Статья
2982 2 июля 2015 14:46

ДНР спасает «Минск-2»

В Донецкой народной республике ради «спасения минских договоренностей» решили самостоятельно приступить к их выполнению. Глава ДНР Александр Захарченко объявил о введении на территории республики «особого режима самоуправления», а также анонсировал проведение местных выборов. Эти шаги объясняются прежде всего нежеланием Украины учитывать предложения Донецка и Луганска по конституционной реформе. На поправки народных республик к конституции в Киеве попросту закрыли глаза.

ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ

Объявление местных выборов стало «неоднозначным, но логичным ответным шагом Донбасса на "петляния" и попытки обмана» со стороны Киева, считает директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.

«Киев сознательно отказался от вовлечения представителей властей Донбасса в общеукраинский конституционный процесс. И тем самым нарушил пункты 4,9,11 и 12 минских соглашений», – напоминает политолог.

«Более того, [президент Украины Петр] Порошенко и компания не смогут теперь требовать от Донбасса признания новой конституции, поскольку даже формально представители этой территории не будут голосовать за новую редакцию Основного закона. Их просто нет в Раде. Привлечение республик к процессу конституционного творчества сохраняло возможность апелляции Киева, если не к совместному участию в принятии решения, то по крайней мере к совместной работе. В таких условиях было бы наивным предполагать, что республики не пойдут на решительные действия для укрепления собственной государственности», – отмечает эксперт.

По оценке Чеснакова, единственный вариант действий для Киева в данной ситуации – садиться за стол переговоров с представителями Донбасса.

Директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов также рассматривает инициативу Захарченко как ответный шаг на действия Киева: «Порошенко заявил, что он предлагает конституционную реформу, якобы предполагающую децентрализацию, но на самом деле не имеющую к децентрализации никакого отношения. То есть галочку в минском соглашении как бы поставил. В ответ Захарченко говорит – а мы, значит, проведем местные выборы, как это предусматривают минские соглашения».

Читайте также Донбасс не устроят поправки Киева

Поскольку Украина не сможет полностью контролировать ход этих выборов, то Киев, а вслед за ним и Запад, результаты голосования не признают, прогнозирует эксперт. «Решение о местных выборах не вызовет эскалации само по себе, но при этом мы прекрасно понимаем, что пока Киев не будет каждый избирательный участок контролировать своими боевиками, пока сам не назначит местных депутатов, губернаторов в каком-то регионе, он не признает данные выборы», – объясняет Корнилов.

Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко также убеждён, что положительной реакции Киева на эту попытку ДНР активизировать минский процесс ожидать не стоит. «Для Киева, что бы ни сделали в Донецке и Луганске, это просто очередная подлость уже просто потому, что Донецк и Луганск существуют. Киев ничего исходящего с этих территорий нормально не воспримет», – констатирует он.

im2342342go.jpg
О ЧЕМ ДОГОВОРИЛИСЬ В МИНСКЕ

Проведение на Донбассе местных выборов предусмотрено минскими соглашениями. Четвертый пункт «Минска-2» предписывает сторонам начать диалог о модальности выборов в первый же день после отвода тяжелых вооружений. Притом этот диалог должен вестись в соответствии с украинским законодательством и законом «об особом статусе». А в пункте 12 минских соглашений говорится, что вопросы, касающиеся местных выборов, должны согласовываться с представителями Донбасса. Но фактически ни одно из этих положений не было реализовано.

Предполагалось, что вначале стороны обсудят организацию местных выборов и согласуют соответствующие поправки в конституцию, после внесения которых эти выборы и будут проведены. Однако попытки Донецка и Луганска стимулировать Киев к обсуждению этих вопросов не принесли никакого результата – украинская сторона проигнорировала предложения ДНР и ЛНР.

На Украине изначально отказались вести диалог о выборах с нынешними представителями Донецка и Луганска. Что касается 12-го пункта «Минска-2», то в Киеве настаивают: местные выборы на Донбассе должны пройти по законам, которые приняты украинской стороной в одностороннем порядке. В июне Рада определилась с регламентом проведения голосования. Инициативы ДНР и ЛНР, касающиеся модели проведения выборов, учтены не были. Равно и другие их предложения – в том числе по конституционной реформе.

КОНСТИТУЦИЯ ПО-КИЕВСКИ

11-й пункт минских соглашений указывает: новая украинская конституция должна включать в себя два ключевых момента – децентрализацию и «особый статус». Отдельно перечислено, что понимается под этим статусом. И опять же подчеркивается – всё это должно согласовываться с Донецком и Луганском.

Новые предложения по конституционной реформе ДНР и ЛНР обнародовали в начале июня. «Наши правки были публичными, они направлялись в адрес Гройсмана (председатель Верховной Рады – прим. ред.), в адрес политической подгруппы контактной группы и в адрес ОБСЕ для ознакомления, а также для того, чтобы всем это было разослано», — перечислил представитель ДНР на минских переговорах Денис Пушилин. Он предупредил – несогласованные с Донецком и Луганском поправки в конституцию будут противоречить минским соглашениям. Подобные действия Киева в рамках минского процесса Пушилин охарактеризовал как «имитационные».

Однако в итоге украинская сторона без учета мнения Донбасса разработала такой вариант конституционной реформы, в котором нет ничего, что «могло бы как-то позитивно отразиться на переговорах Киева с Донецком и Луганском, скорее, даже наоборот», замечает Ростислав Ищенко. «Порошенко сам сказал, что не будет там никаких уступок ни Донецку, ни Луганску, – говорит эксперт. – Но, тем не менее, законопроект подается как составная часть минских соглашений». На деле же, по словам Ищенко, Киев «решает свои проблемы, в частности, проблему укрепления власти Порошенко и в какой-то степени даже централизации управления государством».

Читайте также Новая конституция Украины срывает Минские соглашения

Владимир Корнилов даёт аналогичные оценки конституционной реформе. «Предложения Киева – это не просто шаг к децентрализации, как заявляет Порошенко, это еще больший шаг к централизации управления государством. Ничего общего с децентрализацией предложенная им "реформа" не имеет», – убеждён эксперт.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения Донбасса, вероятно, стало заявление Порошенко, сделанное им 1 июля, – что новый проект изменений в конституцию даже не предусматривает предоставление региону «особого статуса» – одного из ключевых моментов минских соглашений. И это была сказано на фоне появившейся несколько дней назад информации в СМИ о том, что Евросоюз настаивает, чтобы Киев предоставил особый статус территориям Донбасса на постоянной основе.

Читайте также Почему Минск-2 аннулирован

Притом ранее Киев подверг существенным корректировкам и сам закон об «особом статусе». Уже после заключения «Минска-2» Верховная Рада внесла в документ несогласованные с Донбассом поправки.

На этом фоне, в условиях длительного игнорирования предложений Донецка и Луганска, стало очевидным, что и какой-либо продуктивный разговор о «модальности» местных выборов вряд ли возможен.

IMG_0284-960x4623423427.jpg
ДОНБАССУ НАДОЕЛИ ИГРЫ КИЕВА

После действий, продемонстрировавших нежелание Киева соблюдать политическую часть «Минска-2», 2 июля последовало заявление Александра Захарченко. Глава ДНР констатировал, что Киев продвинул не согласованные с ДНР и ЛНР поправки в конституцию Украины, не выполнил обязательства по введению особого режима самоуправления на Донбассе и не согласовал с республиками закон о местном самоуправлении.

«Порошенко демонстративно действует в одностороннем порядке. Не как сторона переговоров, а как диктатор. Он только имитирует "диалог" и выполнение взятых на себя обязательств, на деле пренебрегая и буквой, и духом Минского комплекса мер. Таким образом, киевский режим де-факто вышел из минского мирного процесса», – заявил Захарченко.

В связи с этим, по его словам, ДНР вынуждена «ради спасения минских договоренностей самостоятельно приступить к их выполнению». «Мы начинаем действовать немедленно, не дожидаясь, когда Киев образумится и вернется за стол настоящих, а не фейковых переговоров. Поскольку дальнейшее промедление и затягивание выгодно только украинской "партии войны"», – сказал глава ДНР.

Ждать ответных действий не пришлось: Захарченко объявил о дате проведения местных выборов – 18 октября. В этот день в ДНР планируется избрать глав городов и районов. Выборы будут организованы в том числе с учетом положений законопроекта, разработанного ДНР и ЛНР и переданного контактной группе по урегулированию ситуации на Украине. 

Помимо проведения выборов Захарченко также сообщил о введении на территории ДНР «особого режима самоуправления», предусмотренного минскими соглашениями. Как отметил Захарченко, некоторые условия этого режима содержатся в предложенном ЛНР и ДНР проекте поправок в конституцию Украины, передает Донецкое агентство новостей.

НЕТ КОНТРОЛЮ НАД ГРАНИЦЕЙ

К слову, с проведением местных выборов увязан еще один пункт минских соглашений – передача границы под контроль украинской погранслужбы. Киев максимально заинтересован в реализации этого положения. Украинские власти даже предлагали создать в контактной группе ещё одну подгруппу по вопросу госграницы.

При этом в Киеве опять же по-своему трактуют этот пункт, требуя сначала контроля над границей, а уже потом – начала политического урегулирования. Так, в Раде заявляли, что если к моменту избирательной кампании по местным выборам на Донбассе «контроль украинско-российской границы не будет возобновлен силами украинских пограничников и украинских войск, будет невозможно провести избирательный процесс».

Однако из «Минска-2» следует, что восстановление Киевом контроля над границей возможно лишь после проведения местных выборов и конституционной реформы и только в случае согласования этих шагов с представителями Донецка и Луганска. Таким образом, условия, необходимые для передачи под контроль границы, пока не только не созданы – их не просматривается и на горизонте, ведь даже первостепенный пункт соглашений – предоставление «особого статуса» – фактически остается лишь на бумаге.

Читайте также Минск-2 как безальтернативный сценарий

Наблюдатели констатируют: ситуация с выполнением минских соглашений, особенно в их политической части, зашла в тупик. Шаг за шагом Киев лишь создаёт условия для невозможности их реализации. Попыток Украины на самом деле выстроить договорные отношения с Донбассом не только не намечается, а напротив, своими действиями Киев всё больше выталкивает неподконтрольные ему территорий из состава страны.

Очевидно, что только прямой диалог Киева с Донецком и Луганском может дать шанс на урегулирование ситуации в рамках согласованной в Минске «дорожной карты».

Материал подготовили Вадим Погиба, Лина Вискушенко
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".