Статья
2428 26 февраля 2024 13:41

Постсоветская игра Макрона

Начало 2024 г. проходит под знаком активизации внешней политики Франции. Одним из приоритетных направлений международных усилий Парижа вступает постсоветский регион. Команда французского президента Эмманюэля Макрона ведёт здесь свою игру. Она предпринимает усилия для наращивания разноплановых связей с бывшими советскими республиками. Как в торгово-экономической, так и, что принципиально, в военно-политической плоскости.

Действия Елисейского дворца практически открыто направлены против России. Это либо поддержка ведущих региональных противников Москвы. Либо попытка ослабить связи России с её традиционными партнёрами. Либо же стремление «навязать» постсоветским контрагентам РФ альтернативную систему связей. В том числе, с привлечением механизма Евросоюза.

Украина

Поддержка региональных оппонентов РФ воплотилась в подписании с украинским лидером Владимиром Зеленским соглашения о гарантиях и сотрудничестве в сфере безопасности. Документ рассчитан на 10 лет. Предполагается, что за это время Украина войдёт в состав НАТО. Несмотря на то, что соглашение не предполагает участия французских войск в защите украинской территории, оно расширяет правовое пространство военно-политической поддержки Киева. Пойдя на его подписание, Париж встал в один ряд с Лондоном — ведущим союзником режима В. Зеленского. И, наряду с Берлином, закрепил себя в статусе фактического противника Москвы.

Договор о гарантиях безопасности расширяет обязательства Франции по военно-технической и политической поддержке Украины. В рамках его выполнения команда Э. Макрона только в 2024 г. намерена предоставить Киеву военную помощь на общую сумму в 3 млрд. евро. Она будет включать поставки вооружений и военной техники (ВВТ), сотрудничество между военно-промышленными комплексами (ВПК) двух стран, включая развитие совместного оборонного производства, обучение украинских военных и помощь разведданными.

Кроме того, Париж согласился выступить в качестве ещё одного (наряду с Брюсселем) европейского координатора многосторонних переговоров по вопросам военно-политической помощи украинской стороне. Первые переговоры такого плана состоятся во французской столице уже 26 февраля. Результаты этих консультаций Э. Макрон будет обсуждать с В. Зеленским в марте. В первой половине данного месяца состоится его визит на Украину.

Есть у связей Парижа с Киевом и ещё один, малозаметный аспект. Согласно ряду источников, подразделение украинской военной разведки (ГУР Минобороны), присутствующее в наст. вр. в Африке, активно пользуется французской военной инфраструктурой на континенте. Речь, в частности, идёт об объектах ВС республики на территории Чада. Не вызывает сомнений, что на это была получена официальная санкция Парижа. Причем последний, в данной партии, даже согласен играть на вторых ролях. Действия ГУР на Чёрном континенте курируются не французами, а британской разведкой.

Армения

Курс на ослабление связей Москвы с её традиционными партнёрами реализуется в отношении Армении. Серьезным подспорьем здесь выступают персональные настроения и предпочтения действующего премьер-министра этой страны Николы Пашиняна. Франция серьезно нарастила поставки ВВТ Еревану. Согласно данным, озвученным в начале февраля с.г. министром обороны Армении Суреном Папикяном, Париж, наряду с Нью-Дели, стал главным партнёром Еревана в военно-технической сфере. Минобороны страны намерено осуществить серьезное перевооружение армии за счёт, прежде всего, французского оружия.

Администрация Э. Макрона рассчитывает выстроить с армянским руководством особо тесные военно-политические отношения. Их детали обсуждались во время визита в Ереван министра вооруженных сил Франции Себастьяна Лекорню, прошедшего в конце февраля. Система взаимодействия подразумевает не только поставки ВВТ, но и обучение армянских курсантов и офицеров во французских военно-учебных заведениях, советническую помощь Министерства ВС Франции по вопросам проведения Арменией военных реформ и военного планирования. С этими целями Париж уже развернул в Ереване аппарат своего постоянного военного советника.

Отдельный трек в диалоге с Арменией — политический. Э. Макрон претендует на то, чтобы стать для Н. Пашиняна главным контрагентом из числа европейских лидеров. В том числе, оказывая поддержку последнему по проблемной ситуации в Закавказье, включая спорный статус Нагорного Карабаха. Данная тема была в числе основных в ходе переговоров французского президента с армянским премьером в Париже 21 февраля. И весьма неслучайно, что амбиции Франции успели вызвать недовольство со стороны МИД Азербайджана.

Средняя Азия

Попытки «навязывания» постсоветским контрагентам России альтернативной системы связей предпринимаются правительством Э. Макрона в отношении стран Средней Азии. Приоритетными для Парижа выступают Казахстан и Узбекистан. Далеко не случайно, что именно эти государства французский лидер посетил в начале ноября 2023 г. Елисейский дворец намерен предложить Астане и Ташкенту относительно широкий формат преимущественно торгово-экономических отношений. Активно прибегая при этом к возможностям и региональным инициативам ЕС.

Особым треком в диалоге с Казахстаном и Узбекистаном для Франции выступает расширение поставок энергоресурсов. Обе страны входят в число лидеров по производству урана. Причем Казахстан занимает в этом списке первое место. В свою очередь, Пятая республика, после разрыва отношений с Нигером (своим главным поставщиком урана) в 2023 г., ищет новых импортёров для обеспечения потребностей собственной атомной энергетики. В этом контексте Астана и Ташкент рассматриваются Парижем как ведущие альтернативы Ниамею.
Попытка «мести»

Ключевой мотив постсоветских усилий команды Э. Макрона — попытка «отомстить» России за ослабление собственного влияния в Африке. В 2021-2023 гг. Париж последовательно утратил свои прежние военные и политико-экономические позиции в Мали, Буркина-Фасо и Нигере. Во всех трёх странах к власти пришли военные, инициировавшие разрыв ранее существовавших тесных отношений с Францией. И, одновременно, сделавшие ставку на развитие военно-политических контактов с РФ. К этому стоит добавить и потерю Парижем своих позиций в Центральноафриканской республике, пришедшуюся на 2018 г.

Найти эффективное противодействие такому развитию событий Э. Макрон и его тогдашний главный советник по Африке Франк Пари не смогли. Более того, складывалось впечатление, что они не обладают для этого должной политической волей. Слишком просто Франция уходила из стран, где на протяжении десятилетий ощущала абсолютную мощь своего влияния. Как оказалось, для попытки контригры был выбран отнюдь не Черный континент, а постсоветское пространство.

Но перспективы усилий Елисейского дворца на далеко не самом знакомом для себя направлении выглядят весьма туманно. Пока это больше напоминает усилия президента Шарля де Голля в 1960-х гг., когда он пытался компенсировать потерю Алжира, Туниса и Марокко действиями в африканских и ближневосточных странах, ранее не относившихся к числу французских колоний. Париж, используя военспецов и наёмников, проявлял активность в Конго, содействуя попытке отделения от неё Катанги. Также оказывалась поддержка республике Биафра в её вооруженной борьбе с Нигерией. Наконец, Франция, совместно с Британией, выступала негласным союзником Йеменского Мутаваккилийского королевства в его войне с образовавшейся в 1962 г. Йеменской арабской республикой.

Тогдашние действия Парижа успехом не увенчались. Приобрести новых зависимых партнёров на смену прежних колоний в Магрибе ему не удалось. Сказалась как проявлявшаяся уже тогда политическая нерешительность, так и слабое знание этих стран. В Конго, Биафре, Нигерии и Северном Йемене французы чувствовали себя куда менее уверенно, чем в государствах, ещё недавно входивших в состав их колониального круга. Вполне вероятно, что текущая активность в постсоветском регионе будет иметь схожий результат.

Максим Минаев, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН

#МаксимМинаев
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".