Статья
4262 31 августа 2017 18:37

Блоги и гражданская журналистика как альтернатива СМИ

31 августа отмечается международный День блога. Праздник молодой — он появился в 2005 году, когда творческие пользователи Live Journal усмотрели в слове «блог» цифры 3108. Поэтому и датой праздника установили 31 августа (31.08) Инициаторы праздника призывали в этот день написать короткие рецензии о пяти разных блогах и опубликовать эти записи у себя со ссылками на авторские страницы.

Блогеры эту инициативу восприняли с энтузиазмом. По данным СМИ, 31 августа 2005 года в индексе Google появилось сразу 30 тысяч новых страниц. А в 2007 году в связи с этой датой начался конкурс лучших блогов. Сейчас в нем могут принимать участие публикации на десяти языках.

Специалисты признают, что блогосфера — самая быстрорастущая часть Интернета, которая в последнее время демонстрирует практически троекратное увеличение за год. На данный момент в России, по данным Яндекса, больше 2 миллионов уникальных адресов. Однако мнения относительно будущего блогосферы различаются.

По мнению одних, блоги в ближайшее время потеснят традиционные средства информации и даже литературу. По мнению других, блог лишь один из инструментов влияния на общественное мнение. Перспективы роста у него есть в связи с интересом людей к политическим процессам, выборам и прочим общественно значимым событиям, но значимость блогов не стоит преувеличивать, уверены эксперты.

«Актуальные комментарии» представили три экспертных мнения относительно перспектив развития этого сегмента рынка. Свое мнение высказал основатель и главные редактор портала Roem.ru Юрий Синодов, публицист, писатель, известный под псевдонимом Mr. Parker, Максим Кононенко и заведующий кафедрой новых медиа факультета журналистики МГУ Иван Засурский.

Синодов: «Блоги будут популярнее СМИ»

В целом, персонально от блогера сейчас мало что зависит, социальные сети ищут своих халифов на час, дают им 15 минут славы и дальше их судьба блогеров не интересует. Есть более профессиональные блогеры, но часто случается так, что по формату это является блогом, но на самом деле за этим стоит редакция из нескольких человек. Так что происходит смычка между традиционными медиа и блогами.

В результате в традиционных СМИ начали писать проще, блогеры всегда писали простые и завлекательные вещи. В итоге мы приходим к тому, что блоги становятся такими же влиятельными, как СМИ, но не за счет того, что влияние их сильно выросло, а потому, что СМИ опустились до их уровня, так как иначе они теряли аудиторию. На данный момент блоги и СМИ, безусловно, являются конкурирующими структурами за внимание читателей.

Телеграмм-каналы, например, не ждут, когда читатель к ним зайдет, они активно его привлекают. В политике блоги будут играть такую же роль, что и СМИ, просто в силу того, что они сильно сомкнулись по качеству контента и по уровню подачи. Возможно, что с точки зрения управляемого контента блоги будут более популярны. Блогеры легче продают заказные публикации, чем СМИ. С другой стороны, чтобы наполнить медиасферу своими новостями и эксклюзивной повесткой не нужны ни блогеры, ни СМИ, можно самому делать множество страниц, купить трафик и сделать как, чтобы повестка дошла даже до регионов.

Кононенко: «Блоги — лишь один из инструментов в медиасреде»

Оценить эффективность блогов достаточно сложно. Блоги — инструмент, ставший привычным и использующийся наряду с традиционными медиа для продвижения тех или иных идей. Не могу сказать, что они конкурируют. Просто есть разные инструменты, которые нам даны для пиарщиков, рекламодателей, политиков и т.д. Блоги — один из инструментов, так же как газета, радио или канал на YouTube. Они друг друга не замещают — каждый сегмент хорош для решения определенных задач.

Что касается телеграм-каналов. Их сила — в анонимности и отсутствии комментариев. Это позволяет авторам теллеграм-каналов выглядеть знающими людьми. Публикуется какой-то текст, и мы не знаем кто это сделал — он сам или редакция. Раньше, на площадках, где были какие-то комментарии, можно было вступить в дискуссию и сразу становилось понятно — человек знает толк в теме или нет. Сейчас в телеграме этой возможности нет. И появляется ощущение, что толк знают все, хотя это не так.

На самом деле, я не понимаю природы интереса к телеграмм-каналам, но такой интерес есть и у рекламодателей, особенно в преддверии нового политического сезона. Это для меня странно. Относительно влияния на политику их роль невелика. Все-таки блоги не могут служить коллективным агитатором. Для этого нужно телевидение.

Засурский: «Пора установить день телеграм-канала»

Телеграм-каналы — новый вид блогов. Вообще телеграм-каналы — немного другой тип интернет-инструмента, максимально приближенный к медиа. Телеграм-каналы используют вещательный стиль, потому что там нет комментариев. С блогами и телеграм-каналами к нам вернулось такое понятие, как «слухи». Теперь количество проверенной информации гораздо меньше, чем непроверенной.

Информационная среда в каком-то смысле получила оживление за счет того, что представлено больше точек зрения, за счет карнавальной эстетики, но при этом, качество информации ухудшилось. Хотя в некоторых случаях качество информации в блогах и телеграм-каналах лучше, чем в традиционных медиа. Главное, что в телеграм-каналах пишут о том, о чем не пишут в СМИ. В этом смысле Телеграм — прямой наследник блогов и ЖЖ. Может быть, Павел Дуров заслужил уже отдельный день в качестве праздника телеграм-каналов. Может быть это 2 или 3 апреля. Это то, что происходит после шутки.

Влияние телеграм-каналов на политику состоит в том, что они формируют определенную информационную среду, которая будет иметь большое значение. Ведь информационная среда всегда подпитывалась за счет слухов. Потом появились средства массовой информации, затем люди стали им доверять. Сейчас перестали, и слухи опять становятся важнее. Телеграм-каналы могут и уже теснят традиционные медиа, так как они интересней, их лучше читать. Там больше спорной информации, но она вся живая. После того, как произошла тотальная зачистка СМИ, телеграмм- каналы получили колоссальное преимущество. Они могут писать что угодно. Это невероятно освежает, и я невероятно счастлив, что они есть, иначе я бы умер со скуки.

Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".