Статья
3215 11 мая 2009 0:02

Мазепа как национальный герой

В российском и украинском обществе развернулась полемика вокруг личности гетмана Мазепы. Поводом к спорам послужило возвышение этой исторической фигуры в Украине, вплоть до снятия с бывшего гетмана церковной анафемы.

Историки советских времен и современные российские ученые дают совершенно определенную оценку деятельности Мазепы. Во времена русско-шведской войны гетман принес клятву верности русскому царю, которую впоследствии нарушил, перейдя на сторону врага. Соответственно, его поступок расценивается как предательский. В свое время гетман был даже предан церковной анафеме на фоне коллосального возмущения его поступка русским царем и православной церковью.

Сегодня в Украине на волне националистического движения идет возвышение личности Мазепы  и пересмотра его роли в истории, где шведский король представляется освободителем Украины, а гетман национальным героем. Дискуссии из области светских споров переходят в область церковную в связи с предложением снять с Мазепы церковную анафему, которая, как говорят, была наложена по политическим причинам. Это еще больше может разобщить украинское общество, где имеет место церковный раскол.

В Украинской церкви Московского патриархата считают возможным снятие анафемы с Мазепы. Отмена решения об отлучении от Церкви украинского гетмана Ивана Мазепы теоретически возможна, поскольку оно носило сугубо политическую подоплеку, считает глава Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви архимандрит Московского патриарха Кирилл (Говорун).

"Теоретически это возможно, ведь анафема - это не значит, что если она единожды провозглашена, то ее невозможно отменить. Достаточно привести пример анафемы на старообрядцев", - заявил отец Кирилл корреспонденту "Интерфакс". Он напомнил, что Мазепа был анафематствован сначала на Украине, а затем в Москве. "Причиной для анафемы стала не политическая измена, по крайней мере, в киевской анафеме она не фигурирует. Ему вменялось в вину то, что он вступил в альянс с лютеранином и передает православные храмы на территории Украины католикам, лютеранам и так далее. Этих фактов историки не находят, такого не было", - заявил священник.

Он отметил, что в деятельности И.Мазепы было много аспектов, в том числе церковный и политический, и оценивать их с одной позиции довольно сложно."С церковным аспектом его деятельности у нас, на мой взгляд, по крайней мере, нет никаких проблем: нет ничего такого, за что можно было бы осудить Мазепу", - сказал отец Кирилл. По его словам, гетман построил "огромное количество храмов на территории Украины, причем это делалось в то время, когда при Петре I храмы и монастыри закрывались, и Церковь проходила так называемую секуляризацию и понижение статуса".

Архимандрит также заявил, что оценка политической деятельности Мазепы не является задачей Церкви, "поскольку задача Церкви - оценивать человека, его поступки, которые он совершает по отношению к ней". "Мазепа предал Петра, нарушил клятву, этот факт был, он достоин порицания, потому что клятва делалась на Евангелии и на кресте, но все-таки этот политический поступок Мазепы должны оценивать политики, историки, но не думаю, что в этом должна принимать участие Церковь", - сказал архимандрит.

Он напомнил, что ранее Синод УПЦ организовал специальную комиссию, которая должна изучить проблему анафемы Мазепы и представить свое мнение по этому поводу. По его словам, каким будет вывод комиссии и когда она завершит свою работу, сказать сложно. "Сложность с тем, чтобы поставить окончательную точку в этом вопросе, - она как раз внецерковная, внебогословская, она лежит в политической плоскости. До тех пор, пока наши политики, в том числе украинские, будут будоражить людей различными вопросами исторического характера, которые разделяют общество, спокойная внутрицерковная дискуссия по этому вопросу вряд ли возможна", - подчеркнул священнослужитель.

В синодальной богословской комиссии Московского патриархата не согласны с высказываниями представителя Украинской православной церкви архимандрита Кирилла (Говоруна), допустившего возможность снятия анафемы с гетмана Ивана Мазепы."Вынужден констатировать, что большинство аргументов отца Кирилла не выдерживают критики", - заявил "Интерфаксу" член богословской комиссии протоиерей Андрей Новиков, клирик Одесской епархии УПЦ.

По мнению протоиерея А.Новикова, ссылка на отмену "анафемы на старообрядцев" как на пример возможности отмены анафемы Мазепе "несостоятельна по той простой причине, что не было отмены анафем, наложенных персонально на вождей старообрядческого раскола, а были отменены клятвы на сами обряды и содержащих их". Персональные анафемы могут быть отменены только в случае покаяния преданных анафеме, а покаяния у Мазепы не было, напомнил священник.

По его словам, снятие анафемы с Мазепы стало бы "автоматическим признанием принципиальной возможности погрешимости Церкви и несостоятельности и других ее анафем, в частности, анафемы лжепатриарху Киевскому Филарету Денисенко". Собеседник агентства также выразил несогласие с тем, что нарушение клятвы, которую Мазепа дал Петру I, должны оценивать политики, историки, а не Церковь. "Нарушение клятвы карается канонами святой Церкви, а потому является каноническим преступлением, точно так же, как и нарушение клятвы бывшим Киевским митрополитом Филаретом Денисенко. Многие поместные Церкви предавали в самые разные исторические периоды анафеме тех или иных лиц за нарушение клятвы", - подчеркнул отец Андрей.

Его недоумение вызвало и то, что глава ведущего синодального отдела УПЦ отчасти встал на защиту Мазепы, дав понять, что тот не вступал в альянс с лютеранином. "Анафеме Мазепа был предан действительно за союз с лютеранином, что является известным фактом, и не понимаю, как его можно отрицать, а также не за передачу храмов лютеранам, а за то, что приведенный Мазепой Карл "места святая осквернил и разорил", - это также доказанный исторический факт. Кроме того, анафема Мазепе зафиксирована в богослужебном Предании Церкви, которое не может быть признано ошибочным и подлежать пересмотру", - напомнил представитель богословской комиссии. Он подчеркнул, что если мифологизация вопроса о Мазепе существует, то не со стороны Русской православной церкви, а со стороны "некоторых политических кругов Украины, ослепленных националистической ненавистью к России".

В современных условиях снятие анафемы с гетмана Ивана Мазепы стало бы шагом к канонизации клятвопреступления, считает профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев. "Не обязательно жить на Украине для того, чтобы понять, что вирус тотального, многократного взаимного предательства пронизал весь политикум современной Украины. Бесконечные однодневные сговоры, тут же распадающиеся коалиции... В этих условиях заводить речь о том, что Мазепа - это нормальный политик и нормальный христианин (а некоторые ведь даже хотят его уже и канонизировать, есть такие горячие головы в украинской жизни), подобные разговоры будут означать канонизацию клятвопреступления и предательства", - заявил отец Андрей.

По мнению богослова, когда речь идет о такого рода решениях, как снятие анафемы с Мазепы, важно обращать внимание не только на те или иные обстоятельства минувших столетий, но и на то, как это будет пережито сегодняшним человеком. "Я не думаю, что для современной Украины в ее нынешнем состоянии это будет фактором, оздоровляющим ее внутреннюю жизнь. Поэтому сначала нужно все-таки попробовать воспитать поколение, которое ценит данное слово, благоговейно относится к данной клятве, присяге, а потому уже можно будет с этим честным поколением обсуждать, какую дать оценку поступку бывшего гетмана Мазепы", - убежден протодиакон А.Кураев.

Разговоры о возможности снятия анафемы с гетмана Ивана Мазепы являются результатом политического давления на Украинскую православную церковь, считает постоянный член Священного Синода УПЦ митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. "Некоторые представители нашей Церкви под давлением политических сил выполняют не свою, а чужую волю. Однако основная часть епископата и здоровые силы на Украине выступают против снятия анафемы с Мазепы, ведь невозможно узаконить ложь, назвать ее истиной", - заявил корреспонденту "Интерфакс" митрополит Агафангел.

По его мнению, попытки политиков реабилитировать Мазепу - "из серии антирусских провокаций, которые творятся на Украине с согласия и при участии самого президента". "И открытие Музея оккупации, и раскручивание темы голодомора, и Мазепа - все это звенья одной цепи, происки людей, которые хотят искоренить на Украине русскую культуру, русские традиции, русский язык", - убежден иерарх.

Митрополит Агафангел выразил глубокое сожаление по поводу того, что "политики-националисты, которые всячески пытаются продавить "мазепинский" вопрос, в том числе путем давления на каноническую Православную церковь, в последнее время при молчаливом согласии Виктора Ющенко сносят памятники воинам Великой Отечественной войны в западных областях Украины". "Это надругательство над теми, кто положил жизни за наш народ", - подчеркнул митрополит. Подводя итог, он заявил, что "на реабилитации такого человека, как Мазепа, нельзя построить мир - напротив, мы получим только еще большее расслоение украинского общества".

Комментарии экспертов

В истории Церкви бывали случаи, когда она пересматривала свои взгляды. Поэтому, если вопрос снятия анафемы с гетмана Мазепы будет рассматриваться, это, наверное, не будет какой-то уж страшной катастрофой, также как когда-то рассматривался вопрос о снятии анафемы со старообрядцев. Безусловно, и такая точка зрения имеют право на существование.

Другое дело, что это далеко не самые актуальные вопросы сейчас, стоящие перед Церковью, потому что перед Церковью сейчас такое невиданное море дел - работа с населением, с молодежью, воцерковление нашего народа и так далее. То,  что этот вопрос сейчас поднимается, больше похоже на какое-то политическое заигрывание с определенными кругами. Если это так,  если это вопрос исключительно какого-то церковно-политического разыгрывания карт. то оно просто вредно.

Я не думаю, что это залечит раскол, потому что его причины совершенно не внешние, они гораздо более глубокие. Если ставить вопрос, может ли Церковь вообще пересматривать свои анафемы, свои решения – конечно, это многократно было в истории Церкви, так что это как раз нормально. Другое дело просто, актуально ли это сейчас.

Проблема в том, что современная цивилизация все дальше и дальше отходит от христианских ценностей, и таким образом она все дальше и дальше отходит от собственных корней. Потому что цивилизация европейская создана на христианских ценностях. И получается, что наша жизнь не просто рубит сук, на котором сидит, она рубит ствол, из которого выросла. Перед Церковью стоят огромные задачи, как попытаться этот процесс остановить и это сложнейшая задача, которая только чудом может быть решена - остановить этот процесс и опять вернуть человека в лоно веры, в лоно христианства, в лоно личных отношений с Богом.


 

Вопрос о том, какой исторической фигурой является Мазепа – это вопрос прежде всего к современному украинскому обществу. Это общество не едино, общество расколото. Часть украинского общества идёт за националистами во главе с Ющенко, антирусскими элементами, откровенными русофобами, людьми, которые ориентируются на недоброжелателей России. Другая часть, я думаю, что это всё-таки большинство украинского народа, особенно в Восточной Украине, Крыму, - это люди, которые традиционно оценивают российско-украинские отношения как братские и дружеские, как отношения родственных народов. В этой связи, соответственно, и оценки Мазепы, человека очень неоднозначного и противоречивого, совершенно различны.

Но связать это дело только с политической конъюнктурой было бы не совсем правильно, потому что, несмотря на политические оценки, политическую конъюнктуру, есть абсолютно объективные исторические факты, основанные на источниках, документах, логике исторического развития событий тех лет. И в этом смысле любые политические конъюнктурные моменты отступают здесь на второй план.

В этой связи надо сказать откровенно, что Мазепа всегда ориентировался на поляков. Когда поляки поддерживали Петра I, в частности в борьбе с Турцией, в борьбе со шведами (там стоял польский король, дружественный российской короне), Мазепа поддерживал царя, Мазепа ходил на Азов вместе с Петром, Мазепа воевал и против турок, Мазепа всячески поддерживал русскую политику. Когда шведы победили под Нарвой Петра, потом одержали ряд побед в Польше, посадили в Польше своего ставленника, уже прошведского руководителя Польши, Мазепа продолжал ориентироваться на ту же самую Польшу с новым ставленником, т.е. стал ориентироваться на шведов.

Он никогда не был человеком, дружественным в отношении России, он преследовал свои абсолютно корыстные, личные, амбициозные интересы. И ему были совершенно безразличны настроения украинского народа, украинских широких народных масс. Это был человек, который ориентировался на своё место в истории украинского народа и на своё место в тогдашней политике. Его не интересовали другие проблемы.

Кстати говоря, когда мы возвращаемся на несколько десятилетий назад к Богдану Хмельницкому, мы видим, как внимательно, как чутко, с каким чувством и братства, и долга русское правительство, не желая вступать в очень кровопролитную и невыгодную борьбу с Польшей, всё-таки пошло на это дело именно ради освобождения украинского народа, ради каких-то будущих преференций украинского народа. Российские власти укрывали на своей территории украинцев, давали им льготы, освобождали от налогов и пр. Конечно, всё это не могло забыться в период присоединения Украины к России.

Для Мазепы всё это было абсолютно безразлично, всё это было ему чуждо, он преследовал свои личные интересы. Главный упрёк, или главное обвинение, к Мазепе со стороны России заключается не в том, что он менял свою позицию (он не менял её, он всегда был противником России), а в том, что он на определённом этапе своей деятельности дал клятву верности русскому правительству, дал присягу на верность русскому царю Петру I. Он изменил этой присяге, он нарушил слово, он нарушил свой долг перед своим народом и перед народом России. Это предательство, которое невозможно оправдать.

Если ты хочешь воевать с Россией - воюй. Но человек, который действительно присягал России, присягал русскому царю и который изменил, попытался увести за собой часть украинского казачества, поднять против России украинский народ, что в общем-то не вышло, сорвалось: с ним ушло только несколько тысяч казаков, которые в дальнейшем, после Полтавской битвы, от него отстали, он вообще оказался одиночкой и бежал вместе с Карлом XII в Турцию  – в этом случае он авантюрист, предатель, мерзавец с точки зрения народных интересов и народного восприятия. Вот чем Мазепа сегодня известен и как он воспринимается на Украине и в России.

Поэтому когда православная церковь придала его анафеме (тогда церковь у нас была не разделена, как сегодня: украинская православная церковь, российская православная церковь – это были единые православные церкви), это было совершенно нормально. Правда, придание анафеме – это дело не светское, а дело церковное, поэтому мы сегодня не можем обсуждать вопрос, правильно ли его придали анафеме. Это уже вопросы церковного понятия. Тем не менее, любой человек, не церковный, светский и даже настроенный атеистически, понимает правоту этого возмущения, этого действия РПЦ по отношению к предателю Мазепе.

Сегодня Мазепа является практически орудием в руках украинских националистов, которым пугают и грозят украинскому народу, натравливая его против России. Сегодня эта фигура стала не столько исторической, сколько конъюнктурно-политической. А в основе лежат те факты, о которых упроминалось выше.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".