Статья
1728 25 декабря 2015 12:48

Аксенов на распутье

Вслед за благополучным разрешением энергетического кризиса в Крыму, ставшего результатом блокады со стороны Украины, появились первые признаки кризиса во взаимоотношениях Симферополя и Москвы.

Довольно успешная (по крайней мере, по внешним признакам) координация властей федерального Центра и Крыма по ликвидации энергоблокады, позволившая в сжатые сроки решить проблему снабжения полуострова электричеством, сменилась в публичном пространстве взаимными обвинениями.

Сперва крымский премьер Сергей Аксенов заявил, что регион не получил ни копейки по федеральным целевым программам развития полуострова. В ответ Правительство обвинило крымские власти в непрофессионализме, а Минэкономразвитию и Минфину было поручено внести предложения о наказании властей Крыма в связи с заморозкой средств из федерального бюджета, выделенных на развитие региона. Затем Аксенов предложил внести поправки в 56 федеральных законов, чтобы учитывать интересы полуострова, живущего в чрезвычайных условиях. Его поддержал спикер крымского парламента Владимир Константинов, который, в частности, назвал неприемлемым принятие закона о взыскании с крымчан долгов перед украинскими банками.

Также Аксенов сказал, что правительство субъекта пока не намерено сокращать – вопреки призывам Центра, – число чиновников, опять-таки из-за специфических условий и сложности задач, стоящих перед местными властями. При этом он сделал скандальное заявление о том, что до половины чиновников, возможно, не справляются со своими обязанностями, а многие – замешаны в коррупции. Однако он не уточнил – о ком идет речь, о местных ли государственных и муниципальных служащих, доставшихся «по наследству» от украинской власти, или о присланных из России после воссоединения.

Эти конфликты во взаимоотношениях между Центром и регионом легко объяснить сложным процессом вхождения Крыма в правовое и политическое поле России, естественно возникающими проблемами взаимной притирки, нахождения компромисса. К тому же исключительность статуса Крыма, находящегося под разнообразными международными санкциями – объективна, и это также усложняет взаимную работу, поскольку из Москвы нелегко увидеть все тонкости управления в ручном режиме.

Однако есть и другие аспекты ситуации вокруг Крыма.

Во-первых, это трения между местной – и крайне неоднородной – командой и присланными специалистами из РФ, которые занимают важное положение во всех основных ведомствах полуострова. «Крымская весна» 2014-го объединила общей целью разные политические силы. К примеру, те же Константинов и Аксенов представляли до переворота на Украине различные политические лагеря. Первый являлся вполне вписанным в политическую элиту Украины, а второй представлял контрэлиту, причем довольно маргинальное политическое движение, с трудом прошедшее в крымский парламент. В 2012 году Аксенов на выборах в украинскую Раду занял всего лишь четвертое место в одномандатном округе. Правда, нельзя не отметить, что против него был направлен довольно серьезный административный ресурс. Но и без этого противодействия вряд ли он смог бы выиграть. Теперь же глава Крыма должен руководить правительством, куда входят представители нескольких местных кланов и, одновременно, присланные из РФ контролирующие специалисты. Найти баланс в такой ситуации явно непросто.

Во-вторых, уже сегодня многих пугают амбиции Аксенова как потенциального игрока федерального уровня. Кроме того, налицо его несовместимость с бытующими в России традициями и представлениями о должном в органах власти. Аксенов – типичный публичный политик, тогда как в России в последние годы в региональной власти преобладали карьерные чиновники или бизнесмены. До последнего времени он не был связан ни с одной из финансовых и политических группировок в РФ.
***   

Полный текст статьи читайте на сайте Центра политической конъюнктуры
____________

Читайте также:


© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".