Статья
883 9 апреля 2010 2:43

Большая игра

8 апреля 2010 года в Пражском граде состоялась встреча президентов  России и США Дмитрия Медведева и Барака Обамы. В ходе переговоров лидеры двух стран рассмотрели вопросы актуального взаимодействия в политической сфере, а также проблему наращивания контактов в области борьбе с терроризмом. Отдельной составляющей повестки дня консультаций стал диалог по ядерной тематике. По итогам встречи Медведев и Обама подписали Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ) и Протокол к Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению СНВ.

Подписание соглашения о СНВ стало символическим  действием, знаменующим окончательное  завершение «перезагрузки», как начального этапа российско-американского сближения. Стороны хоть и не без издержек, но все-таки смогли довести дело до конца в дискуссии по главному треку межгосударственного взаимодействия. Установочный этап нормализации отношений, стартовавший в апреле 2009 года, спустя год достиг своего логического завершения. Восстановление конструктивных контактов  по линии Москва-Вашингтон, сосредоточенное  на стадии «перезагрузки» преимущественно  в ядерной плоскости, обрело первые предметные черты. Теперь основная интрига  будет заключаться в том, сможет ли Договор о сокращении СНВ интенсифицировать  развитие контактов между Россией  и Соединенными Штатами в других практических измерениях (в частности, в политике и экономике), которые  практически не получили сколько-нибудь осязаемого развития с 2009 года.

Договор о дальнейшем сокращении и ограничении СНВ стал вводным шагом в большой разоруженческой игре США. Поставив точку в первом раунде сближения  с Москвой, Вашингтон в то же время  получил в свое распоряжение механизм популяризации идеи глобального  сокращения ядерных арсеналов. Опираясь на юридически обязывающие договоренности с РФ, США имеют возможность  предложить другим членам официального ядерного клуба последовать их примеру  и начать сокращение своих стратегических наступательных вооружений. Как отметил Обама на пресс-конференции по итогам подписания соглашения, «Договор об СНВ является важным шагом вперед, это первый шаг на долгом пути». Тем самым президент США дал понять, что намерен добиваться последовательного привлечения к российско-американской инициативе других ядерных держав.

Договор в полной мере отвечает интересам Соединенных Штатов. Он позволяет  Белому дому запустить дискуссию  вокруг разработанной влиятельными американскими экспертами концепции  «ядерного нуля». Так, 12-13 апреля 2010 года в Вашингтоне пройдет Саммит по ядерной безопасности. В ходе него администрация Обамы постарается начать предметное обсуждение вопроса о запуске процесса постепенного уничтожения всех ядерных арсеналов. Результативность подобного обмена мнениями, скорее всего, будет минимальной. Кроме Великобритании, уже и так начавшей добровольное уменьшение потенциала своих СЯС (в 2006 году кабинет лейбористов принял решение сократить число ядерных боеголовок на 20% - с 200 до 160), остальные державы (прежде всего, КНР и Франция) вряд ли примут американские правила игры. Для них ОМП – гарантия безопасности и продвижения своих национальных интересов на мировой арене. Однако специфика использования концепции «ядерного нуля» демократическим кабинетом как раз и заключается в её дискурсивной сосредоточенности. Для Белого дома важно не достижение предметного результата, а сам факт диалога по теме как таковой. За счет него США намерены продемонстрировать свою добрую волю и заботу о судьбах человечества. Ставка на разоруженческую тематику должна обеспечить поддержку Вашингтона мировым сообществом (прежде всего, на уровне таких наднациональных объединений как ООН, «Группа восьми» и «Группа двадцати») и дать возможность для восстановления его преференциальных прав по регулированию глобальных политических процессов (утраченными в период работы администрации Джорджа Буша-мл.). Российско-американский Договор о сокращении СНВ выступает в этих условиях в качестве подспорья, обеспечивающего прикладную иллюстрацию усилий США в деле ядерного разоружения.

Для России новое соглашение о СНВ  выгодно преимущественно в рамках двустороннего взаимодействия с  США. Оно позволяет контролировать развитие СЯС самой мощной в военном  отношении державы в мире. В  виде договора РФ получила транспарентный план сокращения американских ядерных арсеналов. Причем согласно условиям договора, он будет полностью привязан к темпам ограничения устаревающих российских СНВ. Позиция администрации Обамы фактически позволила сверстать темпы «естественного» ядерного разоружения России с аналогичным процессом в Соединенных Штатах. Ради восстановления морального лидерства в мировых делах Вашингтон пошел на достаточно существенную уступку Москве. Об этом достаточно красноречиво свидетельствует негативная реакция на Договор о СНВ со стороны Республиканской партии США. С точки зрения GOP необходимости в заключении соглашения просто не существовало, так как РФ и без всяких четко фиксированных договоренностей продолжила бы уменьшение своих арсеналов. Тем не менее, совокупное значение мотивированной уступки Белого дома не стоит преувеличивать. Кремль вряд ли сможет извлечь ощутимые дивиденды из Договора в глобальном масштабе. Соглашение о сокращении СНВ остается преимущественно элементом большой американской игры.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".