Статья
1698 22 января 2013 11:23

Премьер встретился с думцами

Премьер-министр Дмитрий Медведев в подмосковных Горках проводит встречу с представителями думских фракций, на которой обсуждает совместную работу правительства и Госдумы.

В ходе встречи с представителями думских фракций председатель правительства России Дмитрий Медведев высказался за принятие предельно жесткой версии закона, предусматривающего наказание за пьяное вождение.

В частности, премьер заявил: «Я считал и считаю, что из парламента должна выйти наиболее жесткая версия этого документа».

Дмитрий Медведев также заявил, что законопроект о федеральной контрактной системе (ФКС) должен заработать в полную силу с 1 января 2014 года.  «Я предлагаю обсудить этот законопроект и просил бы депутатов Государственной думы поддержать его, с тем, чтобы он заработал полноценно уже с 1 января следующего года», - заявил глава правительства.
  
Медведев напомнил, что законопроект о федеральной контрактной системе должен сменить 94-й закон, о недостатках которого очень много говорили. Председатель правительства также заявил, что 94-й закон в целом не защищает заказчика от неисполнения условий контракта и не позволяет оценить эффективность выполненной работы.

Особое внимание на встрече уделялось проблематике миграционного законодательства.  Премьер поддержал введение для мигрантов обязательных экзаменов на знание русского языка и культуры.

«Депутатами внесен законопроект, предусматривающий необходимость подтверждения знания русского языка, истории России, нашего законодательства. Это нормально, никакой дискриминации здесь нет, такая практика существует в большинстве стран мира», - цитирует Медведева ИТАР-ТАСС.

«Я считаю, что это правильно, и это должно быть поддержано», - убежден глава правительства.

«Мы с вами прекрасно понимаем, кто к нам пока едет. В основном это - неквалифицированные работники, которые, зачастую, с трудом изъясняются на русском языке, плохо знают нашу культуру, обычаи, а из-за этого возникают конфликты, совершаются преступления», - констатировал Медведев.

Как подчеркнул премьер-министр, миграционная политика не должна работать в ущерб российским гражданам. «Нам нужно обеспечить экономику современной рабочей силой, создать цивилизованный рынок труда, привлекать квалифицированных специалистов, в том числе, иностранных по востребованным нами специальностям, но не в ущерб российским гражданам», - заметил премьер.

Кроме того, Медведев считает необходимым продолжить курс на добровольное переселение соотечественников в Россию. «Соответствующий правительственный законопроект, который направлен на упрощение получения гражданства нашими соотечественниками, уже внесен в Госдуму», - сказал он.

О предстоящей встрече накануне сообщила пресс-секретарь главы российского правительства Наталья Тимакова.

Пресс-секретарь сказала, что Дмитрий Медведев «встретится с парламентариями, чтобы обсудить вопросы совместной работы правительства и Государственной думы в области законотворчества».

Ранее сообщалось, что на встрече с премьером будут обсуждаться несколько законопроектов, в том числе закон о госзакупках.

На обсуждение будут вынесены три темы, затронутые в послании президента к Федеральному собранию. Это миграционная политика, вопрос внедрения в России системы госуслуг, а также проблема деоффшоризации российской экономики. 

Ожидается, что от «Единой России» во встрече примет участие председатель комитета по экономической политике и инновационному предпринимательству Игорь Руденский.

Помимо Руденского от «Единой России» примут участие председатель думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин и председателя комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. 

«Для меня приоритетным вопросом, который я хотел бы услышать, является реформирование федеральной контрактной системы. Также, я думаю, премьер затронет вопросы развитии экономики с учетом мировой рецессии, мы готовы вместе с правительством искать варианты предотвращения кризиса», — сказал «Газете.Ru» Руденский. 

Зампред ЦК КПРФ, первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников отметил, что позицию Компартии по системе государственных закупок представит председатель комитета Государственной думы по вопросам собственности Сергей Гаврилов. 

«По миграционной политике – первый заместитель руководителя фракции КПРФ Сергей Решульский. По проблеме борьбы с офшорными зонами и утечке капитала – первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Сергей Штогрин. По согласованию с председателем партии Геннадием Зюгановым координировать наше участие в дискуссии буду я», - сообщил Мельников. 

Член партии «Справедливая Россия», первый зампред комитета по экономической политике Михаил Емельянов будет участвовать во встрече вместе со своими коллегами по партии - председателем партии, вице-спикером Госдумы Николаем Левичевым и членом комитета по конституционному законодательству Александром Агеевым. 

«Нас волнует экономическая ситуация: очевидно, что экономика России стагнирует. Также поднимаем проблемы офшоризации экономики, этому необходимо противодействовать, в том числе путем изменения налоговой политики», - отметил Емельянов «Газете.Ру».

Вопрос миграционной политики, который планируется обсудить на встрече, может оказаться самым актуальным -  в ближайшее время Госдуме предстоит рассмотреть пакет поправок в миграционное законодательство, предлагаемых президентом Владимиром Путиным. Оно касается правил регистрации не только иностранцев, но и граждан России, пишет издание.

Путин, в частности, хочет обязать россиян регистрироваться по месту пребывания. Если Госдума одобрит поправки, то любой россиянин, приехав в другой город, будет обязан в течение 90 дней встать на регистрационный учет в ближайшем отделении ФМС. 

В том случае, если он этого не сделал, уведомление должен подать собственник квартиры, в которой остановился приезжий. Регистрация по месту пребывания при этом не предполагает снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства. Если ФМС посчитает, что съемщик оформляет фиктивную прописку, то ведомство будет иметь право отказать в регистрации. Нарушителям же грозит серьёзное наказание вплоть до уголовной ответственности. 

Между тем, как уже писали «Актуальные комментарии», в понедельник руководитель ФМС Константин Ромодановский заявил, что из-за сокращения населения России без привлечения иностранных мигрантов не обойтись. 

«Есть средний вариант прогноза Росстата, согласно которому численность населения России к 2030 году сократится до 139,3 млн человек», - сказал он «Интерфаксу».

«Даже если благодаря повышению рождаемости численность населения удастся стабилизировать и увеличить, в ближайшие 15-20 лет единственным источником пополнения трудовых ресурсов будет являться международная миграция», - заключил Ромодановский.

Ранее глава ФМС отмечал, что ежегодно работать в РФ приезжают около 9 млн иностранных граждан, большинство из них - из стран СНГ, с которыми у России безвизовый режим. «За год мы выявляем порядка 200 тыс. человек - тех, кто незаконно находится на территории РФ», - сообщал Ромодановский. По его словам, в целом иностранцы законно въезжают в Россию и встают на миграционный учет, но некоторые работают с нарушениями, не платя налоги.

По данным ФМС, высококвалифицированные специалисты едут работать в Россиию из Западной Европы, США, Японии, а низкоквалифицированные - из стран Центральной Азии. 

Комментарии экспертов

Одна из основных проблем в современной миграционной политике – это отсутствие единой стратегии, которую можно было бы формировать в долгосрочной перспективе.

Как показывает практика, вопросы миграционного законодательства являются ключевой трудностью в деятельности большинства стран. Это обусловлено высокой мобильностью трудовых ресурсов – рабочая сила перемещается очень быстро. Кроме того, в ряде случаев ограничения для перемещений поставить крайне сложно. В этом сыграл свою роль интеграционный процесс. На фоне создания Таможенного союза активизировалась миграция из Средней Азии.

Необходимо сформировать запросы на отдельные позиции в тех или иных сферах. До последнего момента эти запросы выделялись по квотам, при этом было достаточно сложно найти претендентов на достаточно дорогостоящие профессии, в которых необходима особая конкуренция (например, речь идет позициях преподавателей), и намного проще было занять позиции неквалифицированных рабочих либо рабочих низкой квалификации.

Миграционное законодательство необходимо согласовывать с политикой в сфере обеспечения занятости. Необходимо создание отдельных рабочих мест для различных групп населения и формирование этого запроса. Этим, вероятно, в ближайшие несколько лет будет заниматься правительство РФ, а с учетом того, что президент в свое время взял на себя обязательства по созданию 25 миллионов высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест, здесь также важным фактором будет обновление производства.

Именно за счет синхронизации миграционного законодательства, улучшения производительности и формирования новых рабочих мест можно было бы синхронизировать процесс расширения миграционной повестки и, соответственно, проблемы, связанные с адаптацией мигрантов, которые в последние несколько лет являются одной из основных проблем как в Европе, так и в США.

Новый формат встреч главы правительства Дмитрия Медведева с фракциями в Государственной Думе может свидетельствовать и о новом этапе отношений правительства с думскими партиями. Первое, что бросается в глаза – это расширенный формат, и второе – то, что принцип отбора соответствует тем проблемам, которые выносятся на обсуждение.

Отсюда естественным образом можно сделать вывод, что правительство стремится заручиться более аргументированной, обоснованной и более компетентной поддержкой Госдумы.

Можно предположить, что такой формат найдет достаточно позитивный отклик со стороны представленных в Думе партий просто потому, что он может помочь снять те проблемы, которые неизбежно возникают при рабочем взаимодействии правительства и Государственной думы. В целом это более рабочий формат, ориентированный на более тесные и на более доверительные отношения.

Выбранные для обсуждения темы (и тема миграции, и тема экономики) являются злободневными и актуальными. Более того, обе темы представляют вопросы, по которым правительство в той или иной форме работает постоянно.

Тема миграции фигурировала в качестве приоритетной в Послании президента. Эта тема остается острой. С одной стороны, потребность российской экономики в мигрантах не сокращается, это величина постоянная. С другой стороны, сохраняется и весь комплекс социально-экономических проблем, который связан с использованием труда мигрантов, и прежде всего определенные негативные последствия, связанные с использованием их труда. Здесь у правительства есть рычаги воздействия.

Думаю, что в ходе встречи будет обсуждаться вопрос о том, в какой степени и в какой форме думские фракции способны поддержать, а может, и обогатить проекты тех решений, которые правительство либо подготовило, либо готовит.

Сам новый формат достаточно важен, потому что механизмов обратной связи между правительством и Думой мало. Де-факто отношения выстраиваются по модели «начальник-подчиненный». Законопроекты, исходящие из исполнительной власти, проводятся в ускоренном порядке, тогда как законодательная власть серьезного влияния на социально-экономический курс не оказывает. Но  именно правительство (а не президент) является основной мишенью критики со стороны парламентской оппозиции и даже со стороны «Единой России».

У единороссов есть традиционные «жупелы» в лице некоторых министров, причем они являются таковыми вне зависимости от имен. Это традиционно министр образования как один из дежурных объектов критики. Критика правительства при умеренном отношении к президенту со стороны парламентской оппозиции тоже не зависит от имен элит. Когда Путин был премьером, КПРФ вела линию на то, что правительство проводит разрушительную политику, а президент говорит о модернизации, и мы должны его поддержать. Это говорилось косвенно, намеками. Сейчас то же самое – КПРФ намекает, что президент говорит о развитии, а правительство проводит разрушительную экономическую политику.

Консультации с представителями парламентских фракций на этапе выработки политики жизненно важны для правительства, если мы хотим изменить эту порочную практику, когда законодательная власть  на исполнительную никак не влияет.  Фактически  ф идет о восполнении отсутствующих механизмов системного влияния:  разумеется, все это основано на доброй воле лиц, принимающих решения, в данном случае премьера, но если таковая будет постоянно, то это тоже немаловажно. В принципе, Медведев несколько раз и в бытность президентом и премьером высказывался в том ключе, что правительство должно быть в большей степени, чем раньше, ориентировано на парламентское большинство.


И миграция, и экономическая политика являются теми ключевыми пунктами, по которым курс исполнительной власти прямо противоречит общественному мнению и волеизъявлению общества на выборах. Общество поддерживает ограничительную миграционную политику и вполне обоснованно считает происходящее в этой сфере социальной катастрофой, тогда как исполнительная власть вполне сознательно ориентирована на политику замещающей иммиграции и вполне сознательно проводит политику открытых дверей и де-факто обеспечивает благоприятный для любого рода миграции режим.
В этом несложно убедиться, прочитав недавно принятую правительством концепцию миграционной политики или миграционный раздел «Стратегии 2020», разработанного под эгидой вице-премьера Игоря Шувалова.

По сути, миграционный раздел «Стратегии 2020» следует логике «больше мигрантов, хороших и разных»  вне зависимости от потребности экономического роста.


Ровно тот же разрыв мы наблюдаем в сфере экономической политики. Общественное мнение, парламентские партии, даже «Единая Россия», в целом настроены на то, чтобы в целом увеличивалась роль государства как инвестора, на то, чтобы государственные средства не стерилизовались, не выводились из экономики в  той  или  иной форме , а инвестировались в те сферы, которые в любом случае должны быть инвестированы инфраструктура, образование, высокие технологии и так далее. То есть государство может и должно инвестировать в развитие. Правительство  эту логику не принимает, структура бюджета это подчеркивает всякий раз, Центробанк не ставит своей задачей создание длинных дешевых денег для экономики.

Можно приводить и другие примеры разрыва Так что  если будут какие-то хотя бы паллиативные формы и механизмы компенсации этого разрыва в том числе в виде таких встреч, то их можно только приветствовать. Вопрос только в том, насколько глава правительства готов прислушиваться к той критике, которая раздается, в том числе и со стороны его однопартийцев.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".