Власти Москвы проверят столичные магазины на контрабанду — точнее, на наличие на прилавках попавшей под санкции продукции.
Пока сетевики составляют для мэрии списки, в которых указано, сколько запрещённых товаров осталось у них на складах и к какому сроку их планируют продать. Проверки же начнутся чуть позже, примерно через месяц. Об этом «Известиям» рассказал глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.
Российские власти на год ввели запрет на отдельные виды сельхозпродукции, сырья и продовольствия из стран, поддержавших санкции в отношении России. Если «санкционные» товары будут продаваться после указанного срока, это станет поводом для более детального разбирательства. «Мы с сетями договорились пока о мирном урегулировании процесса», - добавил Алексей Немерюк.
«Совместно с Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по городу Москве и ГУ МВД России по городу Москве мы будем проводить рейды, смотреть, что продается на прилавках», — уточнил чиновник.
По его словам, параллельно прорабатывается возможность замещения тех групп товаров, которые сейчас выпадут из оборота.
«Определенные виды сыров, которые завозились из-за рубежа, уже сейчас замещают российскими. При этом, к примеру, прошутто (итальянская ветчина) и хамон (испанский сыровяленый свиной окорок) никто заменить не сможет» — добавил Немерюк.
Мнения экспертов относительно целесообразности анонсированных проверок разделились.
Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов считает, что вероятность появления на прилавках контрафактной продукции низка.
«Несмотря на то, что продумать схему ввоза запрещенной продукции возможно, ее будет крайне сложно реализовать в магазинах. Сети торгуют легальной продукцией, и контрабандные товары в ассортимент не попадут. К тому же таможенные службы западных стран взяли на себя обязательства препятствовать доставке в Россию запрещенной продукции», — цитирует эксперта РБК.
По его мнению, вероятность появления контрафакта в розничной торговле сравнительно низка, особенно учитывая роль таможенных служб. Санкции, скорее всего, отразятся в основном на сетях премиум-класса, например на «Азбуке вкуса», где попавшие под запрет продукты составляют значительную часть ассортимента.
В свою очередь BFM.ru приводит мнение юристов, которые уверены, что магазины нельзя будет привлечь за торговлю запрещенными продуктами даже в случае, если будет доказано, что товар ввезен контрабандным путем. Ответственность за нарушение указа о запрете на ввоз продуктов из ЕС ложится на поставщика, который может быть оштрафован на сумму до 100 тысяч рублей с конфискацией запрещенного товара, если он будет ввезен по подложным документам. Доказать факт подлога сможет только экспертиза.
Есть еще один нюанс, который придется мониторить в связи с нарастанием санкционного противостояния — это цены на продукты.
Представители Минпромторга, Минсельхоза, Минэкономразвития, Федеральной таможенной службы, а также Мясного союза, Союзмолока и компаний X5 Retail Group, Metro Cash&Carry и «Дикси» 12 августа приняли участие в совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, в ходе которого коммерсантов попросили сдерживать цены на продовольствие в условиях ограничения поставок.
Накануне также стало известно, что власти будут проверять цены на продукты питания не только в рознице, но и у поставщиков.
К чему готовиться потребителям в новых условиях? Однозначного ответа на этот вопрос, пожалуй, нет ни у кого. Часть экспертов считает, что повышение цен на продукты — явление временное, санкции дадут импульс отечественным производителям и потребители в скором времени почувствуют вкус качественных и недорогих товаров.
Другие убеждены, что никакого «нового НЭПа», поощрения предпринимательства, прежде всего малого и среднего, не будет, а обычным потребителям придется расплатиться за санкционное противостояние из своего кармана.
Третьи боятся, что пустые полки магазинов, канувшие в Лету вместе с советским прошлым, вновь станут реальностью, как и усиление роли государства, плановое хозяйство и продажа дефицита из-под полы.
Тем временем в соцсетях одни постят фотографии с опустевшими полками в магазинах, другие демонстрируют изобилие отечественных товаров и видеоролики с фермерских хозяйств. Да и в магазинах картина пестрая: одни выстраиваются к кассе с тележками, гружеными доверху заморскими яствами вплоть до «Орбита», другие предпочитают не впадать в продуктовую зависимость.