Статья
2088 24 августа 2016 7:23

Что будет с Минском-2

Во вторник стало известно, что встреча Путина, Меркель и Олланда на полях саммита «двадцатки» в Китае 4-5 сентября все-таки состоится. Полноценного саммита «нормандской четверки» не получится, поскольку в диалоге, судя по всему, не примет участие Порошенко.

Киев так и не решил вопрос с Москвой по поводу крымского инцидента. По мнению Кремля, украинская сторона в данный момент придерживается конфронтационной линии поведения, а ее действия ведут к углублению конфликта, что делает встречу в «нормандском» формате неактуальной. Кроме того, в Москве полагают, что настало время Берлину и Парижу более решительно давить на Киев, чтобы достичь хоть каких-либо результатов в рамках Минских соглашений к концу года.

В результате повестка «тройки» сейчас сводится к двум основным вопросам.

Первый – это конкретные меры по деэскалации конфликта до конца года и создание работающего соглашения о прекращении огня. После заключения Минска-1 и Минска-2 стороны несколько раз договаривались о прекращении огня, однако ни одно из соглашений так и не заработало. Ситуация на линии разграничения уже несколько месяцев близка к критической. Киев и республики близки к сползанию в крупномасштабное вооруженное противостояние.

26 августа на первой после паузы встрече Контактной группы планируется рассмотрение соглашения о разведении войск на линии соприкосновения. Идея соглашения предполагает проведение постепенной деэскалации. Если Киев и республики договорятся о принципах, сначала стороны определят районы, где противоборствующие силы будут разведены на фиксированное расстояние в 1 километр в обе стороны от линии соприкосновения. В случае позитивного результата этот опыт будет распространяться на другие участки. Конечной целью соглашения является отвод войск по всей линии соприкосновения. Эта работа может занять не один месяц.

По итогам встречи Контактной группы Путин, Меркель и Олланд могут обсудить примерные сроки реализации этих договоренностей и, если потребуется, достичь согласия по поводу совместного давления на стороны для их выполнения. Следует понимать, что договор не обеспечивает полное прекращение огня в зоне конфликта, однако определяет стартовые гарантии, с которых может начаться его реализация.

Во-вторых, главный вопрос в повестке «тройки» – что еще возможно и реально сделать в рамках Минских соглашений до конца 2016 года. Срок выполнения Минска-2 истекает в конце года. Украина отказывается приступать к выполнению политической части, как минимум, до решения вопроса по деэскалации. Новая позиция украинской стороны состоит в том, что между реальным прекращением огня и выборами должна возникнуть определенная пауза, которая позволит всем участникам переговоров убедиться в выполнении договоренностей. Так, представитель Украины в подгруппе по безопасности Контактной группы Евгений Марчук высказал мнение, что эта пауза может затянуться на 4-5 лет. Германия и Франция занимают двойственную позицию. С одной стороны, они, по последним словам Меркель, считают, что «нужно добиться прогресса в срочном порядке», и согласны с необходимостью законодательно закрепить особый статуса Донбасса на постоянной основе, а с другой – требуют в приоритетном порядке решения вопроса о перемирии на всей линии разграничения и не оказывают достаточного давления на Порошенко с целью придания «политического» ускорения.

В то же время очевидно, что альтернативы Минску-2 сейчас нет. Ни один из переговорщиков не решится признать их провалившимися, потому что это предоставит карт-бланш сторонникам «партии войны». Поэтому продление Минских соглашений на 2017 год следует признать неизбежным. Вопрос лишь в том, когда это будет признано на официальном уровне.

«Тройка» встанет перед дилеммой, как действовать в следующем году. Придется либо продолжать следовать прежней пошаговой тактике, то есть когда в обмен на одно продвижение в сфере безопасности обязательно следует один результат в политической сфере. Сначала должно произойти разведение сторон, затем введен особый статус Донбасса на постоянной основе в украинской Конституции, далее отведены тяжелые вооружения и принята амнистия. Москве, Берлину и Парижу остается надеяться, что этот процесс пойдет успешно и завершится выборами в ДНР и ЛНР по украинскому законодательству в 2017 году.

Однако 2016 год показал, что такой подход не работает. Конкретных результатов нет ни в военной, ни в политической части. Если «тройка» решит продолжать движение в выбранном направлении, речь может пойти о выработке «дорожной карты», в которой будет четко прописана последовательность действий по «размораживанию» политических соглашений. В таком случае Меркель и Олланду придется приложить большие усилия, чтобы принудить Киев к выполнению этих шагов, вновь поставив на карту свой авторитет.

Не исключен и выбор другого варианта, при котором стороны откажутся от постановки цели выполнения Минских соглашений к концу 2017 года и решат действовать на основании стратегии постепенного накопления «позитивного опыта». Ее суть состоит в том, что заключается множество договоренностей по любым конкретным вопросам в рамках Минска-2. Их соблюдение, в свою очередь, используется для заключения других договоренностей, в том числе в других сферах, и работает на общее увеличение доверия между участниками конфликта. Множества соглашений становятся основой для больших соглашений и так далее. Конечные параметры этого процесса обозначены в Минске-2. В итоге Украина и республики движутся постепенно к выполнению Минских соглашений, стартуя с небольших результатов.

Однако такой подход не только затягивает выполнение Минских соглашений на неопределенное время, возможно, на годы. ЕС и США будут вынуждены вместе прояснить для России свою политику санкций, чтобы прогресс не останавливался на частностях. Им придется дать четкий сигнал Москве, какие определенно санкции, как и когда будут отмены, при условии признания всеми участниками «нормандской четверки», что Минские соглашения не имеют определенных сроков выполнения.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»

Все материалы автора

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".