Статья
1774 8 апреля 2015 19:24

Авиационные перелеты могут подорожать

За март 2015 года в России на треть подорожал авиационный керосин, об этом свидетельствуют результаты торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Эксперты прогнозируют, что в этом году из-за нового налогового маневра в нефтяной отрасли стоит ожидать подорожания всех видов топлива внутри страны.

7 апреля на СпбМТСб авиационный керосин продавали за 36 506 рублей, хотя еще 25 февраля он стоил 27 110 рублей. По данным ЦДУ ТЭК при Минэнерго, производство авиакеросина в марте 2015 года упало на 27,9% от объема марта 2014 года. Пассажирооборот гражданской авиации России внутри страны в январе-марте упал на 9,1%, на международных рейсах на 18,2% — данные Россавиации. 

Большинство экспертов склоняются к тому, что подорожание авиационного топлива, а также уменьшение его выпуска в первую очередь связаны с новым налогообложением нефтяной отрасли. После его принятия сырую нефть стало выгоднее экспортировать, чем перерабатывать внутри страны. 

Читайте также Рынок бензинов ждет стагнация, но дефицита не будет

Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль заявил «Актуальным комментариям», что до конца года стоит ожидать повышения цен на многие виды топлива, в том числе на авиационный керосин и бензины. «Налоговый маневр, который придумал Минфин, привел пока только к одному — к росту цены нефти на внутреннем рынке. В феврале прошлого года цена одной тонны нефти на внутреннем рынке была 13 тыс. рублей, в феврале этого года — уже почти 18 тыс. рублей. Поэтому подорожание получилось почти на 40%», — сообщил эксперт. «Правительству стоит вмешаться в этот процесс, так как из-за близости летнего сезона потребность в авиационном керосине будет достаточно большой, очевидно, нужно не допустить хотя бы резкого роста цены на этот вид топлива», — заявил Геннадий Шмаль.

Эксперт также рассказал, что 4 года назад подобные проблемы с авиационным топливом уже возникали, но после вмешательства правительства и президента были приняты меры по компенсации перелетов, особенно с Дальнего Востока, отдаленных районов Сибири. «Как сейчас будет, не могу сказать, но, в принципе, это та тема, над которой правительство должно задуматься. Пока у государства нет четкой ценовой политики, отсюда все эти колебания на рынке авиационного керосина, от которых в конечном итоге пострадает российский потребитель», — считает эксперт.

Читайте также Прибыль по результатам

Руководитель отдела автомобильных и авиационных бензинов ВНИИ по переработке нефти Вячеслав Емельянов также заметил «Актуальным комментариям», что главная проблема подорожания авиационного керосина — это новое налогообложение нефтяной отрасли, а также отсутствие государственной политики по формированию внутреннего рынка топлива в стране. «Пока у нас все определяется только прибылью компаний. Принимая новое налогообложение нефтяной отрасли, никто не пытался учитывать необходимость развития транспорта в стране», — считает эксперт.

Вместе с тем, начальник управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы России Дмитрий Махонин, на которого ссылается РБК, сообщил, что его ведомству известно о росте цен на авиакеросин на бирже, а также о снижении производства этого вида топлива. ФАС уже запрашивает информацию об объеме торгов и причинах роста цен у основных производителей.

Стоит также заметить, что в отличие от 2011 года, когда в стране возникла острая нехватка авиационного топлива, в этом году эксперты не прогнозируют его дефицита. «У нас дефицита керосина нет. По итогам прошлого года Россия производила около 11 млн тонн авиационного топлива, а расходовала только 10, на экспорт мы продаем 1 млн. Поэтому проблем с наличием керосина, во всяком случае, с точки зрения возможностей мощностей российских НПЗ, возникать не должно», — считает Геннадий Шмаль. 

Читайте также Налог на финрезультат принесет бюджету 900 миллиардов

Впрочем, несмотря на всю критику нового налогообложения в нефтянке, можно понять и позицию Минэнерго России. В частности, замминистр энергетики Кирилл Молодцов, выступая перед депутатами Госдумы, заявил: «У нас есть цель увеличить доходы бюджета, потому что новая система налогообложения будет стимулировать коэффициент извлечения. А больший объем добытой нефти при меньшей ставке НФР — это больше доходов консолидируемого бюджета». На совещании у премьер-министра Аркадия Дворковича он также отмечал, что «мы получили заявки на 35 проектов для участия в тестировании (новой системы налогообложения). Прирост добычи по этим проектам за период с 2016 года по 2031 год превысит 90 млн тонн нефти, прирост налоговых поступлений составит около 900 млрд рублей», — сообщил Молодцов.

Подготовила Екатерина Дейнего
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".