Битва за душу капитализма
Легендарный инвестор и основатель второго по величине индексного паевого фонда Vanguard, предлагает историю трансформации американского капитализма последних десятилетий.Когда в семнадцатом веке европейские сектанты потянулись в Америку, их привлекала в ней не свобода от гонений. Они вполне могли обеспечить свою безопасность и более привычными методами. Достаточно было найти авторитетного феодала, согласного вступить с ними в вассальные отношения. В обмен на их обещания исправно платить подати, он бы с радостью взял их под свою защиту. Тогда так поступали все, и ничего предосудительного в этом небыло.
Например, вся Европа знала о цене покровительства князей Острожских православным литовцам в Польше, и это было нормально. Еще в девятнадцатом веке просвещенный австрийский император охотно принимал в свое подданство русских старообрядцев. Своим согласием на покровительство он спасал их жизни, а за это раскольники готовы были щедро расплачиваться с ним.
Внезапные изменения в отношениях религиозных маргиналов и их господ начались с конца эпохи Великих географических открытий. Вместо отправки посольств к потенциальным сеньорам, их общины стали нанимать корабли для переезда через Атлантику. Обычное объяснение этого феномена современными историками явно никуда не годится. Считается, что таким способом сектанты решили навсегда избавиться от угрозы насилия со стороны католической церкви. Против этой версии есть, по крайней мере, два серьезных возражения. Во-первых, к концу семнадцатого века в Европе было много сильных правителей, способных игнорировать Рим. Тот же Петр Великий, сам приглашал к себе европейцев и сквозь пальцы смотрел на их вероисповедование. Во-вторых, новые земли отнюдь не пустовали.
На них жили миллионы воинственных дикарей, готовых защищать свои территории до последнего воина. Выходит, переселенцы сами добровольно лезли в пекло, где их ждала война на истребление на сотни лет вперед. Какой тогда был смысл менять римских пап на головорезов из племени Сиу? Своеобразным ответом на этот вопрос может стать книга Джона К. Богла, посвященная мировому кризису в финансовой сфере.
В его работе важна не столько ее содержательная часть, сколько тон, которым он описывает поведение топ-менеджеров инвестиционных компаний. На протяжении всей книги Богл неистово, яростно, до самозабвения проклинает их наглость и самодовольство. По его словам, все они занимаются откровенным грабежом и ничего другого делать не умеют. В подтверждение своих слов автор приводит длинные списки управляющих с подробным описанием их «подвигов»: подкуп сенаторов, разоренные фирмы, обворованные инвесторы, махинации с ценными бумагами и попрание норм христианской морали. И все это на фоне ослепительно роскошной жизни среди бриллиантов, личных самолетов и дорогих апартаментов. Богл бурно возмущается тем, что людям настолько порочного склада удалось занять ведущие позиции в корпоративной Америке. Именно они составляют реальную финансовую элиту страны, с которой приходится считаться даже правительству.
Явно преувеличенная эмоциональная реакция Богла скрывает под собой гораздо больше чем просто раздражение. Его протестантское нутро безошибочно уловило в биржевом гаме голоса новых баронов. Когда-то их европейские предшественники строили свою власть на оружии, хаосе и разрушении. Их уважали и платили дань из чистого страха смерти. Тот, кто отказывался повиноваться, в одно мгновение оказывался в пыточных подвалах замка. Ночи напролет в них извивались от боли нечастные, оглашая своими криками окрестные деревни. Закон здесь был укоренен в беззаконии и через него подчинял себе людей. Поэтому, когда сектанты просили защиты у очередного барона, в их глазах это выглядело как сделка с дьяволом.
За свои подношения они нанимали себе убийцу, который согласен был проливать кровь их недоброжелателей. Каждый раз, когда они в знак почтения целовали его руку, она остро пахла свежей смертью. Обычных людей это бы только обрадовало, но здесь были ревнители веры, ценящие подвиг исповедничества. Когда очередной раз перед ними стал выбор между хождением на поклон к убийцам и возможностью уехать на новые земли, они не думали ни секунды. Тогда сектанты рискнули, им повезло, и они построили свое, и только свое общество, в котором было чисто и светло как в протестантской кирхе.
И вот, на новом витке истории, бесстыдные бестии старого мира опять возвращаются. Богл видит именно их, правда, в чуть измененном обличье. Власть новых финансовых баронов основано на той же моральной гнили, что и раньше. Они осознанно идут на преступление, на причинение несчастий другим людям, чтобы потом милостиво помогать некоторым из них по своему капризу. И вся книга Богла — это призыв, надрывный и пронзительный, с требованием прогнать этих людей пока еще есть время. Это настроение подогревает четкое осознание того, что другого шанса на свой мир у протестантских общин больше не будет никогда, потому что новая земля кончилась и идти дальше некуда.
Джон К. Богл. Битва за душу капитализма (The Battle for the Soul of Capitalism) Издательство Института Гайдара, 2011 г., 422 стр.
