Премьер встретился с думцами
Премьер-министр Дмитрий Медведев в подмосковных Горках проводит встречу с представителями думских фракций, на которой обсуждает совместную работу правительства и Госдумы.
В ходе встречи с представителями думских фракций председатель правительства России Дмитрий Медведев высказался за принятие предельно жесткой версии закона, предусматривающего наказание за пьяное вождение.
В частности, премьер заявил: «Я считал и считаю, что из парламента должна выйти наиболее жесткая версия этого документа».
Дмитрий Медведев также заявил, что законопроект о федеральной контрактной системе (ФКС) должен заработать в полную силу с 1 января 2014 года. «Я предлагаю обсудить этот законопроект и просил бы депутатов Государственной думы поддержать его, с тем, чтобы он заработал полноценно уже с 1 января следующего года», - заявил глава правительства.
Медведев напомнил, что законопроект о федеральной контрактной системе должен сменить 94-й закон, о недостатках которого очень много говорили. Председатель правительства также заявил, что 94-й закон в целом не защищает заказчика от неисполнения условий контракта и не позволяет оценить эффективность выполненной работы.
Особое внимание на встрече уделялось проблематике миграционного законодательства. Премьер поддержал введение для мигрантов обязательных экзаменов на знание русского языка и культуры.
«Депутатами внесен законопроект, предусматривающий необходимость подтверждения знания русского языка, истории России, нашего законодательства. Это нормально, никакой дискриминации здесь нет, такая практика существует в большинстве стран мира», - цитирует Медведева ИТАР-ТАСС.
«Я считаю, что это правильно, и это должно быть поддержано», - убежден глава правительства.
«Мы с вами прекрасно понимаем, кто к нам пока едет. В основном это - неквалифицированные работники, которые, зачастую, с трудом изъясняются на русском языке, плохо знают нашу культуру, обычаи, а из-за этого возникают конфликты, совершаются преступления», - констатировал Медведев.
Как подчеркнул премьер-министр, миграционная политика не должна работать в ущерб российским гражданам. «Нам нужно обеспечить экономику современной рабочей силой, создать цивилизованный рынок труда, привлекать квалифицированных специалистов, в том числе, иностранных по востребованным нами специальностям, но не в ущерб российским гражданам», - заметил премьер.
Кроме того, Медведев считает необходимым продолжить курс на добровольное переселение соотечественников в Россию. «Соответствующий правительственный законопроект, который направлен на упрощение получения гражданства нашими соотечественниками, уже внесен в Госдуму», - сказал он.
О предстоящей встрече накануне сообщила пресс-секретарь главы российского правительства Наталья Тимакова.
Пресс-секретарь сказала, что Дмитрий Медведев «встретится с парламентариями, чтобы обсудить вопросы совместной работы правительства и Государственной думы в области законотворчества».
Ранее сообщалось, что на встрече с премьером будут обсуждаться несколько законопроектов, в том числе закон о госзакупках.
На обсуждение будут вынесены три темы, затронутые в послании президента к Федеральному собранию. Это миграционная политика, вопрос внедрения в России системы госуслуг, а также проблема деоффшоризации российской экономики.
Ожидается, что от «Единой России» во встрече примет участие председатель комитета по экономической политике и инновационному предпринимательству Игорь Руденский.
Помимо Руденского от «Единой России» примут участие председатель думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин и председателя комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
«Для меня приоритетным вопросом, который я хотел бы услышать, является реформирование федеральной контрактной системы. Также, я думаю, премьер затронет вопросы развитии экономики с учетом мировой рецессии, мы готовы вместе с правительством искать варианты предотвращения кризиса», — сказал «Газете.Ru» Руденский.
Зампред ЦК КПРФ, первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников отметил, что позицию Компартии по системе государственных закупок представит председатель комитета Государственной думы по вопросам собственности Сергей Гаврилов.
«По миграционной политике – первый заместитель руководителя фракции КПРФ Сергей Решульский. По проблеме борьбы с офшорными зонами и утечке капитала – первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Сергей Штогрин. По согласованию с председателем партии Геннадием Зюгановым координировать наше участие в дискуссии буду я», - сообщил Мельников.
Член партии «Справедливая Россия», первый зампред комитета по экономической политике Михаил Емельянов будет участвовать во встрече вместе со своими коллегами по партии - председателем партии, вице-спикером Госдумы Николаем Левичевым и членом комитета по конституционному законодательству Александром Агеевым.
«Нас волнует экономическая ситуация: очевидно, что экономика России стагнирует. Также поднимаем проблемы офшоризации экономики, этому необходимо противодействовать, в том числе путем изменения налоговой политики», - отметил Емельянов «Газете.Ру».
Вопрос миграционной политики, который планируется обсудить на встрече, может оказаться самым актуальным - в ближайшее время Госдуме предстоит рассмотреть пакет поправок в миграционное законодательство, предлагаемых президентом Владимиром Путиным. Оно касается правил регистрации не только иностранцев, но и граждан России, пишет издание.
Путин, в частности, хочет обязать россиян регистрироваться по месту пребывания. Если Госдума одобрит поправки, то любой россиянин, приехав в другой город, будет обязан в течение 90 дней встать на регистрационный учет в ближайшем отделении ФМС.
В том случае, если он этого не сделал, уведомление должен подать собственник квартиры, в которой остановился приезжий. Регистрация по месту пребывания при этом не предполагает снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства. Если ФМС посчитает, что съемщик оформляет фиктивную прописку, то ведомство будет иметь право отказать в регистрации. Нарушителям же грозит серьёзное наказание вплоть до уголовной ответственности.
Между тем, как уже писали «Актуальные комментарии», в понедельник руководитель ФМС Константин Ромодановский заявил, что из-за сокращения населения России без привлечения иностранных мигрантов не обойтись.
«Есть средний вариант прогноза Росстата, согласно которому численность населения России к 2030 году сократится до 139,3 млн человек», - сказал он «Интерфаксу».
«Даже если благодаря повышению рождаемости численность населения удастся стабилизировать и увеличить, в ближайшие 15-20 лет единственным источником пополнения трудовых ресурсов будет являться международная миграция», - заключил Ромодановский.
Ранее глава ФМС отмечал, что ежегодно работать в РФ приезжают около 9 млн иностранных граждан, большинство из них - из стран СНГ, с которыми у России безвизовый режим. «За год мы выявляем порядка 200 тыс. человек - тех, кто незаконно находится на территории РФ», - сообщал Ромодановский. По его словам, в целом иностранцы законно въезжают в Россию и встают на миграционный учет, но некоторые работают с нарушениями, не платя налоги.
По данным ФМС, высококвалифицированные специалисты едут работать в Россиию из Западной Европы, США, Японии, а низкоквалифицированные - из стран Центральной Азии.
Одна из основных проблем в современной миграционной политике – это отсутствие единой стратегии, которую можно было бы формировать в долгосрочной перспективе.
Как показывает практика, вопросы миграционного законодательства являются ключевой трудностью в деятельности большинства стран. Это обусловлено высокой мобильностью трудовых ресурсов – рабочая сила перемещается очень быстро. Кроме того, в ряде случаев ограничения для перемещений поставить крайне сложно. В этом сыграл свою роль интеграционный процесс. На фоне создания Таможенного союза активизировалась миграция из Средней Азии.
Необходимо сформировать запросы на отдельные позиции в тех или иных сферах. До последнего момента эти запросы выделялись по квотам, при этом было достаточно сложно найти претендентов на достаточно дорогостоящие профессии, в которых необходима особая конкуренция (например, речь идет позициях преподавателей), и намного проще было занять позиции неквалифицированных рабочих либо рабочих низкой квалификации.
Миграционное законодательство необходимо согласовывать с политикой в сфере обеспечения занятости. Необходимо создание отдельных рабочих мест для различных групп населения и формирование этого запроса. Этим, вероятно, в ближайшие несколько лет будет заниматься правительство РФ, а с учетом того, что президент в свое время взял на себя обязательства по созданию 25 миллионов высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест, здесь также важным фактором будет обновление производства.
Именно за счет синхронизации миграционного законодательства, улучшения производительности и формирования новых рабочих мест можно было бы синхронизировать процесс расширения миграционной повестки и, соответственно, проблемы, связанные с адаптацией мигрантов, которые в последние несколько лет являются одной из основных проблем как в Европе, так и в США.
Новый формат встреч главы правительства Дмитрия Медведева с фракциями в Государственной Думе может свидетельствовать и о новом этапе отношений правительства с думскими партиями. Первое, что бросается в глаза – это расширенный формат, и второе – то, что принцип отбора соответствует тем проблемам, которые выносятся на обсуждение.
Отсюда естественным образом можно сделать вывод, что правительство стремится заручиться более аргументированной, обоснованной и более компетентной поддержкой Госдумы.
Можно предположить, что такой формат найдет достаточно позитивный отклик со стороны представленных в Думе партий просто потому, что он может помочь снять те проблемы, которые неизбежно возникают при рабочем взаимодействии правительства и Государственной думы. В целом это более рабочий формат, ориентированный на более тесные и на более доверительные отношения.
Выбранные для обсуждения темы (и тема миграции, и тема экономики) являются злободневными и актуальными. Более того, обе темы представляют вопросы, по которым правительство в той или иной форме работает постоянно.
Тема миграции фигурировала в качестве приоритетной в Послании президента. Эта тема остается острой. С одной стороны, потребность российской экономики в мигрантах не сокращается, это величина постоянная. С другой стороны, сохраняется и весь комплекс социально-экономических проблем, который связан с использованием труда мигрантов, и прежде всего определенные негативные последствия, связанные с использованием их труда. Здесь у правительства есть рычаги воздействия.
Думаю, что в ходе встречи будет обсуждаться вопрос о том, в какой степени и в какой форме думские фракции способны поддержать, а может, и обогатить проекты тех решений, которые правительство либо подготовило, либо готовит.
Сам новый формат достаточно важен, потому что механизмов обратной связи между правительством и Думой мало. Де-факто отношения выстраиваются по модели «начальник-подчиненный». Законопроекты, исходящие из исполнительной власти, проводятся в ускоренном порядке, тогда как законодательная власть серьезного влияния на социально-экономический курс не оказывает. Но именно правительство (а не президент) является основной мишенью критики со стороны парламентской оппозиции и даже со стороны «Единой России».
У единороссов есть традиционные «жупелы» в лице некоторых министров, причем они являются таковыми вне зависимости от имен. Это традиционно министр образования как один из дежурных объектов критики. Критика правительства при умеренном отношении к президенту со стороны парламентской оппозиции тоже не зависит от имен элит. Когда Путин был премьером, КПРФ вела линию на то, что правительство проводит разрушительную политику, а президент говорит о модернизации, и мы должны его поддержать. Это говорилось косвенно, намеками. Сейчас то же самое – КПРФ намекает, что президент говорит о развитии, а правительство проводит разрушительную экономическую политику.
Консультации с представителями парламентских фракций на этапе выработки политики жизненно важны для правительства, если мы хотим изменить эту порочную практику, когда законодательная власть на исполнительную никак не влияет. Фактически ф идет о восполнении отсутствующих механизмов системного влияния: разумеется, все это основано на доброй воле лиц, принимающих решения, в данном случае премьера, но если таковая будет постоянно, то это тоже немаловажно. В принципе, Медведев несколько раз и в бытность президентом и премьером высказывался в том ключе, что правительство должно быть в большей степени, чем раньше, ориентировано на парламентское большинство.
И миграция, и экономическая политика являются теми ключевыми пунктами, по которым курс исполнительной власти прямо противоречит общественному мнению и волеизъявлению общества на выборах. Общество поддерживает ограничительную миграционную политику и вполне обоснованно считает происходящее в этой сфере социальной катастрофой, тогда как исполнительная власть вполне сознательно ориентирована на политику замещающей иммиграции и вполне сознательно проводит политику открытых дверей и де-факто обеспечивает благоприятный для любого рода миграции режим.
В этом несложно убедиться, прочитав недавно принятую правительством концепцию миграционной политики или миграционный раздел «Стратегии 2020», разработанного под эгидой вице-премьера Игоря Шувалова.
По сути, миграционный раздел «Стратегии 2020» следует логике «больше мигрантов, хороших и разных» вне зависимости от потребности экономического роста.
Ровно тот же разрыв мы наблюдаем в сфере экономической политики. Общественное мнение, парламентские партии, даже «Единая Россия», в целом настроены на то, чтобы в целом увеличивалась роль государства как инвестора, на то, чтобы государственные средства не стерилизовались, не выводились из экономики в той или иной форме , а инвестировались в те сферы, которые в любом случае должны быть инвестированы инфраструктура, образование, высокие технологии и так далее. То есть государство может и должно инвестировать в развитие. Правительство эту логику не принимает, структура бюджета это подчеркивает всякий раз, Центробанк не ставит своей задачей создание длинных дешевых денег для экономики.
Можно приводить и другие примеры разрыва Так что если будут какие-то хотя бы паллиативные формы и механизмы компенсации этого разрыва в том числе в виде таких встреч, то их можно только приветствовать. Вопрос только в том, насколько глава правительства готов прислушиваться к той критике, которая раздается, в том числе и со стороны его однопартийцев.