Статья
2412 14 апреля 2017 12:01

Рэп вне политики

Критика существующего порядка вещей является неотъемлемой частью рэп-культуры. Рэперы в России тоже критикуют все что угодно, но только не политику. Есть редкие исключения, но в основе своей рэп в России чрезвычайно аполитичен. Почему так получилось?

Текст Алексея Павперова о рэпе как детонаторе революции, опубликованный на сайте «Сноба», вызвал волну дискуссии как в самом сообществе, так и за его пределами. Автор проводит беглый анализ рэп-исполнителей, которые сейчас на слуху. Получилась такая сборная солянка из Оксимирона, Хаски, Фараона, исполнителей Black Star, Скриптонита, досталось и представителям старой школы. Павперов приходит к выводу, что единственным «рупором революции» является Оксимирон. Но проблема в том, что протест в русском рэпе заканчивается на социальных вопросах и практически не выходит в сферу политического.

Перевернуть игру

Мало кто будет спорить с тем, что «Горгород» - это знаковое событие для рэпа в России. Релиз альбома несколько раз переносился, сам Мирон Янович долго и методично нагнетал атмосферу вокруг анонса. Даже из дропа альбома в Вк Окси сделал целое шоу, не указав, что опубликованные треки являются «альбомом». Сразу появились конспирологические теории, что история «Горгорода» – это что-то другое, что скоро будет настоящий альбом. Другие начали искать ответы в самих треках: отсылки, ключи, загадки. В общем, Оксимирон еще раз подтвердил свое звание хайп машины, которая даже из банального релиза альбома может сделать настоящий детектив.

Но причина, по которой фанаты не хотели верить в то, что «Горгород» – это полноценный альбом, заключается прежде всего в синдроме завышенных ожиданий. Все ждали «переворота игры», но далеко не все разглядели в альбоме-антиутопии из 11 треков какой-то значимый поворот в жанре. «Дом с нормальными явлениями» Скриптонита в плане значимости для индустрии обсуждался гораздо активнее.

Между Хаксли и Оруэллом

Многих слушателей, и меня в том числе, не покидало ощущение, что «Горгород» – это такой симбиоз антиутопий Хаксли и Оруэлла. Необычный город-государство, диктатор в лице мэра, тайная полиция, подполье во главе с Гуру, протест молодого поэта – все это очень круто. Но, как заметил сам Оксимирон, с ростом популярности начала изменяться и его аудитория. Поэтому «сотни тупых мокрощелок» не выкупили трэк «Всего лишь писатель», а репитили и репостили «Девочку п*ц», ассоциируя себя с главной героиней трека. То есть, молодая аудитория Окси не оценила сложный заход автора. Даже если бы в «Горгороде» был призыв или хоть какой-то намек на политический протест, аудитория бы его не поняла.

В русском рэпе нет политического протеста

В русском рэпе и самой политики не так много. Панчи про Украину, «мост Кадырова» или Патриарха Кирилла – это еще не политическая повестка. Разбавить текст, состоящий из унижений семьи, девушки и сексуальных способностей оппонента парой реплик о злободневном – это уже устоявшаяся практика в баттлах и дисах, ибо шутки про мам уже всех достали.

Важно учитывать и контекст. Расценивать строчку из трека Окси «Если вокруг взят курс на войну с изменой, то не проповедовать бунт, х*ли кощунственно!» как призыв к выходу на митинги в России – это все равно, что расценивать припев ATL «за Русь я на танцполе взорвусь» как призыв к терактам.

Новая школа – это зеркало самой молодежи. Рэперы продают то, что находит отклик, что вызывает эмоции. Политический протест не вызывал интереса, поэтому никакого политического подтекста в русском рэпе искать не стоит. Даже к треку Хаски «7 октября» все обратились только сейчас, хотя на YouTube клип появился еще в 2011 году, когда сам протест, кстати, был в моде. Профильные медииа отметили Хаски еще в 2016 году, сейчас на него обратили внимание практически все популярные СМИ, а журнал Esquire называет его ни много ни мало одним из 12 апостолов. И сейчас он является одним из немногих рэперов в России с политической повесткой в трэках.

Единственное, на что мы можем рассчитывать – это ответ рэперов на события 26 марта, которые показали интерес к теме коррупции и политическим событиям в молодежной среде.

Где субъектность?

Главная причина, по которой политики в рэпе не так много, - это отсутствие политической субъектности у исполнителей. Они не лезут в политику, им не интересны выборы, а из политических деятелей они знают Путина, Медведева и еще, быть может, пару персон. Протестовать против того, что ты не знаешь, что тебя не раздражает – просто невозможно, получится либо скучно, либо фальшиво. Поэтому протест в русском рэпе сводится к социальному, ведь все рэперы так или иначе живут в обществе. Гимн офисных работников «Не выспался» или разбор семейных драм в «Медленно» от Негатива, протест против серости и обыденности жизни в «Бигги» от ЛСП и многое другое с заявкой на злободневность – все это про социальное, но не политическое.

Из-за того, что сами рэперы в России не чувствуют себя субъектами политического процесса, у нас нет критики политического. В США рэп с самого начала выходил на обсуждение политических вопросов. The Last Poets из-за политических треков даже столкнулись с проблемами во время президентства Ричарда Никсона. The Cope в своих треках критиковали капитализм, американскую политику, чрезмерную жесткость полиции и другие темы. Традиции продолжают и современные рэперы США. Канье Уэст на одном из своих концертов даже устроил политическую проповедь. А Snoop Dogg недавно записал провокационный трек с критикой Трампа.

Представить нечто подобное в России достаточно сложно. В политику через патриотизм активно лезут артисты Black Star, но все, что выходит под маркой этой корпорации, нужно воспринимать только через призму коммерческой выгоды. Если заплатят за патриотизм – будет трек про это. Если власть, решая вопросы молодежной политики, подумает сделать модным спорт, то у Тимати и L'One выйдет новая вариация на тему «не бухай – тренируйся». Но политической субъектности нет и у них.

Власть активно импортировала политику в школы, а теперь думает, как бы ей от этой политики избавиться. Если сейчас пропагандисты задумаются над тем, чтобы внести политику в рэп, то через какое-то время и эта идея им покажется неудачной.

Политики в русском рэпе практически нет, и это хорошо. Ее хватает на телевидении, в СМИ и соцсетях. Если я вдруг захочу вылить на себя политические помои, состоящие из сотни интерпретаций разных «экспертов», то включу телевизор. Пусть рэперы расскажут мне о чем-то другом, о том, что действительно важно.

Михаил Карягин, политолог

____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".