Статья
2012 24 ноября 2015 12:56

КПРФ и Ходорковский не смогут «сыграть» на дальнобойщиках

Акции протеста дальнобойщиков против платных дорог для большегрузов набирают обороты. И в то время как власти делают вид, что не замечают протест, воспользоваться ситуацией пытаются оппозиционные силы: КПРФ – «на земле», а «Открытая Россия» – в Сети. Впрочем, им вряд ли удастся извлечь из «заигрывания» с дальнобойщиками какие-либо политические бонусы, полагают эксперты. А вот правительству рано или поздно придётся пойти на серьёзные уступки.

Как сообщил «Актуальным комментариям» один из экс-сотрудников фонда «Открытая Россия», продолжающий работать с Михаилом Ходорковским, тема дальнобойщиков признана для сетевых подрядчиков фонда основной. «Сил не очень много, все направления пока отложены, занимаемся дальнобойщиками. Нет иллюзий привлечь их на свою сторону, это не наши люди, но максимально раскачать ситуацию нужно. На руку нам играет то, что этой темы для многих официальных СМИ и платных блогеров нет, и мы тут одни. КПРФ, я знаю, будет помогать им "в поле", а мы займемся интернетом», – заявил собеседник «Актуальных комментариев».

Похоже, воспользовавшись тем, что «Единая Россия» и Общероссийский народный фронт фактически «закрыли глаза» на забастовки водителей, дальнобойщиков стала активно «окучивать» оппозиция. КПРФ, например, уже заявила, что намерена провести 5 декабря общероссийский митинг в поддержку водителей грузовиков.
 
Наблюдатели связывают активность коммунистов на этом направлении с тем, что партии сейчас необходима новая повестка. Видимо, «обидевшись» на то, что в преддверии думских выборов с легкой руки власти появилось множество партий-«спойлеров», которые могут забрать у КПРФ часть голосов традиционного электората, и осознав, что предстоящие выборы обещают быть более конкурентными, коммунисты не упустили случая «сыграть» на дальнобойщиках. Вопрос лишь в том, насколько далеко КПРФ готова зайти. Что же касается планов «Открытой России» по «использованию» протестов дальнобойщиков, то они, очевидно, обусловлены стремлением расшатать ситуацию в стране. Однако добиться этого Ходорковскому и компании тоже вряд ли удастся.

По оценке политолога Ивана Преображенского, у оппозиции нет никаких шансов извлечь бонусы из ситуации с дальнобойщиками. «Она имеет дело с людьми, которые очень хорошо понимают, что все решения зависят от властей. А оппозиция никак не может повлиять на позицию правительства», – объясняет собеседник «Актуальных комментариев».

Эксперт отмечает, что, «заигрывая» с дальнобойщиками, оппозиция вправе рассчитывать на «бонусы» лишь в том случае, если предложит им какие-либо механизмы давления на власть, которые действительно смогут привести к изменению ситуации. «Но пока не видно, чтобы они предлагали что-то новое, оригинальное, или пусть даже хорошо забытое старое, способное изменить позицию кабинета министров», – замечает Преображенский.

По его мнению, сейчас не столько оппозиция, сколько именно правительство продолжает активно раскачивать ситуацию вокруг дальнобойщиков своими непродуманными действиями. «И то, как дальше будет развиваться ситуация, связано исключительно с действиями правительства, а отнюдь не самих дальнобойщиков, а уж тем более не "Открытой России" или КПРФ. Их способность повлиять на это новое движение недовольных нулевая», – подчёркивает Преображенский.

Тем не менее попытки различных сил использовать недовольство дальнобойщиков для зарабатывания политических очков или же «раскачивания лодки» – это «тревожный звоночек» для власти, которая, по сути, «проморгала» протесты. А ведь это первые за последние годы акции с экономическими требованиями, которые при этом грозят выйти на федеральный уровень.

Водители большегрузных автомобилей настроены решительно: дальнобойщики из ряда регионов уже объявили, что «пойдут на Москву» и перекроют МКАД, чтобы обратить внимание на свою проблему. А под Екатеринбургом сегодня более 150 митингующих водителей приняли обращение к президенту с требованием отменить систему «Платон» и отправить в отставку главу Минтранса.

Правительству пока не удалось найти с дальнобойщиками общий язык, но договариваться, очевидно, придётся. «Наверняка правительство будет вынуждено идти на гораздо более широкие уступки, чем те, на которые оно готово пойти сейчас. Но для этого потребуется еще как минимум несколько недель кризиса», – полагает Преображенский.

По его мнению, пока власти не понимают всю серьёзность ситуации, пытаясь решить вопрос по отработанной в прошлом технологической схеме – «вычислить организаторов, изолировать их от основной массы протестующих, символически снизить поборы с тем, чтобы потом постепенно их вернуть и таким образом стабилизировать ситуацию, не меняя при этом своей позиции». «Для этого им необходимо изолировать движение дальнобойщиков от общественности, что и делается путем информационной блокады», – указывает Преображенский.

Но сегодня эта схема вряд ли сработает, и властям придется искать другие подходы, убеждён он. Если же «адекватности у правительства не прибавится», то политолог не исключает перерастание нынешней ситуации «в более широкие протесты, когда найдутся какие-то свои группы в каждом из регионов, которые подключатся к дальнобойщикам».

____________

Читайте также:


Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".