Статья
1678 20 сентября 2010 0:00

Чиновников ждут сокращения

Задача оптимизации числа госслужащих обсуждается на высшем уровне, отмечается избыток госфункций, которые могут быть переданы профессиональным объединениям.

По этому вопросу состоялось специальное совещание, на котором президент России Дмитрий Медведев заявил, что оптимизация численности федеральных госслужащих, о которой он говорил в бюджетном послании этого года, не должна свестись к механическому сокращению чиновничьего аппарата. «Наша главная цель заключается не в том, чтобы просто срезать на 20% численность госслужащих, а в том, чтобы повысить эффективность работы госслужащих и органов государственной власти», - сказал президент, передает Интерфакс.

Вместе с тем онт признал, что за последние годы госаппарат продолжал неуклонно увеличиваться. «Если объективно посмотреть на ситуацию, то за последние годы это было только увеличение. Кроме отдельных случаев, когда выполнялись отдельные решения Совета безопасности», - сказал глава государства.
Президент подчеркнул, что не намерен сейчас давать оценку «хорошо это или плохо». «Но я хочу понять, насколько нам это нужно», - сказал он. Дмитрий Медведев подчеркнул также, что периодические сокращения числа госслужащих просто необходимы. «Мы все работали в правительстве, в администрации президента и знаем: сокращаешь, сокращаешь, проходит полгода - глядь, опять та же численность», - заметил президент.

«В этом плане периодические сокращения необходимы, чтобы численность (чиновников) не росла сверхмеры», - убежден Дмитрий Медведев. Президент отметил, что перед всеми современными государствами стоит задача оптимизации численности госслужащих. По его словам, сегодня нет оптимального соотношения. «В реальной жизни все происходит обычно иначе, как правило, в худшем варианте, по существующим законам, включая закон Паркинсона. Мы знаем - все равно чиновник найдет себе дело, и будет его делать столько, сколько у него есть на это времени», - сказал Дмитрий Медведев.

Президент подчеркнул, что, учитывая стоящие перед современным государством сложные задачи, оптимизация численности федеральных госслужащих должна стать не просто механическим сокращением, хотя и оно должно быть. «Это прежде всего должно быть перераспределение полномочий между различными структурами и уровнями различных структур, создание необходимых механизмов, под которые и должна определяться численность (чиновников)», - считает глава государства.

Он также призвал не забывать о том, что сегодня в России создается электронное правительство. «Надеюсь, мы когда-нибудь его создадим. А значит, часть функций госслужащих должна будет перейти в область электронных полномочий. Очевидно также, что отдельные функции окажутся устаревшими», - сказал Дмитрий Медведев.

Президент также считает необходимым нацелить госорганы на более широкое внедрение аутсорсинга, то есть передачи части полномочий третьим лицам. «Это уже приносит хорошие результаты», - сказал Дмитрий Медведев, подчеркнув, что этот механизм должен использоваться и в гражданских учреждениях, и на военной службе, и на службе в правоохранительных органах.

Со своей стороны глава Минфина Алексей Кудрин заявил, что в  ближайшие три года за счет сокращения численности госслужащих расходы на их содержание могут увеличиться примерно на 10%.  «С учетом сокращения численности госслужащих мы планируем в ближайшие три года (с 2011 по 2013 годы) примерно на 10% увеличить их содержание», - сказал Алексей Кудрин на совещании по оптимизации численности госаппарата. Алексей Кудрин подчеркнул, что такое увеличение расходов на содержание госслужащих «будет отставать от инфляции». «Но мы действуем исходя из жестких ограничений бюджета и необходимости сокращения бюджетного дефицита», - пояснил он.

Правительство РФ не намерено останавливаться на 20-процентном сокращении количества своих госслужащих, заявил на совещании глава аппарата правительства Сергей Собянин. «После сокращения на 20% мы не собираемся останавливать эту работу. Будем очень интенсивно в этом направлении двигаться. Рассчитываем, что это приведет к дополнительному сокращению численности (чиновников)», - сказал Сергей Собянин

Как писала Независимая газета, Дмитрий Медведев обратил внимание на избыток чиновничьих кадров еще в феврале прошлого года, когда в стране обострился финансовый и экономический кризис, напоминает издание. Тогда он распорядился сократить администрацию президента и заморозить вакансии. Спустя пару месяцев глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин заявил об увольнении ста из полутора тысяч подчиненных, однако к настоящему моменту число сотрудников администрации президента вновь вернулось на докризисный уровень и составляет 1557 человек.

Попытки сокращения числа правительственных чиновников не привели к экономии бюджетных средств. Владимир Путин на одном из августовских заседаний президиума правительства заявил, что в прошлом году численность региональных чиновников была сокращена на 4%. Однако расходы на содержание госаппарата все равно увеличились на 6%. Раздутыми, по мнению премьера, оказались штаты региональных и местных администраций.
 

Комментарии экспертов

Мне кажется, что эту реформу нельзя рассматривать, как очередную попытку проделать то, что невозможно, то есть сократить бюрократию. Всё-таки речь идёт о модернизации самого механизма управления страной. В рамках именно этой программы модернизации предпринимаются усилия оптимизировать количество госслужаших, сократить избыточные функции, о чём сказал Кудрин (у чиновников где-то полторы тысячи избыточных функций), и одновременно, что подчеркнул Медведев, это оптимизация работы соответствующих ведомств.

Сокращение делается не только для того, чтобы получить экономию в 43 миллиарда, но и для того, чтобы за счёт более точного распределения функций между должностными лицами повысить эффективность соответствующих ведомств. В этом я вижу принципиальное отличие от прежних попыток и разговоров на тему «а давайте просто сократим». Мне кажется, здесь уже очевиден системный подход.

Это реформа, которая имеет много целей в результате того, что последовательно выполняется несколько важных операций: сокращение количества чиновников, пересмотр и резкое сокращение функций, которыми будут обладать оставшиеся чиновники, и повышение рентабельности государственных служб.

Что касается аутсорсинга, то здесь выполнение определённых государственных функций выставляется как бы на аукцион по принципу «кто более эффективно делает ту же работу». Коррупция может заключаться в том, что будут подбираться свои люди. От этого тяжело избавляться, это печальный факт. Но, в то же время, если поставить работу таким образом, чтобы действительно добиваться более эффективного выполнения тех же функций, то это предложение имеет смысл.

Задача борьбы с коррупцией, как систематической работы - это другой уровень. А задача сокращения и перевода на аутсорсинг по своему замыслу правильная. Она в логике этого действия, сокращения количества чиновников и удешевления государственных услуг.

 

В области кадровой политики госслужащих существуют два тренда. Первый – официальный, второй – неофициальный. Если брать официальный тренд, то мы сокращаем количество чиновников с одновременным повышением эффективности работы оставшихся и повышением их доходов. Этот курс провозглашался государством в последние лет 20. Вообще, наверное, этот курс провозглашался государством и в советский период, и в досоветский период. Во времена Петра или, возможно, даже Ивана Грозного у нас появилась профессиональная бюрократия. 

Если брать неофициальный тренд, то у нас количество чиновников растёт, причём наблюдается странная закономерность, что как только с ними активно начинает бороться государство, провозглашает какую-то кампанию, то их количество увеличивается гораздо быстрее, чем когда государство с чиновничеством не борется.

Самый яркий пример – административная реформа 2004 года, когда сделали ставку на сокращение количества высокопоставленных чиновников и уменьшение министерств. В итоге министерств действительно стало меньше, а правительственных ведомств стало больше. Соответственно, и чиновников стало больше. И потом потихоньку эти ведомства по объёму полномочий и штату сотрудников фактически превращались в министерства, появлялись новые вице-премьеры, появлялись новые замминистров. В гражданских ведомствах вместо двух их сейчас уже по 6-8. То есть, на самом деле кампания дала обратный результат.

Поэтому здесь нужно продумывать какие-то совершенно новые подходы, чтобы при борьбе с чиновниками у нас опять не наблюдался рост их численности. Я думаю, нужно как-то зайти с той стороны, чтобы самой бюрократии было выгодно уменьшать количество чиновников. В противном случае мы получим тот же самый тренд, и вместо уменьшения у нас будет расти число чиновников. Нужно как-то материально заинтересовывать бюрократию, самый мощный и консолидированный и одновременно незаметный класс в современной России.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".