поступление в медицинский вуз надо платить. Безусловно, есть случаи, когда человек поступил самостоятельно, но это то исключение, которое только подтверждает общее правило. У нас система вузов вся связана со взятками, это все знают, никакого тут открытия нет. Юридические, медицинские, финансовые, те вызы, где готовят государственных служащих - это на 100% коррумпированные вузы, и как это разрушить, мне трудно себе представить.</p>
<p>Безусловно, как ни примитивно это звучит, здесь нужна жесткость, жестокость со стороны прокуратуры, МВД, хотя, наверное, этого недостаточно. Но, конечно, условия это совершенно необходимые. Особенно тяжела ситуация с медицинскими вузам, из которых за деньги выпускают людей, которые ничего не знают, ничего не умеют. Я не сторонник этнических разделений, но тем не менее, огромное количество абитуриентов, которые приезжают с Северного Кавказа, из стран Средней Азии ни черта не знают, ни черта не умеют, и не дай Бог несчастному больному попасться в руки такого человека. Это система замкнутая, абсолютно коррумпированная, система для страны самая вредная, более вредная чем милиция, чиновники и все остальные.</p>
<p>Если узаконить взятки, сделать поступление в медицинские вузы только платным, то это будет честнее, безусловно. Но если родители дали такому джигиту деньги для поступления в платный вуз, то учиться он все равно не будет, он будет платить за все экзамены, ходить по ресторанам, закончит медицинский институт, получит диплом, и будет отбивать вложенные средства при помощи пациентов.</p>
<p>В медицине не может быть главным критерием только денежный, это не та сфера, где можно думать только о деньгах. Ведь если это так, то за жизнь больного никто и копейки не даст. Задача заключается в том, чтобы выбить из больного максимум денег, а дальше послать его куда подальше, развести руками и сказать – мы все сделали, теперь медицина бессильна. А про себя подумать – мы действительно все сделали, мы все что могли заработали, а дальше черт с ним, что с него толку. Пока такая психология у врачей, ну что тут можно сказать? Конечно, далеко не у всех, но у многих. Главное дело тут - разрушить круговую поруку, чтобы врач чувствовал, что за результаты своих действий он может ответить перед судом, тогда может быть что-то изменится.</p>
<p>Если сделать все так называемые популярные специальности платными, то проблему это не решит. На самом деле коррупция существует не только в сфере бюджетных мест, но и в сфере поступления на платные места даже сейчас.  Если  же руководителям вузов удастся получить на платные места какой-то конкурс,  то ситуация повторится. В результате родителям придется платить сначала за обучение государству и университету, а потом лично в карман этим людям. И такая ситуация в общем на  действительно  популярных направлениях она всегда существовала. Я в своей практике сталкивался  с этим. Не буду говорить, в каких конкретно университетах, но мои друзья и знакомые рассказывали, что когда поступали и попадали на платные отделения, и им за зачисление тоже предлагали платить.<br />
 <br />
Что касается борьбы с коррупцией, безусловно, Интернет делает общество более открытым. Все традиционные серые и черные схемы, связанные с распределением государственных ресурсов (денег или мест в университете)  стало осуществлять сложнее. <br />
 <br />
Это объективный процесс и довольно много об этом говорилось. На мой взгляд,  здесь, наверное, не надо уходить в другую крайность и говорить, Интернет и блоггеры избавят нас от коррупции. Конечно, нет! Сейчас идет такая игра традиционная: нападение и оборона. Интернет противостоит этим схемам, а коррупционеры все больше их усложняют, приспосабливаются к новой реальности. И то, что ситуация с «мертвыми душами» получила общественный резонанс, разве что говорит, что преподаватели вузов не осознали,   в другом мире живут и надо быть осторожнее.<br />
 <br />
Станут ли новые люди в вузе строить серую схему – сказать сложно. Люди бывают разные, и полностью коррупцию победить не получится.  Важно понять, насколько коррупция системный характер носит.</p>
<p>Нужно отметить, что до сих пор есть факультеты, куда без протекции поступить невозможно. С этим как раз и следует бороться.<br />
 <br />
Здесь еще надо отметить, что ЕГЭ все-таки очень сильно испортило жизнь всем этим преподавателям вузов, привыкшим брать взятки. Раньше им было еще легче действовать не в интересах абитуриентов и государства. <br />
 <br />
Действенный метод  борьбы с коррупцией в вузах - гражданская активность в Интернете. Ее надо связывать реформой образования. Она не идеальна, но какие-то подвижки имеются.</p>
<p>Самое опасное для общества  преступление коррупционного характера при поступлении и последующем обучении в ВУЗах - это подобного рода события в медицинском учреждении. Как правило, взятки дают за тех студентов, которые, к сожалению, в последствии не смогут стать нормальными врачами, а от их профессионализма будут зависеть жизни людей.</p>
<p>Произошедшее в медицинском университете свидетельствует о том, что и старая система принятия в ВУЗы, и нынешняя система до сих пор не доведены до совершенства. Что касается  новых технологий, то они заставляют потенциальных взяткополучателей изобретать новые схемы. В этом смысле процесс будет бесконечным. К сожалению, вся история государственного управления во всем мире говорит о том, что это бесконечная гонка между обществом и продажными чиновниками. Одни хотят наполнить свои карманы за счет общества, а общество стремится защититься от этого.</p>
<p>Главный положительный момент в этой истории то, что вскрытые в вузе нарушения стали предметом общественного обсуждения, а чиновники, включая ректора, наказаны. Подобного  мы давно не видели аналогичных ситуациях. Подобного рода события должны привлекать внимание общества, средств массовой информации и, конечно, тех людей в госструктурах, которые призваны следить за этой ситуацией.<br />
 <br />
На мой взгляд, очень важно, что контроль за образовательными учреждениями, подчиненными профильным министерствам – (здравоохранения или культуры) - остается за вневедомственным для них Рособрнадзором. </p>
<p>Нет сомнения, что эта история еще раз всколыхнет общество. Конечно, человек несовершенен, взятки брали и будут брать всегда. Другое дело, что задача законодателя ограничить все ставшие известными схемы и поставить как можно больше препятствий возможным новым методам, которые позволяют либо брать взятки, либо воровать государственные деньги.<br />
 <br />
Я не думаю, что переведение популярных специальностей на платную основу как-то может повлиять на ситуацию. К тому же получение образования - это конституционная норма, оно должно быть абсолютно общедоступным. <br />
 <br />
Тут очень важно придумать такую систему, чтобы для вуза любой студент был платным, но при этом не каждый студент платил бы за образование. Это решается путем создания соответствующих фондов, возможно, общественных, а не государственных, которые могли платить за студентов, которые могли бы быть хорошими специалистами, но не имеют в силу материального положения своей семьи возможности платить за это. Я считаю, что этот вопрос надо серьезно рассматривать. Конечно, в этой ситуации, к сожалению, тоже возможен перенос коррупции в эти фонды. Также как сейчас очевиден перенос коррупции от принятия вступительных экзаменов в ВУЗах в сторону улучшения оценок на ЕГЭ в школах. Однако когда мы с этим столкнулись, мы видим, что предпринимаются меры, которые улучшают эту ситуацию.<br />
 <br />
Я не думаю, что образование полностью потеряло свой престиж или востребованность. Да, многие у кого есть деньги предпочитают давать образование детям за границей. Кто-то считает, что это негативный процесс для страны.  Я с этим не согласен. <br />
 <br />
Да, конечно какое-то количество детей не вернутся к нам. Но они бы уехали и так. Но люди, которые интегрированы в международную систему отношений и экономических, и культурных, и политических  смогут впоследствии принести огромную пользу стране. Надо помнить, что из тех студентов, которых Борис Годунов отправил за границу учиться, не вернулся назад ни один.  Из тех, кого послал учиться Петр I, вернулись немногие, но стали гордостью страны, с помощью них Россия сделала шаг вперед. Другое дело, что было бы здорово, если бы мы могли усилить систему обмена студентами, разработали программы по обучению наших студентов за  границей. Тогда студенты, которые учатся на бюджете, и не имеют возможности оплатить образование, смогли бы иметь возможность обучаться в лучших вузах за рубежом.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".