Статья
1585 18 сентября 2020 16:19

Эксперты назвали особенности «губернаторов новой волны»

Эксперты Центра политической конъюнктуры проанализировали «губернаторов второй волны» — руководителей регионов, которые были назначены врио, а потом проходили либо через прямые выборы, либо избирались по результатам голосования в законодательном органе субъекта. На втором этапе больших кадровых перестановок глав регионов — с Единого дня голосования 10 сентября 2017 года — были избраны 55 новых руководителей субъектов.

Как отмечают эксперты Центра, «помимо появления новых лиц, есть и содержательные отличия». Обобщая подходы Администрации президента при решении кадровых вопросов, эксперты обратили внимание на следующие моменты: «Во-первых, все новые кандидаты в губернаторы начали проходить многочасовые тестирования и собеседования, на которых их опрашивали по широкому кругу вопросов. Во-вторых, в 2017 году Администрация президента запустила специальную программу профессионального обучения губернаторов. В СМИ окрестили губернаторов, прошедших через эту систему обучения, „молодыми технократами“. Вместе с тем, типажу чистого технократа соответствует лишь несколько врио, назначенных после парламентских выборов 2016 года. Большинство губернаторов новой волны, которые прошли через систему профессиональной подготовки не вписывались в этот образ». Кроме того, была разработана объективная система оценки работы губернаторов, на основании которой принимались решения об отставках. Если глава субъекта проваливал хотя бы один из параметров, то он входил в красную зону. Если губернатор проваливал два и более показателя, то в Кремле ставился вопрос о его досрочной отставке. Формирование такой системы оценки сделало кадровую политику более предсказуемой для региональных элит и граждан.

Эксперты Центра политической конъюнктуры отмечают, что главным мотивом для изменения кадровой политики власти на региональном уровне стал формирующийся в обществе запрос на новый типаж руководителя. Так, согласно данным опроса «Левада-центра» в марте 2020 года, 50% респондентов поддерживали «сменяемость власти» и «появление новых политиков». Исследования показывали, что со стороны общества начал формироваться запрос на сокращение дистанции между гражданами и представителями власти. Как результат, резко выросли требования к качеству коммуникации с чиновниками. Описывая портрет идеального губернатора нового типа, помимо открытости и отсутствия страха перед диалогом с людьми, эксперты указывали, что современный глава субъекта должен максимально оперативно реагировать на проблемы и решать их, быстро адаптироваться к изменению ситуации, упреждать кризисы, а не только реагировать на них. Кроме того, эксперты указывали на то, что жители регионов начали негативно относиться к образу губернатора как «крепкого хозяйственника», который не допускает аудита своих решений со стороны граждан и не вступает с ними в диалог.

Обобщив результаты этих исследований, экспертам удалось вывести следующие шесть принципов, которые легли в основу отбора кандидатов на пост врио губернатора: профессионализм, лидерство, обновление, новые лица, привязка к региону, учет мнения жителей.

На основании анализа биографий врио можно выделить следующие типы губернаторов новой волны: «чистый технократ», «политическая номенклатура», «политический карьерист», «представитель титульной нации», «чистый силовик», «представитель ФПГ».

К «чистым технократам» относятся управленцы, которые делали карьеру прежде всего в органах исполнительной власти на федеральном и региональном уровне на позициях, которые предполагали решение управленческих, технократических задач. Среди них эксперты назвали следующих губернаторов — Антон Алиханов (Калининградская область), Дмитрий Овсянников (Севастополь), Максим Решетников (Пермский край), Андрей Никитин (Новгородская область), Глеб Никитин (Нижегородская область), Станислав Воскресенский (Ивановская область), Александр Цыбульский (Ненецкий АО), Дмитрий Артюхов (ЯНАО), Роман Старовойт (Курская область), Андрей Чибис (Мурманская область), Владимир Уйба (Республика Коми), Владимир Солодов (Камчатский край).

К «политической номенклатуре» относятся управленцы, чье назначение мотивировано в первую очередь принадлежностью к окружению президента Путина. Таким можно считать Александра Беглова (Санкт-Петербург).

К «политическим карьеристам» относятся управленцы, которые делали разнообразную карьеру в органах власти различных уровней, избирались, имели отношение к политическим организациям, политическим блокам органов власти и т.д. Среди них — Игорь Васильев (Кировская область), Николай Любимов (Рязанская область), Александр Бречалов (Удмуртская республика), Александр Евстифеев (Республика Марий Эл), Дмитрий Азаров (Самарская область), Александр Усс (Красноярский край), Андрей Клычков (Орловская область), Александр Бурков (Омская область), Михаил Ведерников (Псковская область), Александр Гусев (Воронежская область), Александр Моор (Тюменская область), Айсен Николаев (Якутия), Олег Хорохордин (Республика Алтай), Денис Паслер (Оренбургская область), Дмитрий Махонин (Пермский край), Владислав Шапша (Калужская область).

К «представителям титульной нации» относятся управленцы, которые имеют национальность тех национальных республик, в которые они получали назначение. К таким отнесли Алексея Цыденова (Республика Бурятия), Мурата Кумпилова (Республика Адыгея), Радия Хабирова (Республика Башкортостан), Бату Хасикова (Республика Калмыкия), Казбека Кокова (Республика Кабардино-Балкария), Махмуд-Али Калиматова (Республика Ингушетия), Ростислава Гольдштейна (ЕАО), Олега Николаева (Чувашская Республика).

К «чистым силовикам» относятся управленцы, главный профессиональный опыт которых получен при работе в силовых структурах. Это Дмитрий Миронов (Ярославская область), Артур Парфенчиков (Республика Карелия), Владимир Васильев (Республика Дагестан), Игорь Бабушкин (Астраханская область), Игорь Кобзев (Иркутская область), Юрий Бездудный (Ненецкий автономный округ).

К «представителям ФПГ» относятся управленцы, которые являются выходцами из финансово-промышленных групп. Среди них — Андрей Травников (Новосибирская область), Сергей Цивилев (Кемеровская область), Василий Орлов (Амурская область), Сергей Носов (Магаданская область), Виктор Томенко (Алтайский край), Валерий Лимаренко (Сахалинская область), Вадим Шумков (Курганская область), Игорь Артамонов (Липецкая область), Александр Осипов (Забайкальский край), Алексей Текслер (Челябинская область), Михаил Развожаев (Севастополь).

Эксперты отмечают, что «чистые технократы» составляют меньшинство губернаторов новой волны. К ним можно причислить лишь 11 назначений из 55. Омоложение губернаторского корпуса отражает формирование запроса на новые лица во власти и на руководителя нового типа. Большинство врио губернаторов имели разнообразный профессиональный опыт на момент назначения. При этом сочетание опыта работы в реальном секторе/бизнесе с работой в органах власти является особенно ценным качеством.

Принадлежность к региону и опыт работы в регионе назначения не являются решающим параметром. Он продолжает действовать только при назначении на пост глав национальных республик, да и то не во всех случаях (Владимир Васильев, Республика Дагестан). Более важными параметрами при выборе кандидатов являются наличие опыта работы в регионах в целом или наличие опыт работы в федеральных органах исполнительной власти, который предполагает постоянное взаимодействие с регионами. Как результат, депутаты Госдумы и сенаторы наименее востребованы при определении круга кандидатов на посты врио. А назначение действующих силовиков носит скорее точечный и единичный характер.

Результатом второй волны кадровых назначений в регионах стал рост доверия граждан к региональным руководителям. Согласно данным опроса Фонда «Общественное мнение» в 2019 году, индикатор доверия губернаторскому корпусу с лета 2018 года вырос в два раза — с 14 до 28%. Согласно исследованию, 54% граждан доверяли главам своих регионов, 26% — не доверяли. Кроме того, возросло количество россиян, положительно оценивающих работу глав субъектов. По сравнению с летом 2018 года этот показатель вырос с 41% до 50%. То, что главы регионов работают плохо, посчитали 19% вместо 22%.

Как утверждают эксперты Центра политической конъюнктуры, важным тестом для губернаторов новой волны станут парламентские выборы 2021 года. Многие из врио избирались как самовыдвиженцы, другие — представители оппозиционных партий. Однако главы регионов, которые назначены на пост врио президентом, ассоциируются у граждан с работой всей системы власти. Следовательно, чем успешнее такой губернатор, тем прочнее позиции «Единой России» в регионе. Основываясь на опыте прошлых кампаний, можно сказать, что низкий результат партии власти на выборах в Госдуму будет важным сигналом для Кремля, что губернатор плохо справляется со своей работой. Поэтому по итогам парламентской кампании губернаторский пул может претерпеть дальнейшие точечные изменения.
Комментарии для сайта Cackle
© 2008 - 2020 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".