Статья
1988 4 июня 2009 0:01

Пикалевское лицо кризиса

Жители Пикалево Ленинградской области перекрыли на несколько часов федеральную трассу, чтобы привлечь внимание к сложному положению трех градообразующих предприятии: ЗАО "БазэлЦемент-Пикалево", ООО "Пикалевский цемент" и ЗАО "Метахим".  Люди не получают зарплату – задолженность достигла 5 млн. рублей.

В Пикалево 4 июня прибыл премьер-министр Владимир Путин и губернатор Ленинградской области В. Сердюков. 

Как передает "Интерфакс", Путин на первом из предприятий - ЗАО "БазэлЦемент-Пикалево",  осмотрел глиноземный цех завода и выразил недовольство состоянием предприятия.  Позднее на совещании, посвященном сложной ситуации в городе Пикалево, председатель правительства заявил, что производственный комплекс в Пикалево будет восстановлен в любом случае, даже если собственники предприятий не сумеют договориться. "Если собственники договориться между собой не смогут, то единый комплекс все равно будет восстановлен", - сказал Путин. "Если вы договориться между собой не сможете, это будет сделано без вас", - подчеркнул премьер-министр, обратившись к собственникам предприятий.

Кроме того, глава кабмина заявил, что долги по зарплате рабочим города Пикалево должны быть погашены уже 4 июня ."Должны быть погашены все задолженности по зарплате (это 41 млн 240 тыс. рублей). Срок - сегодня", - сказал Путин, добавив, что деньги двумя траншами, с запасом (18 млн и 45 млн рублей), накануне были перечислены на счета предприятий в Сбербанке.

Председатель правительства отметил при этом, что считает недопустимым, чтобы заложниками амбиций и жадности бизнеса становились тысячи людей. "Считаю, что вы сделали заложниками своих амбиций, непрофессионализма, а, может быть, и просто жадности тысячи людей. Это абсолютно недопустимо", - сказал В.Путин на совещании, обращаясь к собственникам проблемных предприятий города.

После совещания председатель наблюдательного совета, гендиректор холдинга "Базовый элемент" Олег Дерипаска в присутствии председателя правительства РФ Владимира Путина и по его указанию подписал соглашение с компанией "Фосагро" о поставках сырья на завод в Пикалево.

Ранее губернатор Ленинградской области В.Сердюков подписал распоряжение о выделении 1,7 млн рублей Бокситогорскому району для помощи жителям Пикалево, сообщила пресс-секретарь губернатора Наталья Шелудько. Губернатором принято решение направить еще 5 млн рублей непосредственно городу Пикалево для погашения задолженности по зарплате работникам местной ТЭЦ.

Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект "Об обращении имущественных комплексов, находящихся в собственности ООО "БазэлЦемент", ЗАО "Евроцемент груп" и ООО УК "СевЗавПром" в собственность РФ (о национализации)".
Предприятия были спроектированы и функционируют как единый технологический комплекс. В феврале этого года "БазэлЦемент" приостановил производство глинозема, и все три градообразующих производства столкнулись с проблемами.

Кроме того, в законопроекте предлагается правительству РФ произвести оценку стоимости имущества предприятий и возместить собственникам стоимость имущества и убытки, причиненные в результате перехода права в собственность.

Как отмечается в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, обращение данного имущества в собственность государства вызвано необходимостью возобновить производство на трех предприятиях, расположенных в г.Пикалево, до 2004 года представлявших единый производственный комплекс.

Как отмечают авторы законопроекта, цель национализации - восстановление единого рентабельного комплекса, производящего глинозем, цемент, соду, поташ, металлический галлий на основе комплексного использования минерального сырья, добываемого на Кольском полуострове, а также снижение зависимости российской экономики от импорта глинозема, цемента и галлия.

По мнению депутатов, национализация предприятий позволит исправить ошибку, допущенную в экономически и технологически необоснованном разделении единого производственного комплекса ПО "Глинозем" на три юридически самостоятельных предприятия, принадлежащих различным собственникам.
"Происходящие  в Пикалево является примером безответственного поведения бизнеса. Это урок нам всем как нельзя себя вести в условиях кризиса, - заявил один из авторов законопроекта, первый заместитель секретаря президиума Генсовета "Единой России", председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев, комментарий которого размещены на сайте партии.

По словам А.Исаева, некогда мощный комбинат, один из передовых производств, который выпускал многопрофильную продукцию на сегодняшний день оказался разделен между тремя собственниками, которые "не в состоянии договориться и ставят свои эгоистические, корыстные интересы выше стратегических интересов развития производства, которым они владеют, выше интересов общества, региона, страны и людей, которые у них работают".

А.Исаев считает, что в сложившейся ситуации необходимы решительные меры. Профсоюзы, обобщив иски работников, недополучивших законные выплаты, могут добиться банкротства предприятий. "И как крайнюю меру мы готовы предложить национализацию всех трех компаний, соответствующий закон подготовлен мной и Михаилом Тарасенко", - подчеркнул А.Исаев.

При этом он отметил, что выступает против того, чтобы национализация, как инструмент, применялась часто. "Это не рыночный инструмент, но мне кажется, что подобное решение вопроса может послужить уроком многим. Уроком, о том, что безответственное поведение, которое сегодня демонстрируют владельцы бывшего Объединенного комбината "Пикалево", недопустимо", - заявил депутат.

 

Комментарии экспертов

Моногорода – это очень важная тема. В таких городах люди привязаны к предприятию, причём не только материально, но и как-то идеологически. Но сейчас более глобальная проблема. Она состоит в том, что помощь государства во время кризиса промышленности  недостаточно проработана в том смысле, что всегда есть определённый промежуток, определённая ватная прослойка, через которую эта помощь не проходит.

Прежде всего, это видно на финансовой системе – есть несколько уполномоченных банков, которым дали деньги и которые фактически признаются в том, что саботируют дальнейшее выделение денег конкретным предприятиям просто потому, что у нас нет нормальной системы госгарантий.  У нас эти банки не могут транслировать эту помощь, потому что они понимают, что эти деньги идут в никуда.

Так же система не работает в случае с моногородами. Да, вроде бы есть политическая воля, есть деньги, которые выделены, но пока эти деньги дойдут до конкретных получателей, пройдёт очень много времени, а, может, они вообще не дойдут. Тут проблема ещё в том, что зачастую непонятно, что с этими деньгами делать. Эта уникальная задача, которая никогда не решалась ни в Советском Союзе, ни в России – управляемое переселение людей.

Силовыми методами в СССР переселяли чеченцев и поволжских немцев, понятно. Что сейчас такие меры невозможны. Возникает уникальная задача по налаживанию связи между государственным центром, конкретными экономическими задачами, которые до этого никто не решал.

С Дерипаской вообще получается показательная ситуация, потому что это фактически первый бунт на заводах Дерипаски.  Именно он стал самым проблемным олигархом. У него больше всего долгов, и вроде бы государство даёт сигнал, что не оставит Дерипаску без присмотра, потому что очень большая социальная составляющая - в одно время его активы были гордостью России - тот же «Русал».

Но в данном случае получается, что между государством и конечными получателями денег стоят люди, которые раньше выполняли государственные задачи. Понятно, что олигархи были раньше вписаны в государственную систему. Во многом они сами признавали, что они выполняют государственные задачи, создают крупные компании, которые могут выйти на международный рынок и т.д. А сейчас из-за кризиса ломается вся эта система, и абсолютно непонятно, как её налаживать. Простая национализация не приведёт к результату, потому что кто будет управлять, кого поставить? Это предприятие находится в бизнесовой цепочке, которая отлаживалась до кризиса. И сейчас получается, что завод надо закрыть, а людей переселить. А это очень большая социальная проблема. 

Экономическими способами это предприятие почти невозможно спасти. Какой смысл из-за кризиса давать денег предприятию, спроса на продукцию которого нет? Что делать? Просто заваливать деньгами? Во-первых, их могу украсть во время «транспортировки», а, во-вторых, деньги кончатся, людям раздали, и дальше что?

И получается, что налаживать бизнес-цепочки – это самое трудное. И этим, конечно, должно заниматься государство, должны заниматься конкретные чиновники – именно выстраиванием новых цепочек. Кстати, здесь могут пригодиться и наши бывшие олигархи. Есть же президентский резерв. Зачем людей выгонять на улицу? Вот, пожалуйста, он знает, как строить эти бизнес-цепочки – поставить ему другую задачу, пусть теперь работает в новых условиях. 

В целом в ситуациях, когда градообразующие предприятия в небольшом городе разом перестают работать — это, к сожалению, бывает, и в России такие ситуации известны, они возникали далеко не только в ходе текущего кризиса, — единственным спасением для жителей может быть государственное вмешательство на региональном, а, может быть, и на федеральном уровне.

Должна появиться или программа реабилитации поселения, или государственная программа закрытия этого поселения и переселения жителей. Но это должны быть государственные усилия, оплаченные государственным бюджетом за счёт средств налогоплательщиков, потому что в заведомо депрессивное поселение бизнес не пойдёт. Это не тот случай, когда «невидимая рука рынка» может что-то исправить.

Я в эту ситуацию не погружён, не видел отчётности трех этих предприятий. Но я видел депрессивные города — тот же Чапаевск в Самарской области. И, исходя из того, что я видел, я думаю, что бизнес сам по себе ситуацию исправить не в состоянии. В случае с Пикалево должны быть вложены слишком серьёзные средства в непроизводственную, неприбыльную сферу города. Кроме того, уже сейчас должна идти речь о реабилитации населения. Я слабо себе представляю крупную корпорацию, которая в это вложится. Поэтому государство не может не вмешаться.

Национализация в случае с Пикалевским производством вряд ли поможет. Те проблемы, которые там сложились, не зависят ни от типа собственника, ни от того, являются ли те предприятия, на которых возникла кризисная ситуация, одним юридическим лицом или тремя разными юридическими лицами.

Сейчас там наложилось несколько факторов. Вообще история давняя. Пикалёвский глинозёмный завод останавливался ещё в 2005 году из-за того, что поставляемое туда «Апатитом» сырьё было для него слишком дорого.

Потом эту проблему как-то на протяжении нескольких лет решали. В конце концов, базэловцы решили его переориентировать из глинозёма на выпуск цемента. Сейчас ситуация такая. Рынок цемента упал к первому кварталу прошлого года на 37%. Прогноз падения рынка глинозёма на весь 2009 год – тоже 30 с лишним процентов. То есть, в общем-то, ни та, ни другая продукция Пикалёвского глинозёмного завода рынку не нужна.

Второе. Производство глинозёма всё-таки нужно другому предприятию – «Пикалёвскому цементу», потому что производство глинозёма на Пикалёвском глинозёмном заводе своим побочным продуктом имеет некое сырье, которое используется в производстве цемента «Пикалёвским цементом». Если сохранять это производство глинозёма, то тогда нужно национализировать ещё и «Апатит», потому что, как я уже сказал, проблемы у завода начались с 2005-го года (может быть, и раньше) именно в связи с тем, что «Апатит» всё время повышал цены. У него, видимо, были свои резоны для этого.

Хочу ещё заметить, что этот Пикалёвский глиноземный завод является единственным предприятием в России, которое производит глинозём из нефелинового сырья. То есть это уникальное производство, связанное с этим уникальным поставщиком «Апатитом», который диктует цену. И что с этим делать? «ФосАгро» опять предложило повышение цены, потом вроде бы предложило её уменьшить. Но очевидно, что производство глинозёма было хронически нерентабельно и всё время были проблемы с поставщиком сырья ещё во время экономического роста. А сейчас, когда падает алюминиевая отрасль, падает и негативный прогноз по ней – Дерипаска предрекает падение производства до 25% в мире в целом (в России, наверное, меньше), соответственно, падает производство и глинозёма.

Что делать? Национализировать его. Тогда надо национализировать ещё и «ФосАгро» или, по крайней мере, «Апатит».  И делать, как в советское время – национализировать всю принадлежащую государству производственную цепочку. Естественно, о национализации «Апатита» речи не идёт. Это не  маленькие пикалёвские заводики. Это гигантское предприятие, принадлежащее крупной компании. Без этого проблема производства глинозёма не решается в этом городе. Даже если его продолжать производить и договориться с «ФосАгро» - не нужен он никому.

За этим стоит ещё масса интересов, взаимных обвинений в попытках рейдерства, там есть третье предприятие – «Метахим». Оно как-то немного в стороне от всего этого, но надо сказать, что до 2003 года вся эта пикалёвская промышленность принадлежала нынешнему собственнику «Метахим», и его инициатива была разделение предприятия на три части. Собственно, тогда надо было думать.

3 ноября 2020 Новости
Объём производства высокоэкологичного бензина «Евро-6» на Рязанском НПЗ «Роснефти» превысил 1 млн тонн
 Объём производства высокоэкологичного бензина «Евро-6» на Рязанском НПЗ «Роснефти» превысил 1 млн тонн Рязанский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), крупнейший нефтеперерабатывающий актив «Роснефти», произвёл более 1 млн тонн бензина марки «Евро-6» с улучшенными экологическими и эксплуатационными свойствами.
1 июня 2018 Новости  Алло, я по объявлению: как западные спецслужбы меняют подход в наборе кадров В Сети начинают появляться наглядные доказательства того, что западные спецслужбы полностью меняют стратегию рекрутинга кадров — вместо привычных методов вербовки они используют социальные сети и рекламу на телевидении. 13 апреля 2018 Новости  СМИ и соцсети помогут авторам телеграм-каналов Социальные сети и традиционные СМИ после решения суда о блокировке Telegram решили поддержать авторов, которые ведут популярные телеграм-каналы.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".