Статья
45346 13 сентября 2018 20:30

Политические перспективы Медведева

Дмитрий Медведев потерял статус фаворита по умолчанию среди потенциальных преемников президента Путина. Пенсионная реформа свела к минимуму шансы на его возвращение в президентское кресло в 2024 году или когда-либо после. Тем не менее, это не означает, что политическая карьера Медведева закончена — по всей видимости, он продолжит занимать пост премьера до начала парламентской кампании 2021 года. Кроме того, в логике президента — сохранить уходящего премьера в своем окружении и подготовить для него место в политической системе, чтобы исключить риски превращения Медведева в политическую угрозу для самого Путина или его преемника.

Пенсионная реформа нанесла сокрушительный удар по рейтингу Медведева. Согласно данным Фонда «Общественное мнение», 51% респондентов считают, что Медведев работает на своем посту плохо. 37% опрошенных безусловно не доверяют Медведеву. «Левада-центр» дает еще более негативные цифры — не одобряют деятельность Медведева на посту премьера 71% респондентов. Премьер занимает первое место в списке политиков, которым больше всего не доверяют граждане. В рейтинге доверия Медведев уже уступает не только Шойгу и Лаврову, но и лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому. Учитывая тот факт, что система стала более авторитарной, некоторое восстановление рейтинга Медведева возможно только в связке с ростом рейтинга Путина, при этом позитивная динамика должна быть достаточно высокой, устойчивой и длительной. Однако, как кажется, у президента сейчас нет на столе хороших решений, которые позволили бы компенсировать негативный эффект от пенсионной реформы и которые, что важно, предполагали бы удержание статус-кво в отношении правительства. Более того, сохранение за Медведевым премьерского поста все больше воспринимается гражданами и элитам как отдельный и серьезный раздражитель, который негативно влияет на рейтинги власти.

У Медведева не осталось влиятельных союзников в правящей элите. Его кадровые и административные ресурсы в последнее время стремительно сокращались. Из-за коррупционного шлейфа не попал в новое правительство Аркадий Дворкович. Ушла из правительства пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова. При этом Медведев не показал готовности бороться за свои кадры, в том числе чтобы не портить отношения с президентом. Ситуативный союз премьера со спикером Госдумы Вячеславом Володиным развалился из-за интриг последнего вокруг пенсионной реформы, а также после потери им контроля над аппаратом «Единой России». В целом можно констатировать, что никто из членов правящей элиты в настоящий момент не делает на Медведева серьезную ставку на период транзита власти. Коалиции в поддержку премьера давно не существует, как не существует и каких-либо предпосылок для ее восстановления. Премьер рассматривается как временная фигура, которая символизирует, с одной стороны, инерцию договоренностей 2007 года, а с другой — отсутствие у Путина решения проблемы 2024 года.

«Единая Россия» так и не стала политическим ресурсом премьера. Потеряв статус политического (но не аппаратного) игрока после рокировки, Медведев не смог стать реальным председателем партии власти, несмотря на то что, будучи во главе списка ЕР в 2016 году, принес единороссам лучший результат на выборах за всю историю. Он никогда не управлял партией, не смог и даже не пытался инкорпорировать в партию своих людей. Контакты Медведева с руководством ЕР всегда носили формальный и консультативный характер. Сейчас председательство Медведева становится все большей проблемой для «Единой России» — партии выгодно дистанцироваться от правительства, которое инициировало непопулярную пенсионную реформу, и играть в тандеме с президентом более выгодную роль корректора законопроекта. Итоги региональных выборов 9 сентября усилили позиции тех членов правящей элиты, который выступают за постепенный развод Медведева и партии. Можно прогнозировать, что вопрос о лидерстве и роли премьера будет подниматься каждую последующую региональную кампанию, причем в негативной для Медведева постановке.

Тандем Путин-Медведев прекратил свое существование после возвращения Путина в президентское кресло в 2012 году. С тех пор Путин ослаблял позиции Медведева, лишь иногда поддерживая иллюзию о продолжении существования тандема, чтобы не допустить фальстарта гонки преемников. При формировании правительства в 2018 году Путин даже не советовался с премьером, поставив его перед фактом кадровых назначений. Роль Медведева ограничена статусом неформального вице-президента и технического премьера. Он нужен Путину как временный дублер на чрезвычайный случай. Возвращение Медведева в кресло президента слишком рискованно для стабильности всей политической системы, а следовательно, и для самого Путина. Потребовалось бы не только найти серьезные аргументы для граждан, но и, самое главное, для элит. Сейчас только консерватизм Путина как политика удерживает существование этой конструкции власти.

Судьба Медведева будет решена до выборов в Госдуму 2021 года и не обязательно в связке с выбором той или иной схемы транзита власти. Перед парламентскими выборами вновь будет поставлен вопрос, кто возглавит список «Единой России». Это кампания будет радикально отличаться от кампании 2016 года. Власти на этот раз действительно может понадобиться конституционное большинство из-за необходимости решать вопрос о месте Путина в системе. Вероятность того, что Медведев сможет даже приблизиться к своему результату 2016 года, крайне низка. Вопрос о судьбе лидера партии будет уместно решить в связке с судьбой премьерства. Поэтому можно предположить, что новый премьер появится перед выборами в Госдуму, а возможно, и поведет партию власти на выборы. Не исключен и вариант, при котором список партии вновь возглавит сам Путин.

Тем не менее Медведев гарантированно останется членом правящей элиты. Медведев — это проблема Путина, и президент не может просто так оставить премьера (бывшего президента) без дела, допустив риск его превращения в своего оппонента или в оппонента своего преемника. Путину придется сохранить Медведева в сравнительной близости к себе, чтобы исключить даже попытки разыгрывания сценария раскола элиты, например, со стороны Запада, который связывал большие надежды с действующим премьером, когда он занимал пост президента. Кроме того, Путину предстоит решить задачу обеспечения лояльности Медведева новому преемнику. Поэтому можно ожидать, что до 2021 году будет создано «место», которое в Медведев займет в системе после своего ухода с поста председателя правительства.

По материалам Центра политической конъюнктуры

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".