Статья
1494 20 декабря 2009 0:01

ЕР призывает покупать российское

Программе поддержки отечественного производителя было посвящено заседание политических клубов «Единой России». Мероприятие прошло 16 декабря  в одном из павильонов ВВЦ, где открылась выставка «Покупайте российское!».

Одноименная программа должна способствовать модернизации страны, улучшению ситуации на потребительском рынке, формированию его правовой базы. Не случайно именно сейчас завершается работа над законом о торговой деятельности в РФ, который должен облегчить жизнь российским товаропроизводителям. 

Главная задача программы «Покупайте российское» - помочь отечественным компаниям завоевать рынок, сформировать у потребителей устойчивый спрос на российские качественные товары.

Заместитель секретаря Президиума Генерального совета «Единой России» Юрий Шувалов рассказал, что побудило партию поддержать эту инициативу. «Сегодня мы видим, что есть множество качественных отечественных товаров, но, к сожалению, о них не все знают, поэтому продвижение бренда «Покупайте российское» становится одной из главных задач партии «Единая Россия», - заявил он на заседании. Юрий Шувалов пояснил, что в данном случае используется технология «зонтичного» бренда, объединяющего торговые марки отдельных небольших предприятий.

Если учесть, что недавно достигнуты договоренности о Таможенном союзе, то речь идет о создании единого рынка, в центре которого находится Россия. Тем более, что, как отметил Юрий Шувалов, российские бренды уже сегодня востребованы нашими соседями из Белоруссии, Украины и Прибалтики.

Юрий Шувалов также подчеркнул необходимость привлекать и иностранные инвестиции в российские производства. «Продукция, произведенная в нашей стране, пусть и с использованием зарубежных ресурсов и технологий – это отечественная продукция», - отметил один из руководителей «Единой России».

Депутат Госдумы Сергей Марков призвал личным примером пропагандировать продукцию российского производства – приобретать отечественные машины, костюмы и брать пример с главы правительства Владимира Путина, который приобрел автомобиль «Нива». «Если же не устраивает качество каких либо товаров – то надо об этом говорить», - считает Сергей Марков.

Он определил ряд задач, которые «Единая Россия» намерена решить с помощью программы «Покупайте российское». Главное – нужно преодолеть предвзятое отношение ко всему  отечественному и начать воссоздание промышленной политики в России. «От идеологии рыночного идеализма пора переходить к реанимации промышленной политики», - заявил на заседании депутат Госдумы.

«Вторая задача состоит в том, чтобы стимулировать экономический рост через увеличение спроса. «Покупайте российское» - это такая форма протекционизма, которая не подпадает ни под какие ограничения. У нас хорошие технологи, но не очень хорошие маркетологи. У нас нет ни такого опыта, ни таких бюджетов, как в западных компаниях. Это абсолютно рациональное рыночное поведение, когда нераскрученные слабые недорогие бренды уходят под крупный бренд. Таким крупным брендом и является бренд «Покупайте российское», считает депутат.

«Третья задача – формировать позитивную картину мира у производителей. Нужно награждать лучших, вселять им чувство гордости», -  заявил Сергей Марков. Он также предложил девиз для бизнеса: «Все из оффшоров на родину!».

Программа способствует реализации социальной и продовольственной безопасности -  долю присутствия на российском продовольственном рынке нужно довести до 80%. Генсовет «Единой России» поддерживает проведение региональных выставок, подобных той, что в настоящее время проходит под девизом «Покупайте российское» в Москве.

Работать нужно и на законодательном уровне. Депутат считает, что необходимо также обновить закон о госзакупках и обязать приобретать по госзаказу только товары отечественного производства, если таковые есть. Он еще раз подчеркнул важность создания закупочных компаний, особенно на Северном Кавказе, о чем неоднократно заявлял в СМИ.      

В том, что отечественного производителя нужно поддержать на законодательном уровне согласился и депутат Госдумы Олег Валенчук, который принимал участие в заседании клубов. «Могущество любого государства зависит от величины его валового продукта. Национальный валовой продукт сегодня на очень низкой точке. Чтобы его поднять, безусловно, мы, как законодатели и как члены партии «Единая Россия» должны поддержать отечественного производителя. Поддержать тех, кто желает сегодня трудиться и производить свое, российское», - подчеркнул депутат.  Он также призвал поддерживать производителей реальными делами, отдавая приоритет покупке отечественных товаров.

Тема патриотизма не раз звучала в выступлениях участников заседания. Как отметил  заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи России Денис Кравченко, очень сложно формировать у молодого человека чувство патриотизма, если он вырос «в джинсах и рубашках зарубежного производства». «Сегодня система ценностей молодежи изменилась. Очень важно не принуждать их покупать российское, а производить качественные товары, которые захочется купить», - подчеркнул заместитель главы Росмолодежи. По его мнению нужно искать новые возможности для развития экономики, обратить внимание в том числе на рынок туристических услуг, который  данный момент, по его словам, не выдерживает никакой критики.

На заседании присутствовали представители регионов, компаний, торговых сетей. Говорилось о том, что необходимо уходить в более глубокую переработку не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве. Россия экспортирует около 20 млн тонн зерна. Однако зерновой рынок подвержен таким же рискам как нефтегазовый. Чтобы обезопасить себя от падения цен, уменьшения спроса, нужно переходить к экспорту продуктов переработки зерна.

Еще одной проблемой для российского рынка является высокий процент так называемого инфраструктурного налога, который заложен в цену товара, что снижает его конкурентоспособность.

Важным сегментом потребительского рынка являются торговые сети. Глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский, участвовавший в обсуждениях,  развеял миф о том, что торговые сети не хотят или им не выгодно работать с российским товаром. «Нам интересно предлагать то, что пользуется спросом у покупателей. А  российский потребитель охотно приобретает товары отечественных марок», - отметил глава АКОРТ. Он указал на причину, почему торговые организации отказываются брать товар нераскученных производителей: «Торговые сети не имеют право возвращать поставщику непроданный товар, следовательно, опасаются брать на себя риски  – неизвестно, будет ли он пользоваться спросом».

Позитивное отношение россиян к отечественным товарам, а именно, к продуктам питания, подтверждают данные опроса, проведенные Фондом «Общественное мнение». В подавляющем большинстве (84%) россияне предпочитают отечественные продукты питания, т.к. они лучше по качеству (28% опрошенных), более натуральные (24%) и более вкусные (8%). Из чувства солидарности покупают отечественное 6% россиян , по причине более низкой цены  - 3%. Что касается последнего показателя, то, возможно, на фоне кризиса этот фактор стал для россиян более значимым.
.

Комментарии экспертов

Покупайте российское - это такая форма протекционизма, которая не подпадает ни под какие ограничения. У нас хорошие технологи, но не очень хорошие маркетологи. У нас нет ни такого опыта, ни таких бюджетов, как в западных компаниях. Это абсолютно рациональное рыночное поведение, когда нераскрученные слабые недорогие бренды уходят под крупный бренд. Таким крупным брендом и является бренд «Покупайте российское».

Главное – нужно преодолеть предвзятое отношение ко всему  отечественному и начать воссоздание промышленной политики в России. От идеологии рыночного идеализма пора переходить к реанимации промышленной политики.

Если говорить о политической инициативе «Единой России» «Покупайте российское», то эта инициатива, во-первых, понятна и, во-вторых, укладывается в политику правительства, которое «Единая Россия» поддерживает. Импортозамещение, наряду с локализацией, значится одним из приоритетов.

Если говорить о проблеме, я бы оценивал импортозамещение двояко – и как техническую меру, и как некую метафору. Как техническая мера, импортозамещение в настоящее время, к сожалению, не всегда срабатывает. Будет хорошо, если это поможет, но вероятность этого, на мой взгляд, не очень высока. Конечно, это не повод для того, чтобы не предпринимать попытки. Но, тем не менее, это нужно иметь в виду.

Я бы ещё рассматривал импортозамещение как метафору. Россию иногда квалифицируют, как страну с очень большой территорией и с исключительно маленьким внутренним рынком. Эта гигантская диспропорция между территорией, природными, людскими ресурсами и крайней узостью внутреннего рынка создаёт очень большую проблему, которая в конечном счёте соприкасается даже с вопросами национальной безопасности. Страна, для которой характерна такая диспропорция, просто не может быть устойчивой. Она будет тяготеть к тому, чтобы попасть в поле притяжения других, более мощных экономик.

Поэтому если мы хотим (а мы хотим) сохранять политический суверенитет, быть самостоятельными и полноценно развиваться, у нас нет другого пути, кроме как расширение внутреннего рынка и поиск адекватных инструментов для этого. Поэтому я бы импортозамещение рассматривал ещё и в таком более широком контексте. Движение идет по правильному направлению, возможно, с использованием в данном случае не самого эффективного инструмента, но это говорит только о том, что нужно совершенствовать инструментарий.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".