Статья
794
11 декабря 2024 8:58
Ловушка улучшения улучшательства
Я рискую показаться совсем глупым, но может мне кто-то растолкует, почему вопрос о том, чтобы вернуть в школу оценку по поведению, собираются регламентировать аж федеральным законом?Мне всегда казалось, что ЗАКОН — это что-то системное, глобальное, стратегическое. А вот ставить оценку по поведению/биологии/астрономии или краеведению, либо не ставить, можно решить вполне себе бумажицей из минобраза или минпросвета (черт их разберет) и даже не за подписью министра. Если эти ведомства не могут решить такой простой вопрос, то к чему они тогда?
Или цвет стен, мелодия звонка, прическа директрисы, вес портфеля, размер сосисона в буфете — это тоже законом определяется?
Кажется мы себя загоняем в ловушку улучшением улучшательства.
Может Дума займется всем спектром организации образования и дело в шляпе?
Но это еще пережить можно, хотя и с трудом, а вот если они вместо минздрава нас лечить будут, то, походу, кранты...
Позволю себе еще немного поразмышлять об образовании.
Мне кажется, что принимая решения о регулировании образовательного процесса, нужно сначала ответить самим себе на вопрос: что есть образование и кого мы хотим получить на выходе из школы?
Образование — это конвейерная сборка человеко-роботов по стандартному алгоритму или это творение личности?
Если первое, то вопросов не имею.
Станки с ЧПУ, оформленные в бухгалтериях неизвестно зачем, как некие непонятные «учителя», (вместо того, чтобы стоять на балансе, как имущество) вполне могут по перфокарте/перфоленте/по образовательному стандарту, выполнять строго 49-52 операции в минуту и не думать о результате. Станок не думает. Он железяка. И на выходе будут железяки. Станок не может создать живой, думающий, сопереживающий организм.
Если же согласиться с тем, что школа — это творение личности, то сразу появляется куча вопросов.
Как можно стандартизировать и алгоритмировать передачу части души от наставника к ученику?
В очередной раз мы, похоже, благими намерениями вымостили дорогу в известном направлении.
Желание все расписать, все разложить по полкам, всех построить, посчитать, пронумеровать и сложить в картотечный ящик, привело к грустному, а не к лучшему.
Рембрандта, Пушкина, Бетховена, Лихачева, Достоевского, Малера, Верди, Тициана, Рублева, Канта..... всех можно разобрать, проанализировать, пронумеровать и собрать снова. Но это будут уже не они.
Если хотим на выходе из школы видеть личность — нужно творить, а не жить по матрице. Если нам нужны функции, вместо людей, то путь у нас правильный.
Могу ошибаться, но это мое частное мнение.
Извините, если кого-то задел.
Александр Астафьев, член Совета Фонда развития гражданского общества
Источник
#АлександрАстафьев
Цифра дняЦифра дня
55
процентов россиян хотели бы в ближайшие два-три года пройти обучение в сфере технологий ИИ
19 декабря 2024
Новость
Генпрокурор доложил Путину о нарушениях в Минпросвещения
Генеральная прокуратура РФ выявила «большие
нарушения» в деятельности в деятельности Министерства просвещения и Рособрнадзора при организации образовательного процесса, о результатах проверок было доложено президенту РФ Владимиру Путину, сообщил генпрокурор Игорь Краснов.
9 декабря 2024
Новость
Детей мигрантов не будут обучать
Правительство России поддержало законопроект
о запрете брать в школы детей мигрантов без знания русского языка. При этом в проекте отзыва говорится, что законопроект необходимо доработать.