Статья
8378 19 мая 2020 16:08

Коронавирус ускорил компьютеризацию системы образования

Перевод российского образования на онлайн-формат, начиная с середины марта, очень быстро продемонстрировал серьезную техническую неготовность как школ и учителей, так и родителей и учеников. Кроме отсутствия единых методик и подходов к дистанционному обучению, родители и учителя массово жаловались на отсутствие у них компьютеров, качественных линий интернета и на невозможность проведения занятий через официальные электронные платформы. Одними из самых уязвимых оказались малообеспеченные семьи, многодетные и приёмные родители. «Актуальные комментарии» о том, какие проекты позволили быстро преодолеть технологические разрывы.

По данным Минпросвещения на апрель 2020 года, из более 40 тыс. школ в России только 10 тыс. школ оказались готовы к работе в режиме дистанционного обучения. По словам министра просвещения Сергея Кравцова, «у нас уже собрана максимально полная информация по каждой школе, по каждому муниципалитету, вплоть до каждого удаленного поселка. И вместе с министерством цифрового развития мы работаем с этой информацией, разрабатываем новый отечественный продукт — «Цифровая образовательная среда».

По данным Росстата, в 2018 году на 100 домохозяйств в городах в среднем приходилось 52 персональных компьютера, 81 ноутбук или планшет и 136 смартфонов. В сельской местности ситуация несколько хуже — там на 100 домохозяйств насчитывалось 43 компьютера, 54 ноутбука или планшета и 107 смартфонов. В то же время, по данным ведомства, на 100 домохозяйств с детьми младше 16 лет можно было насчитать в среднем 63 персональных компьютера, 99 ноутбуков или планшетов и 154 смартфона. При этом Росстат приводит заметный разброс в цифрах в зависимости от доходов — в самой бедной группе на сотню домохозяйств приходилось только 41 компьютер, 47 ноутбуков или планшетов и 107 смартфонов, а в самой обеспеченной — 53 компьютера, 91 ноутбуков или планшетов и 128 смартфонов.

В 2017 году эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ подсчитали, что в среднем по РФ на 100 школьников приходится 13 персональных компьютеров. И это несмотря на то, что только с 2006 по 2010 годы общий объём финансирования нацпроекта «Образование» составил 280 млрд руб. — средства выделялись, в том числе на «стимулирование инноваций в сфере образования», подключение школ к интернету и обучение учителей и волонтёров. Ещё в 2011 году, рассказывая о нацпроекте, тогдашний глава Минобрнауки Андрей Фурсенко отчитывался об обеспечении 97% школ интернетом. А в конце 2019 года тогдашний вице-премьер Максим Акимов заявил, что к широкополосному доступу в интернет подключены 6 тыс. образовательных учреждений из почти 40 тыс. по всей стране.

Как сообщают « Открытые медиа», в рамках нацпроекта «Образование» с 2019 по 2024 выделяют ещё более 295,1 млрд рублей на создание современной материально-технической базы в 16 тысяч школ в сельской местности и малых городах 80 регионов. Среди целевых показателей: реализация общеобразовательных программ в сетевой форме 70% образовательных организаций. По федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» (в рамках того же нацпроекта «Образование» на 2019−2024 гг.) выделяется более 79,8 млрд рублей на «внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране», обеспечение 100% образовательных организаций в городах интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности — 50 Мб/с. Учителей также должны обучать — на приобретение «компетенции в области цифровой экономики» выделяется 9,2 млрд рублей в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого».

Когда проблема нехватки техники стала очевидным препятствием для дальнейшей реализации образовательного процесса по всей стране, Общественная палата и Институт прогрессивного образования обратились к Минпросвещения с предложением выдать школьникам технику на время карантина. Копия письма общественников в Минпросвещения есть в распоряжении RT. По данным общественников, не у всех учащихся есть техническая возможность продолжать осваивать школьную программу и готовиться к итоговым аттестациям и ЕГЭ дома: у кого-то нет компьютеров, в некоторых регионах существуют также проблемы с интернетом. В этой связи предлагается обеспечить тех учеников, которые в этом нуждаются, необходимым цифровым оборудованием (роутерами и компьютерами-лэптопами). Получить технику школьники смогли бы по заявкам родителей или законных представителей на необходимый срок бесплатно, уточняется в тексте обращения.

Как заявила корреспонденту ИА REGNUM первый заместитель комиссии ОПРФ по развитию образования и науки, председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова, ими было опрошено 180 тыс. человек, которых спросили — обеспечены ли школьники необходимым для дистанционного обучения оборудованием. По словам эксперта, более 35% учащихся не имеет компьютеров. Даже в тех школах, которые рапортовали о том, что они компьютеризированы, в реальности оказалось всего лишь 1-2 компьютера на всю школу. Кроме того, страдает качество связи. В некоторых регионах интернет практические не работает. Ясно, что при отсутствии интернета школы не могут осуществлять обучение.

Региональные власти совместно с общественными организациями и представителями бизнеса попытались самостоятельно решить эту проблему на местном уровне. Так к примеру губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов сообщил, что в городе 507 тыс. учеников, из которых почти 17 тыс. не имеют дома компьютерной техники и выхода в интернет. Он предложил жителям города помочь малообеспеченным семьям с компьютерной техникой. Пока общественные организации, представители бизнеса и частные лица смогли передать петербургским школьникам около 5 тыс. ноутбуков и планшетов. Департамент образования Ярославской области констатировал, что 5% школьников вообще не могут учиться удаленно, для них учителя готовили материалы и задания и передавали на руки.

Как сообщает ТАСС, Министерство образования и науки Татарстана также обратилось к руководителям компаний и всем неравнодушным людям с просьбой помочь приобрести или принести в школы неиспользуемые компьютеры, ноутбуки, смартфоны, гаджеты, оплатить интернет-трафик. В настоящее время муниципалитеты республики собирают информацию по таким семьям. На помощь предприятий в приобретении техники и подключению к интернету рассчитывают и в Свердловской области. Кроме того, свердловские власти выделили 20 млн рублей на проведение скоростного интернета во всех школах региона для комфортного дистанционного обучения. Глава региона Евгений Куйвашев написал на своей странице в Instagram, что более 25 тыс. учащихся из 732 школ области столкнулись с проблемами электронного обучения из-за слабого интернета или отсутствия компьютеров. Деньги из резервного фонда правительства региона будут направлены на устранение этих проблем.

Во Владимирской области школы предоставляют во временное пользование своим ученикам имеющееся оборудование. Такие решения приняты в Коврове и Радужном, в Александровском, Гусь-Хрустальном, Собинском и Юрьев-Польском районах. В Ялте (Крым) в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», на 2020 год из федерального бюджета предусмотрено приобретение компьютеров для 7 школ на сумму 15,6 млн рублей. Об этом сообщает отдел информационной политики муниципалитета. Также в рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на 2020 год из федерального бюджета для Гурзуфской и Форосской школ предусмотрено финансирование на общую сумму в размере более 6,6 млн. рублей на приобретение компьютерного оборудования для создания центров дополнительного образования на базе школ «Точка роста».

По информации РИА «Новости», 10 регионов РФ (Калужская, Владимирская область, ХМАО, ЯНАО и другие) предоставили сведения о полном обеспечении учеников и педагогов необходимой техникой.

Минпросвещения РФ заявило о старте акции «Помоги учиться дома», которая проводится совместно «Единой Россией», Минпросвещения РФ и Агентством стратегических инициатив для помощи школьникам из нуждающихся семей с организацией дистанционного обучения в цифровом формате. Как говорится в сообщении Министерства, «уже собрано и передано 234 191 компьютер и планшет, из них 81 968 — ученикам из многодетных семей, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, малообеспеченных семей».

«Ситуация с дистанционным образованием является одной из сложнейших и приоритетных. За месяц мы продвинулись вперед, выстроена система, не знающая аналогов», — заявил председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, заместитель секретаря Генсовета «Единой России» Александр Хинштейн.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".