Статья
1621
1 декабря 2016 19:11
Ни слова о президентских выборах
Послание президента Федеральному Собранию в иерархии публичных форматов главы государства давно утратило роль ежегодного политического манифеста, который определяет будущую стратегию и повестку власти. Как обязательный жанр оно, скорее, дает сводный обзор для правящей элиты блоков текущей политики и фиксирует по ним точечные поручения – абстрактного или вполне конкретного характера.За всю историю Посланий с начала «нулевых» можно вспомнить два-три документа, которые действительно изначально задумывались как программные. Они относились к первому сроку Путина и к пока единственному сроку Медведева. В обоих случаях ставилась задача раскрыть идеологию и озвучить программу главных реформ нового президента в компактном виде, воспользовавшись удобным для этого календарным поводом.
С тех пор действительно важные и резонансные реформы и решения, которые оказывают влияние на жизнь большинства населения или его отдельных групп и вызывают часто неоднозначную реакцию в обществе, как правило, не появляются в тексте Послания. Президент Путин, в силу своего управленческого стиля, готовит тщательно не только их содержание, но и просчитывает открывающиеся возможности и риски времени их появления в публичном поле. Он никогда не упаковывает всю свою повестку в одном публичном формате. Путин не управляет страной с помощью программных текстов, речей и символических действий. У него есть план, в котором на временной шкале выстроена иерархия приоритетов и ключевые развилки принятия решений. Все открытые форматы в этом плане имеют примерно одинаковое значение.
Поэтому Послание 2016 года, как и предыдущие документы, носило технический характер сообщения о проводимой работе и краткого определения отраслевых задач в практически блокнотном стиле.
Во-первых, как и раньше, разные и часто конкурирующие игроки, среды и отрасли хозяйства смогли услышать в Послании понятные им месседжи. На этот раз центральными и наиболее содержательными темами стали экономика и образование.
Путин констатировал, что причина экономического кризиса внутри страны, а не в международном давлении. Следовательно, исправлять ситуацию необходимо с помощью реформ – повышать конкуренцию, улучшать деловой климат, расширять экономические свободы и создавать возможности, устраняя преграды для частной инициативы. В этой связи президент предложил подумать о налоговой реформе, конверсии в ВПК, правовом статусе самозанятых граждан, об удешевлении кредита, о возвращении к темпам роста выше среднемировых и т.д.
В сфере образования Путин дал карт-бланш новому министру образования Васильевой на проведение ревизии непопулярных реформ нулевых. Тем самым власть делает большой шаг навстречу одной из своих самых преданных и консервативных групп поддержки, которая выступала против либерализации системы образования. Как и новый министр, президент дал понять, что не считает образование услугой. Он подчеркнул, что задача системы образования не только давать знания, но и воспитывать нравственного человека, сохранить глубину и фундаментальность, призвал быть аккуратными с экспериментами, но при этом напомнил о необходимости двигаться вперед.
Во-вторых, Послание содержало определенный набор сигналов различным аудиториям как внутри страны, так и за ее пределами. Так, Путин, пусть довольно обтекаемо, но все же высказался о скандальных попытках чиновников, консервативных активистов и радикальных лоялистов давления на представителей культуры. Президент заявил о необходимости защиты свободной мысли и открытого высказывания позиции в обществе, подчеркнув при этом неприемлемость вандализма, нарушения закона и агрессивной реакции в дискуссии.
Глава государства подтвердил готовность восстанавливать отношения с США на базе уважения к интересам друг друга. Вместе с тем он сообщил, что Россия будет диверсифицировать свои внешнеполитические активы, выстраивая отношения с другими странами – Китаем, Индией и Японией. Российская внешняя политика не будет американоцентричной, расширяя отношения с другими игроками на международной арене, что соответствует идеологии Кремля о многополярном мире, где Россия – не просто один из важных центров силы, но и участвует в определении правил игры и сама выбирает себе друзей.
В-третьих, Послание является своеобразным элементом самоуспокоения для элиты, в очередной раз убеждая ее в правильности курса власти. Глава государства акцентирует внимание на своей уверенности в том, что страна развивается в правильном направлении и передает эту уверенность всей вертикали. На этот раз Путин говорил об объединении страны на базе патриотических ценностей и о царящей уверенности в обществе о неизбежном преодолении всех трудностей и внешних вызовов. Элита получила сигнал, что необходимости в больших переменах нет, что есть потребность лишь в косметических изменениях и в точечной настройке, и что власть знает, как и когда их провести.
При всем том Послание в этом году оставило открытым главный вопрос. Особенность момента состояла в том, что оно оглашалось менее чем за полтора года до президентских выборов, запланированных на март 2018 года. Однако о главном электоральном событии шестилетия в нем не было сказано ни слова. Также не позволяет текст Послания сделать какой-либо прогноз о повестке нового президентского срока Путина (если принимать в качестве предпосылки, что он будет выдвигаться на четвертый срок). Следующее Послание, по всей видимости, будет оглашено в конце 2017 года – когда начнется процесс выдвижения кандидатов в президенты. Таким образом, глава государства подвешивает вопрос о своем участии в кампании и о будущей программе, сохраняя интригу до следующего года.
В этом есть как свои тактические плюсы, так и стратегические минусы. Тактически власть, не проясняя свою стратегию и не эксплицируя внутреннюю логику своих проектов, переигрывает как оппонентов, так и избирателей. Однако оборотной стороной этого становится разрыв между ожиданиями от действий власти в обществе и в политическом классе и ее реальными решениями. В последнее время ожидания – кадровые и политические – всегда выше того, что появляется на выходе в виде конкретной политики, и это должно вызывать если не тревогу, то опасения. Нет никаких сомнений в том, что у власти есть представление о собственной стратегии и что она ее считает адекватной состоянию общества, внешней конъюнктуре и в целом историческому моменту. Однако эта стратегия остается непонятной для большинства населения. В том числе потому, что разъяснение этой стратегии заменяется пропагандой. Власть разговаривает с элитами языком отчетов, поручений и идеологических клише, но испытывает дефицит контакта с обществом, которое не понимает, что она хочет сделать. Как следствие, все форматы в некотором смысле девальвируются. А значит, повестка президентской кампании, когда и как она будет оглашена, рискует не найти должного понимания лояльной аудитории, чтобы поднять ее энтузиазм и оптимизм относительно своего будущего на должный уровень.
Эксперты Центра политической конъюнктуры
____________
Читайте также:
- Послание-2016: Патриотичное объединение
- Послание-2016: в ожидании неожиданностей
- Путин остается президентом до 2024
21 марта 2024
Главное
ЦИК подвела итоги выборов президента
Путин набрал на выборах президента 87,28%
голосов. Официальные итоги голосования объявила глава ЦИК Элла Памфилова. В общей сложности за действующего президента проголосовали 76 млн 277 тыс. 708 избирателей. На втором месте — Харитонов, который набрал 4,31% (3 млн 768 тыс. 470 голосов), на третьем — Даванков (3,85% — 3 млн 362 тыс...
20 марта 2024
Новости
Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил
КПРФ утрачивает роль главной оппозиционной
партии и становится одной из многих. ЛДПР будет испытывать негативные последствия выборов еще несколько лет. Второе место Даванкова в крупных городах свидетельствует, что партия «Новые люди» успешно борется за городской прогрессистский электорат, отметил президент «Фонда развития гражданского общества» Константин Костин в интервью руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову.
19 марта 2024
Новости
Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований
Экзитполы показывают предварительные
данные об итогах выборов, но не учитывают тех, кто проголосовал дистанционно, отметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров в интервью политологу, руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову. При этом, по словам Федорова, электоральные расчеты ведущих российских социологических центров в преддверии президентских выборов были достаточно точными.