Комментарий
804 16 мая 2010 2:05

Троянский конь «Пятого»

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

С 17 мая в эфире «Пятого канала» стартует 12-серийный документальный фильм (с элементами докудрамы) «Опасный Ленинград», посвященный криминальному прошлому города на Неве. Каждая из серий представляет собой остросюжетное расследование одного из самых резонансных уголовных дел за период с 1946 по 1988 год. Особенность этих дел (и изюминка сериала) в том, что речь идет не об оргпреступности, а о злодеяниях и аферах людей, внешне вполне респектабельных, выходцев из «хороших семей» как минимум со средним достатком, получивших нормальное образование и воспитание и порой успевших довольно далеко продвинуться по служебной лестнице. 

Амбициозный замысел создателей сериала заключается в том, чтобы показать, как постепенно сбоит перед тем как пойти вразнос пресловутый «совок» (понимаемый как мироустройство), как проступают на стенах солидных «сталинских домов», невзрачных хрущоб и кооперативных «кораблей» и «точек» брежневского периода воистину валтасаровы письмена – и перестройка (понимаемая, разумеется, по Александру Зиновьеву, как «катастройка») становится – при всей своей внезапности – неизбежной. 

Это уже второй опыт авторского коллектива в этом направлении. Первым стал прошедший несколько лет назад по НТВ цикл «Преступление в стиле модерн». Тогда создатели сериала всматривались в предреволюционную пору, распутывая уголовные дела столетней давности и находя в них приметы все той же всеобщей порчи. Теперь же они проделывают то же самое применительно к событиям послевоенной и далее поры. 
 
Криминологический анализ хорош, что же касается философского и общественно-политического, то они, мягко говоря, сомнительны. В конце концов, создатели сериала не только не отвечают на основополагающий вопрос – рождаются ли преступниками или становятся? – но, похоже, и не задаются им: одни «герои» громких дел «опасного Ленинграда» рождаются преступниками, а другие – становятся; аналитически это коренное различие не осмысляется. 
 
Но если так, то возникает подозрение, что и «совок» тут не при чем (как сто лет назад был не при чем и «прогнивший» царский режим): квартирный вопрос - в самом широком, воистину воландовском понимании – существует в любые времена; и если в нынешнем Уголовном кодексе отсутствуют статьи о спекуляции или, допустим, торговле валютой, то те же самые фарцовщики и валютчики (или, вернее, их духовные сыновья и внуки) строят сегодня финансовые пирамиды, отмывают деньги в «прачечных» и в массовом порядке уклоняются от уплаты налогов. 
 
Не криминальна, но в плане осознания несовершенства человеческой природы показательна сама история создания и реализации 12-серийного телефильма. Делало его – для себя и под себя – прежнее руководство «Пятого» (генпродюсер канала Александра Матвеева – главный продюсер сериала, один из директоров и идеолог канала Лев Лурье – автор идеи); съемки затянулись из-за кризиса, - а затем на «Пятом» поменяли руководство, идеологию и базирование. 
 
Матвеева ушла на «Россию-2» (которая, вопреки ожиданиям и заверениям, по-прежнему остается спортивным каналом), Лурье и постоянно работающая с ним команда документалистов – практически в никуда; весь программный продукт (кроме «Ночи на «Пятом» и «Петербургского часа») создается теперь в Москве – и, увы, вызывает самые серьезные нарекания. Похоже, «Пятый» въехал в Москву троянским конем (или, если угодно, роднянским конем; компания, занимающаяся производством программ, носит красноречиво-каламбурное название «Родня» ), он по большому счету никому, включая собственных владельцев, не нужен – и даже если его не закроют, то наверняка вновь (и, возможно, еще не раз) отформатируют.
 
И вот новое руководство канала ухватилось за скучноватую, но несомненно качественную продукцию Льва Лурье и К* (с канала, по сути дела изгнанных) как за спасительную соломинку. «Опасный Ленинград» от опальных производителей будут показывать аж по два раза в день – в 14.00 и в 20.00, - только вот (очередной курьез!) петербуржцы его в прайм-тайм посмотреть не смогут: в сетке «Пятого» имеется городское «окно»: в 20.00 нынешним жителям города на Неве демонстрируют доморощенный «Петербургский час».
 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".