Статья
1451 16 февраля 2021 14:57

Clubhouse набирает обороты: эксперты о том, что будет с приложением в будущем

Социальная сеть Clubhouse набирает популярность в России. За неделю приложение вышло на первое место в App Store по числу скачиваний. 8 февраля Clubhouse занимал лишь 12-е место по количеству загрузок среди соцсетей.

В основе приложения лежат голосовое общение и виртуальные чаты по интересам. В отличие от подкастов, все идет в прямом эфире, и пользователи могут общаться только в режиме реального времени. За попытку записи разговоров следует бан, а сообщения сразу удаляются после закрытия чата. Пользователь может либо присоединиться к существующей «комнате», либо создать собственную площадку для обсуждения. В каждом чате есть модераторы, выступающие и слушатели. Модераторы контролируют порядок выступления и тему беседы, хотя слушатели могут «поднять руку», чтобы задать интересующий вопрос. При этом чаты могут быть публичными, приватными или доступными только для членов определенного «клуба».

Попасть в сообщество можно двумя способами: зарегистрироваться в сети и ждать приглашения или получить ссылку на вход от конкретного пользователя приложения. Некоторые участники соцсети продают приглашения на онлайн-площадках от $20 до $800.

Clubhouse для iOS был запущен в апреле 2020 года во время пандемии разработчиками программного обеспечения Alpha Exploration Co. По состоянию на декабрь 2020 года приложение оценивалось почти в $100 миллионов, но сегодня социальная сеть подорожала до $1 млрд.

Приложение разработали предприниматель из Кремниевой долины Пол Дэвисон и инженер Google Рохан Сет. По их словам, цель запуска Clubhouse — создать «живую социальную сеть», где вместо публикаций пользователи могли общаться голосом. Сейчас приложение бесплатное, однако в конце января компания опубликовала сообщение о том, что они рассматривают возможность внедрения платных функций, например, подписка по типу Patreon. Кроме того, обсуждается возможность создания платного контента. Пользователи смогут получать деньги за ценную информацию в чате, а затем приложение будет забирать комиссию.

В конце декабря прошлого года Clubhouse пользовались около 600 тыс. юзеров. К началу февраля активная аудитория увеличилась до 2 млн человек. При этом общее число зарегистрированных пользователей — 3,6 млн.

На 10 февраля российская аудитория, по данным компании, составляла 7,7 тыс. пользователей. Основатель закрытого инвестиционного клуба Frendex Руслан Пичугин отметил, что к началу марта число пользователей из России может увеличиться до 1 млн человек. Аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов добавил, что аудитория приложения стабильно удваивается каждые две недели.

Хотя приложение было запущено в 2020 году, оно привлекло внимание в январе этого года после сообщения создателя Tesla Илона Маска в Twitter. Тот же эффект оказал миллиардер и основатель Facebook Марк Цукерберг, который завел аккаунт в новой сети. После этого в Clubhouse появились такие знаменитости, как рэпер Дрейк, комик Кевин Харт, актриса Тиффани Хаддиш, телеведущая Опра Уинфри и певец Джаред Лето. Среди российских знаменитостей в приложении зарегистрировались художник Покрас Лампас, сооснователь Mail.ru Group Дмитрий Гришин, сооснователь агентства SETTERS Евгений Давыдов, популярный digital-блогер Алексей Ткачук, ведущая Настя Ивлеева.

Приложение быстро завоевало популярность среди пользователей материкового Китая, поскольку дает им возможность свободно обсуждать острые политические темы, включая протесты в Гонконге и независимость Тайваня. 8 февраля соцсеть была заблокирована, поскольку Clubhouse не подвергался цензуре.

Кроме того, ряд пользователей раскритиковали соцсеть из-за проблем с модерацией. Для того, чтобы забанить участника за распространение ложной информации или оскорблений, необходимо собрать массовые жалобы. В то же время некоторые пользователи сталкивались с издевательствами и домогательствами на платформе. Так, VICE написали, что в чатах активно распространяются конспирологические теории о происхождении коронавируса и вакцинах. Издание Vanity Fair указало, что в приложении поднималась тема терроризма в Париже. Во время обсуждения сотрудник французского Центра этики и общественной политики Паскаль-Эммануэль Гобри радикально высказался о роли мусульман и ислама в этих событиях.

Помимо этого, приложение обвиняют в нарушении политики конфиденциальности и проблемах с безопасностью. Американские аналитики выявили ряд уязвимостей, которые, по их мнению, могут быть использованы для шпионажа или распространения личных данных. В то же время приложение получает доступ к списку контактов, а аккаунт можно удалить только через службу поддержки. Несмотря на запрет записи разговоров, многим пользователям удается это делать, после чего беседы выкладываются в Интернет.

Clubhouse также может столкнуться с конкуренцией со стороны Twitter. Компания заявила о разработке голосового приложения Spaces, который пока работает в тестовом режиме. В Twitter сообщили, что их сервис будет отличаться строгой модерацией, где пользователи смогут направлять жалобы и блокировать друг друга. Кроме того, Facebook анонсировал создание аудиочата под рабочим названием Fireside.

Эксперты разошлись во мнениях по поводу дальнейших перспектив Clubhouse. Так, основательница маркетингового агентства «Брусника» Теххи Полонская считает, что хайп вокруг соцсети — временный. «Пока я вижу эффект растерянности. Мало кто понял из не профи, как там что устроено. И ещё есть непонимание — зачем. У меня есть ощущение, пока, конечно, предварительное, что соцсеть не взлетит. Много сложностей. И нелюбовь активных пользователей соцсетей к голосовым сообщениям, и то, что людей без подготовки сильно долго сложно слушать с их размышлениями вслух и назализациями. Всем интересно заглянуть в замочную скважину. Как это, все куда-то пошли, а меня там нет? Но такой же ажиотаж был в своё время и с соцсетью Nimes, тоже с какой-то необычной механикой, где нужно было „платить за время“ — всего 3–4 года назад все о ней активно заговорили, а сейчас мне пришлось загуглить её название по ключевым фразам», — сказала она.

Директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков отметил, что пока сложно говорить о дальнейшей популярности голосовой платформы. «То, насколько это приложение перспективно, очень сложно оценить. Периодически появляются приложения, которые начинают массово завоёвывать рынок, все проявляют к ним интерес и бегут создавать свой аккаунт, но потом они постепенно исчезают. Помните, было такое предложение, как Secret, где люди могли анонимно писать посты, и не было понятно, кто автор этой публикации? Оно пробивалось гораздо активнее, чем Clubhouse, это было лет пять назад. Таких историй было много — когда приложения осваивали рынок, а потом все к ним остывал», — объяснил Зыков.

Гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян добавил, что Clubhouse может сохранить популярность, однако для этого приложение должно оставаться «элитным». «В тот момент, когда эта история станет массовой и в сервисе появится множество чатов, в приложении станет сложно найти что-то действительно интересное и им будет неудобно пользоваться. Clubhouse создает ощущение „более интеллектуального общения“ в формате псевдоподкаста со множеством участников, включая известных людей, в режиме реального времени. В некотором смысле Twitter начинался примерно так же — его использовали, чтобы общаться с известными людьми», — подчеркнул эксперт.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".