Статья
2254 3 сентября 2012 21:13

Саммит АТЭС начал работу

Одно из крупнейших мировых событий этого года - саммит АТЭС - открылся во Владивостоке 2 сентября. Он обошелся России более чем в полтриллиона рублей государственных и частных инвестиций. Об этом на брифинге в преддверии форума сообщил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.

«Все вместе: государственное, то есть бюджетное финансирование, включая региональное, финансирование РЖД, "Шереметьево", "Газпрома", частных лиц - 660 миллиардов рублей», - заявил Шувалов. При этом он отметил, что объем прямого федерального финансирования составил менее трети от этой суммы - 202 миллиарда рублей.

По программе подготовки к саммиту АТЭС 2012 года построено и реконструировано около ста объектов. В том числе, на карте региона появились три новых моста: мост через бухту Золотой Рог, низководный мост через Амурский залив и мост через пролив Босфор Восточный, соединяющий материковую часть Владивостока с островом Русский.
 
Именно на острове Русский расположился один из главных объектов саммита - Дальневосточный федеральный университет. ДВФУ станет первым вузом России, обладающим уникальной инфраструктурой в едином кампусе. Во время саммита здесь будет располагаться Деловой центр, в котором пройдут основные мероприятия саммита АТЭС, конгресс-холл этого центра рассчитан на 7 тысяч мест. Первые объекты университета были сданы в эксплуатацию в декабре 2011 года. Это - пять «президентских» корпусов, где во время международной встречи будут жить главы государств стран-участниц форума, а впоследствии в них будут проживать преподаватели университета.
 
Саммит во Владивостоке - первый саммит АТЭС, который состоится в России, и 24-й в истории организации. В АТЭС в настоящее время входит 21 страна. На их долю приходится более половины мирового ВВП. Среди этих стран США, Китай, Япония, Южная Корея, Канада, Малайзия, Сингапур и др. Россия вступила в АТЭС в 1998 году. В прошлом году саммит АТЭС проходил в Гонолулу (Гавайские острова, США).
 
Традиционно на саммите присутствуют первые лица стран-участниц организации. Но еще весной стало известно, что на саммит во Владивосток не приедет президент США Барак Обама. Его заменит госсекретарь США Хиллари Клинтон. Эксперты считают, что это было своего рода ответом Белого дома на то, что в мае 2012 года ставший вновь президентом Владимир Путин не приехал на саммит «большой восьмерки» в Кемп-Дэвид. Однако на высшем уровне такой отказ объяснили тем, что в те же числа у Обамы должен будет состояться съезд Демократической партии, предваряющий его выдвижение на второй срок. 
 
Впрочем, и без Обамы форум должен стать одним из главных событий мировой повестки дня.
 
По данным организаторов, в ходе данных мероприятий будет продолжена работа по всем ключевым направлениям повестки дня - объявленным Россией приоритетам, среди которых вопросы либерализации торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция, укрепление продовольственной безопасности, формирование надежных транспортно-логистических цепочек, интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста.
 
Президент России Владимир Путин в первый будний день саммита рассказал, в чем он видит его главное значение. Как передает слова главы государства ИТАР-ТАСС, Владимир Путин считает одной из важнейших задач таких международных форумов, как АТЭС, выработку и применение всеми участниками общих правил игры в условиях глобальной экономики.
 
«В условиях кризисных явлений многие страны начинают закрывать свои границы, заниматься протекционизмом с целью как раз вроде бы сохранения производства и рабочих мест», - заявил он. «Если такие действия предпринимаются в одностороннем порядке, то на первом этапе кажется, что происходит защита своих работников, своей экономики, но в конечном итоге, конечно, это ведет к стагнации экономики в современном мире, к сворачиванию производства, а значит, наносит ущерб интересам людей труда», - считает глава государства.
 
«Но если добиться того, чтобы вырабатываемые на мировых форумах, таких как например АТЭС, правила по либерализации торговли были бы одинаково принимаемыми всеми и одинаково применялись бы, то это привело бы к тому, что все экономики, в том числе развивающиеся, получили бы возможность использовать свои преимущества, и в конечном итоге это привело бы к созданию необходимых новых рабочих мест», - отметил Путин.
 
«Поэтому сверхзадачей таких форумов, как АТЭС, является выработка таких общих решений и проведения их в жизнь», - подчеркнул президент. Итогом Недели саммита АТЭС должна стать декларация, которая будет призвана обозначить принципы партнерства и дальнейшего развития экономик АТЭС.
7-8 сентября – главные дни саммита. На эти даты назначены мероприятия и встречи Делового саммита АТЭС.
 
2 сентября состоялось заседание старших должностных лиц (СДЛ) АТЭС. Как сообщает «Интерфакс», на этой встрече Россия в рамках обсуждения пакета вопросов предложила ряд правовых мер для решения проблем международного бизнеса.
 
«У нас внедряется хорошая система инвестиционных омбудсменов. Это когда иностранные инвесторы испытывают сложности при работе на российском рынке, они могут обращаться к определенным лицам, которые наделены соответствующими полномочиями. Далее эти проблемы докладываются первым лицам государства. Вот мы такую систему предлагаем внедрить экономикам АТЭС», - сообщил на брифинге журналистам директор департамента Азии и Африки Минэкономразвития РФ Сергей Чернышев.
 
По его словам, «необходимо, чтобы круг таких омбудсменов, являющихся своеобразным мостиком для общения между бизнесом и чиновниками, был бы всем известен, и чтобы при взаимных инвестициях бизнес всегда понимал, к кому он может пойти за защитой».
 
Эта инициатива встретила спорную реакцию со стороны экспертов, опрошенных «Актуальными комментариями».
 
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Максим Минаев отметил чрезвычайную важность этой инициативы. «До недавнего времени регулярно высказывались мнения, критикующие нашу страну, - отметил он. - При огромном объеме рекламы и пропаганды выгоды инвестиций в российскую экономику с точки зрения обеспечения внутреннего инвестиционного климата было не все гладко. И вот теперь Россия предлагает конкретную меру, которая способна сгладить противоречие, существующее в данной плоскости».
 
В свою очередь, экономист Андрей Кобяков отнесся к предложению ввести пост инвестомбудсменов скептически. Он согласился, что проблему улучшения инвестклимата в России нужно решать, однако средства, которыми ее пытаются решать, Кобяков назвал неверными.
 
«В действительности нужно решать проблемы упрощения процедуры регистрации бизнеса и много других проблем. А создание института каких-то специальных людей, которые будут решать исключительно вопросы того или иного бизнесмена или инвестора, мне представляется довольно унылой и в долгосрочной плане несостоятельной. В России, действительно, кадры решают все, но, тем не менее, когда решается стратегический вопрос, нужно его решать стратегическими методами», - отметил Кобяков в интервью АК.
 
По его словам, «создание института уполномоченных – это только лишь одна маленькая нота в той симфонии, которую еще предстоит сыграть на этом поле, чтобы всерьез улучшить инвестиционный климат в России, сделать его благоприятным».
 
«Это означает не то, что нам нужно прогнуться в какую-то удивительную позу перед иностранным инвестором, а то, что нужно создать ему общее ощущение того, что, вкладываясь в Россию, он заработает, - убежден эксперт. - А это значит: правильная экономическая политика, динамичный экономический рост и многое другое».
 
Кроме этого, Кобяков отметил, что дружелюбную инвестиционную среду нужно создавать для всех инвесторов. Не только иностранных, но и отечественных.
 
Комментарии экспертов

Сотрудничество на Азиатско-Тихоокеанском направлении является стратегическим для Российской Федерации. Для Москвы данное направление крайне важно, особенно в контексте дополнительных инструментов развития Дальнего Востока. Какие интересные перспективы здесь могут быть реализованы? Это, прежде всего, инфраструктурные проекты с членами АТЭС. Есть целый спектр инициатив, которые могут быть реализованы на данном направлении - начиная от транспортных проектов: расширение Транссиба, создание так называемого кольца РЖД (Сахалин, Япония, Южная Корея, Северная Корея, Россия), это создание кластеров с Южной Кореей, создание отдельных автомобилестроительных территорий с участием представителей США и Поднебесной.

Также могут быть созданы отдельные группы и свободные экономические зоны, которые могли бы стать стимулом для инвестиционного развития на Дальнем Востоке, что крайне важно с учетом сохранения кадрового потенциала этой территории. Это определенный заказ на качество образовательных услуг, на определенный вид компетенции новых сотрудников, которые могли бы работать в этой сфере. Также это могут быть строительные проекты. То есть возможностей здесь достаточно много. Наконец, это пространство, на котором возможно проведение политических и экономических проектов Москвы на внешнем контуре.
 
Что касается рисков – все-таки рядом с Дальним Востоком находится очень мощный центр силы и экономического развития. Москве необходимо понимать, что разница между экономическим сотрудничеством и экспансией проходит достаточно близко, поэтому необходимо формировать собственный цикл проектов, чтобы сохранить эти территории в экономической сфере своего влияния, и поэтому взаимодействовать с внешними инвесторами надо достаточно осторожно.
 
Прежде всего надо сделать ставку именно на современные технологии и на их экспорт, а не на доставку товаров с низкой добавленной стоимостью. Надо акцентировать внимание на развитие собственного кадрового потенциала, а не на импорт, например из того же самого Китая. То есть необходимо сформировать единую стратегию. И эта стратегия должна, с одной стороны, защищать регион от низкотехнологичной и неэффективной внешней экспансии партнеров, а с другой стороны, обеспечить возможности и перспективы для территорий Дальнего Востока и Сибири именно с точки зрения включения в современный экономический процесс. Если этот баланс будет соблюден, Дальний Восток может пережить настоящий экономический ренессанс в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В этом регионе очень бурный рост экономики, однако в этом бурном росте российская экономика участвует в очень малой степени. Она не участвует там ни высокотехнологичными промышленными товарами, ни товарами народного потребления, ни товарами сырьевыми - в очень малой степени. И в этом смысле этот бурный рост Тихоокеанского региона проходит во многом мимо нас. Это является главной причиной проведения саммита АТЭС - преодолеть это отчуждение российской экономики, российского Дальнего Востока от бурно развивающейся экономики Тихоокеанского региона.

И если все будет нормально, то одним из результатов должно стать как раз преодоление этой стены, а в конечном итоге - реализация интенсивного экономического сотрудничества. Это, по сути дела, одна из первых больших попыток российской экономики вырваться в этот регион. Пока нам не очень удается это сделать.
 
Более того, на российском Дальнем Востоке по-прежнему продолжается экономическая, социальная и даже культурная деградация (это можно определить по числу театров и кинотеатров). И если Дальний Восток российский будет пустеть, то, конечно, он будет представлять все более лакомый кусочек для какой-то внешней экспансии – демографической, экономической, или геополитической. Поэтому для нас развитие этого региона является не просто важным, желательным, но и критически важным.
 
Мы должны открыть ворота для нашего бизнеса в АТЭС. Зона свободной торговли – это такое достаточно абстрактное представление. Ни одна зона свободной торговли не является реально таковой, кроме, может быть, Евросоюза, который зовется иначе. Зона свободной торговли – это скорее территория некоторого смягчения таможенных тарифных преград. И пока у нас нет точной информации о том, будет ли подписана такая зона свободной торговли со странами АТЭС. Не стоит забывать, что российские экономические субъекты не вполне конкурентоспособны, создание зоны свободной торговли может наоборот привести к их подавлению.
 
Зона свободной торговли не очень нужна сырьевым компаниям. В то же время она является достаточно вредной для тех экономик, где не очень конкурентоспособны машиностроение и производство товаров народного потребления. У нас есть такая проблема. Но все равно развиваться надо, все равно открываться надо. И именно вот такому открытию, взаимопроникновению и служит саммит АТЭС.

В рамках форума вполне может получить развитие тема создания зон свободной торговли со странами АТЭС, в том случае, конечно, если в этом будет политическая заинтересованность всех участников организации. Еще одним условием успешных договоренностей в этой области является наличие уже выработанного механизма адекватного взаимодействия с другими организациями подобного рода, потому что здесь все-таки необходима какая-то синхронизация инициатив и повышение взаимодействия между различными, в том числе региональными, зонами свободной торговли. Здесь же нужно отметить не менее важное в этом контексте взаимодействие и с американской зоной свободной торговли НАФТА, потому как все три участника НАФТА являются в то же время участниками АТЭС. Более того, это крупный рынок, крупный источник технологий и инвестиций.

Здесь нужно учитывать главную цель России. Проявляя подобную инициативу, наша страна хочет обозначить свою возрастающую роль в мировой экономике. На такой статус Россия претендует достаточно давно, но неактивно. В последний раз с самостоятельной экономической программой российская сторона выступала только в 2009 году на саммите «большой двадцатки» в Лондоне, куда ездил Дмитрий Медведев. Тогда была озвучена программа, связанная с принятием комплексов укрепляющих мер, регулирующих нормы мировой экономики в мировой финансовой системе. И сейчас мы увидим еще попытку. Она весьма показательна, потому что, по сути, это заявка Владимира Путина как президента на то, чтобы участвовать в формировании мировой экономической зоны.

Наша страна преследует и вторую глобальную цель: улучшение инвестиционного климата внутри страны для привлечения зарубежного бизнеса. Как раз инвестиционные омбудсмены и должны решить очень сложный вопрос, связанный с инвестиционным климатом России. Я думаю, что это очень важно по той причине, что до недавнего времени регулярно высказывались мнения, критикующие нашу страну. При огромном объеме рекламы и пропаганды выгоды инвестиций в российскую экономику с точки зрения обеспечения внутреннего инвестиционного климата было не все гладко. И вот теперь Россия предлагает конкретную меру, которая способна сгладить противоречие, существующее в данной плоскости.

Сам термин «Азиатско-Тихоокеанский регион» возник в последнее десятилетие. Он воспринимается в качестве некой перспективы XXI века, что, дескать, в этом регионе и будет концентрироваться основная экономическая и финансовая активность в текущем столетии.

У меня есть альтернативная точка зрения, она имеет твердую геополитическую основу. Как известно, классики геополитики противопоставляли морские державы континентальным, и я считаю, что основным регионом развития в XXI веке имеет шанс стать Евразия. Это крупнейший континент мира, это большая часть населения мира, это наиболее динамично развивающиеся экономики мира. А если говорить про Китай, то это едва ли не самая устойчивая в социально-политическом и экономическом отношении страна. Мне кажется, основные связи будут отстраиваться именно в рамках континента Евразия. На эту мысль меня наводит еще и то, что экономический лидер прошлого столетия - Соединенные Штаты, страна, которая ныне индустриализируется, выводит производства со своей территории, имеет проблемы расового характера и в которой очень много финансовых нерешенных проблем, задолженностей и т.д. 

Этот регион утрачивает свое место в геоэкономическом мироустроойстве. С другой стороны, Китай - это поднимающаяся сила, которая уже сопоставима по своему экономическому потенциалу с США. Китай, несомненно, обладает колоссальными амбициями, особенно в свете того, что население его раз в пять превышает американское. Для того, чтобы добиться того же уровня жизни, как в Америке, у китайцев есть огромный потенциал.
 
Я думаю, что саммит АТЭС может иметь ключевое значение для всех стран региона и для России в особенности, если мы действительно ставим перед собой задачу встраиваться в мировые процессы как активная, а не как пассивная сила. Саммит можно будет назвать успешным, если мы будем рассматривать его не просто как средство повышения собственного имиджа, а как стратегическую перспективу России и всего евразийского континента. Я чрезвычайно высоко оцениваю значение и потенциальные шансы форума, который сейчас начинается.
 
То, что проблему улучшения инвестклимата в России нужно решать – очевидно. Но средства, которыми ее пытаются решать, мне кажутся неверными. Действовать через ручное управление (создание института уполномоченных и есть ручное управление) - это довольно бессмысленная вещь. Нужно создавать дружелюбную инвестиционную среду, то есть среду, которая была бы дружелюбна по отношению ко всем инвесторам, не только иностранным, но и к отечественным.
 
В действительности нужно решать проблемы упрощения процедуры регистрации бизнеса и много-много других проблем. А создание института каких-то специальных людей, которые будут решать исключительно вопросы того или иного бизнесмена или инвестора, мне представляется довольно унылой и в долгосрочном плане несостоятельной. В России, действительно, кадры решают все, но, тем не менее, когда решается стратегический вопрос, нужно его решать стратегическими методами.
 
Поэтому создание института уполномоченных – это только лишь одна маленькая нота в той симфонии, которую еще предстоит сыграть на этом поле, чтобы всерьез улучшить инвестиционный климат в России, сделать его благоприятным. А это означает не то, что нам нужно прогнуться в какую-то удивительную позу перед иностранным инвестором, а то, что нужно создать ему общее ощущение того, что, вкладываясь в Россию, он заработает. А это значит: правильная экономическая политика, динамичный экономический рост и многое другое.
3 ноября 2020 Новости
Объём производства высокоэкологичного бензина «Евро-6» на Рязанском НПЗ «Роснефти» превысил 1 млн тонн
 Объём производства высокоэкологичного бензина «Евро-6» на Рязанском НПЗ «Роснефти» превысил 1 млн тонн Рязанский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), крупнейший нефтеперерабатывающий актив «Роснефти», произвёл более 1 млн тонн бензина марки «Евро-6» с улучшенными экологическими и эксплуатационными свойствами.
1 июня 2018 Новости  Алло, я по объявлению: как западные спецслужбы меняют подход в наборе кадров В Сети начинают появляться наглядные доказательства того, что западные спецслужбы полностью меняют стратегию рекрутинга кадров — вместо привычных методов вербовки они используют социальные сети и рекламу на телевидении. 13 апреля 2018 Новости  СМИ и соцсети помогут авторам телеграм-каналов Социальные сети и традиционные СМИ после решения суда о блокировке Telegram решили поддержать авторов, которые ведут популярные телеграм-каналы.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".