Статья
1687 26 апреля 2022 9:17

Контроль алгоритмов ценообразования: обзор исследований

Алгоритмы ценообразования играют важную роль в современной экономике, но некоторые эксперты опасаются, что без тщательной проверки эти программы могут непреднамеренно научиться дискриминировать группы меньшинств и, возможно, вступать в сговор для искусственного завышения цен. Об этом говорится в статье научного американского журнала Scientific American. 

Цены на целые линейки продуктов в технологических корпорациях, например, Amazon, или стоимость проезда для сервисов Uber и Lyft устанавливаются именно алгоритмами. Однако такие программы не всегда могут полагаться исключительно на данные о спросе и предложении. Алгоритмы могут использовать огромные наборы личной информации потребителей, чтобы рассчитать и максимизировать прибыль компаний.

«Персонализированное ценообразование» несет в себе определенные риски, подчеркивается в статье. Когда алгоритм предлагает разные цены разным потребителям в зависимости от их уникальной истории покупок или предпочтений, может непреднамеренно привести к тому, что алгоритм установит более высокие цены для групп меньшинств, находящихся в неблагоприятном положении. Например, брокеры часто взимают более высокие процентные ставки с расовых и этнических меньшинств, и одним из возможных факторов является то, где люди живут: программы могут быть нацелены на области с меньшей конкуренцией. Другие исследования показывают, что при определенных экспериментальных условиях такие алгоритмы могут научиться вступать в сговор друг с другом.

Исследование немецких ученых 2002 года показало, что покупатели готовы платить за товар больше, если не знают о том, какую цену на него уже установил продавец. Когда цену устанавливает человек, а не генератор случайных чисел, заранее зная готовность потребителя платить, продавец может персонализировать цены и взимать больше с тех, кто готов заплатить больше.

В новом исследовании учёные Университета Цинхуа пришли к выводу, что контроль алгоритмов может не только защитить потребителей от ценовой дискриминации, но и позволить компаниям получать разумную прибыль. Они также изучили, как регулирование цен повлияет на «излишки» как производителей, так и потребителей. В этом контексте излишек относится ко всей денежной выгоде, которую каждая сторона получает от сделки. Например, если истинная цена товара составляет $5, но потребитель каким-то образом может купить его за $3, излишек потребителя составит $2. По словам исследователей, крайне важно разработать эффективную политику регулирования, чтобы сбалансировать излишек между потребителями и производителями. 

Однако контроль над ценами имеет и недостатки. Многие экономисты утверждают, что ограничение цен препятствует формированию истинного рыночного равновесия — точки, где предложение соответствует спросу. Кроме того, некоторые поведенческие экономисты уверены, что контроль над ценами может стимулировать усиление сговора между лидерами рынка, которые стремятся установить цены как можно ближе к наиболее высокому пределу. Интернет-компании и энергетические компании, например, завышают цены, когда могут, потому что они фактически являются монополиями, отмечают эксперты.
20 января 2025 Новости  Искусственный интеллект изменит глобальную торговлю Глобальная торговля под влиянием искусственного интеллекта преобразуется таким образом, что меняются и участники, и способы ведения бизнеса, говорится в докладе экспертов Всемирного экономического форума. В документе описывается влияние ИИ на цепочки поставок, финансирование торговли, логистику и таможенное оформление. КомментарийКомментарий Санкции против ИИ аналитик Виктория Совгирь   20 января 2025 Новости  Рабочие места под угрозой Технологические изменения, геоэкономическая фрагментация, экономическая неопределенность, демографические сдвиги и «зеленый» переход станут ключевыми факторами, которые будут формировать глобальный рынок труда к 2030 году, говорится в докладе «Будущее рабочих мест — 2025», подготовленном экспертами Всемирного экономического форума. Выводы доклада основаны на опросе мнений руководителей крупнейших мировых компаний.
© 2008 - 2025 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".