Статья
794 11 декабря 2024 8:58

Ловушка улучшения улучшательства

Я рискую показаться совсем глупым, но может мне кто-то растолкует, почему вопрос о том, чтобы вернуть в школу оценку по поведению, собираются регламентировать аж федеральным законом? 

Мне всегда казалось, что ЗАКОН — это что-то системное, глобальное, стратегическое. А вот ставить оценку по поведению/биологии/астрономии или краеведению, либо не ставить, можно решить вполне себе бумажицей из минобраза или минпросвета (черт их разберет) и даже не за подписью министра. Если эти ведомства не могут решить такой простой вопрос, то к чему они тогда? 

Или цвет стен, мелодия звонка, прическа директрисы, вес портфеля, размер сосисона в буфете — это тоже законом определяется? 

Кажется мы себя загоняем в ловушку улучшением улучшательства. 

Может Дума займется всем спектром организации образования и дело в шляпе? 

Но это еще пережить можно, хотя и с трудом, а вот если они вместо минздрава нас лечить будут, то, походу, кранты...

Позволю себе еще немного поразмышлять об образовании. 

Мне кажется, что принимая решения о регулировании образовательного процесса, нужно сначала ответить самим себе на вопрос: что есть образование и кого мы хотим получить на выходе из школы? 

Образование — это конвейерная сборка человеко-роботов по стандартному алгоритму или это творение личности? 

Если первое, то вопросов не имею. 

Станки с ЧПУ, оформленные в бухгалтериях неизвестно зачем, как некие непонятные «учителя», (вместо того, чтобы стоять на балансе, как имущество) вполне могут по перфокарте/перфоленте/по образовательному стандарту, выполнять строго 49-52 операции в минуту и не думать о результате. Станок не думает. Он железяка. И на выходе будут железяки. Станок не может создать живой, думающий, сопереживающий организм. 

Если же согласиться с тем, что школа — это творение личности, то сразу появляется куча вопросов. 

Как можно стандартизировать и алгоритмировать передачу части души от наставника к ученику?

В очередной раз мы, похоже, благими намерениями вымостили дорогу в известном направлении. 

Желание все расписать, все разложить по полкам, всех построить, посчитать, пронумеровать и сложить в картотечный ящик, привело к грустному, а не к лучшему. 

Рембрандта, Пушкина, Бетховена, Лихачева, Достоевского, Малера, Верди, Тициана, Рублева, Канта..... всех можно разобрать, проанализировать, пронумеровать и собрать снова. Но это будут уже не они. 

Если хотим на выходе из школы видеть личность — нужно творить, а не жить по матрице. Если нам нужны функции, вместо людей, то путь у нас правильный. 

Могу ошибаться, но это мое частное мнение. 

Извините, если кого-то задел.

Александр Астафьев, член Совета Фонда развития гражданского общества

Источник

#АлександрАстафьев
© 2008 - 2025 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".