Комментарий
1058
17 июля 2023 14:23
ШОС: от национальных интересов к многосторонним выгодам
политологАлександр Коньков Недавний саммит ШОС, несмотря на онлайн-формат, обратил на себя внимание тем, что проводился впервые за пределами изначальной «шанхайской шестёрки» стран-основательниц. Индия, лишь недавно вошедшая в организацию наряду с Пакистаном, в рамках своего пилотного председательства сформулировала разнонаправленные приоритеты, претендующие на перезагрузку дальнейшего видения объединения, что вполне соответствует и обновляющейся российской внешнеполитической повестке.ШОС для России
В чём искомый эффект ШОС для России на новом этапе?
Во-первых, это наиболее удобный механизм «разворота на Восток», в котором формируется уже не просто восточно-, но и юго-восточно-центростремительная гравитация взаимной тяги. ШОС представляет собой укоренившуюся платформу для продвигаемого Россией Большого Евразийского партнёрства (Большой Евразии) с ярко выраженным духом многосторонности, где нет очевидного лидера, но есть устойчивая общая направленность.
Здесь создано множество межведомственных горизонтальных советов и совещаний — от глав правительств, генеральных прокуроров и секретарей совбезов до министров транспорта, культуры, образования и глав регионов. Весьма внушительная политическая инфраструктура ШОС, вместе с тем, пока не предоставляет достаточных эффектов для перехода количественного роста в качество формирующего свой особый продукт пространства, и об нельзя не помнить.
Во-вторых, это саморазвивающийся формат разноскоростной интеграции, всё более востребованной в условиях разнонаправленных обязательств, проистекающих для стран из их другой, «внешосовской» жизни.
За счёт градации и развития различных форм участия в ШОС (не только государства-члены, но и наблюдатели, и партнёры по диалогу) удалось уже вовлечь во взаимодействие более 20 (с учётом озвученных заявок — более 30) стран центрально-юго-восточного субконтинента Евразии.
При этом накапливаемая в ШОС база соглашений о партнёрстве с ведущими глобальными и региональными объединениями (ООН, МККК, АСЕАН, СВМДА, СНГ, ОДКБ, ОЭС) позволяет гармонизировать и взаимоувязывать большинство реализуемых с разных сторон приоритетов. Это становящаяся всё более востребованной компетенция в международных отношениях — с учётом, например, повсеместной для западоцентричного мира практики «дружбы против».
В-третьих, и точно не в последнюю очередь, ШОС — это всё-таки организация по укреплению безопасности. Изначально создававшаяся именно для выработки соответствующих механизмов, она так и не пошла по пути формирования военного блока, что предопределило, с одной стороны, ту самую многосторонность внушительного набора стран и объединений, не обременяемых в данном случае союзнической дисциплиной, а во-вторых, растущую синергию направлений деятельности, ширящихся вслед за меняющимся смыслом современной безопасности.
Предложенная Индией «SECURE SCO» — это не только «Безопасная ШОС», но и аббревиатура SECURE, вбирающая целый набор разнонаправленных инициатив, формирующих более комплексную трактовку безопасности в её динамично меняющемся звучании. В частности, заявленное именно Индией среди направлений уважение суверенитета наделяет ШОС принципиально новой опцией уверенного геополитического самопозиционирования в качестве защитника любых стран доброй воли. Этот посыл можно и нужно развивать — уже сегодня важно не упустить его в повестках последующих председательств.
Сценарии многосторонности
В условиях дальнейшего продвижения сотрудничества внутри «экосистемы» ШОС можно обозначить ряд условных сценариев, по которым могло бы выстраиваться дальнейшее развитие организации:
- Сценарий «ОБСЕ» — поиск общих принципов и стандартов взаимодействия государств в Евразии, базирующихся, в частности, на незыблемости суверенитета и реализующих навыки конфликтного урегулирования. При наличии чёткой политической воли, он может реализоваться весьма оперативно — в рамках даже одного года — не дожидаясь появления новых государств-членов с возможными особыми мнениями.
- Сценарий «НАТО» — формирование полноценного военно-политического формата сотрудничества. Сегодня, кажется, наименее вероятен в силу самой природы ШОС, однако усиление военной активности США и их союзников в АТР не позволяет исключать иные модальности внутрирегиональной координации в условно-среднесрочной перспективе 3-5 лет.
- Сценарий «Африканский союз» — превращение в универсальное зонтично-координирующее сообщество совместного поиска подходов к преодолению вызовов. Возможен в условиях сохраняющегося дефицита реально работающих горизонтальных связей уже в самое ближайшее время — если прекратится приём новых членов, а готовности к прорывным решениям так и не возникнет.
- Сценарий «РИК+» — развитие многостороннего механизма по выработке и согласованию решений общих проблем в формате масштабированного треугольника «Россия-Индия-Китай». Наиболее желателен для ключевых участников, но пока во многом сложен. В условиях состоявшегося первого председательства в ШОС Индии открывается краткосрочное окно возможностей, использование которого, вместе с тем, вероятно, будет оставаться в руках Китая.
- Сценарий «Незападный блок» — реактивное развитие сугубо «оборонительных» интенций объединения, движимое повесткой западных инициатив (AUKUS, QUAD с участием Индии, приход НАТО в регион и др.). Обусловлен даже не столько Западом как таковым, сколько возможным усилением «тяжеловесности» самой ШОС и впадением в зависимость от инерции массового мышления. Уже сегодня именно такой имидж организации, созданный для неё глобальными медиа, сказывается на более осторожных темпах взаимодействия между участниками.
- Сценарий «G8» — усиление «клубных» начал в организации, способствующих замкнутости на постоянных внутриорганизационных интересах. Подобные риски возникают уже сейчас, когда признаки нерешительности и топтания на месте проявляются не столько в ходе саммитов как таковых, сколько в нерасторопности горизонтальных (межведомственных) связей, не формирующих пока тех самых публичных эффектов от членства в объединении.
Национальные приоритеты
Совершенно очевидно, что ни сам перечень сценариев не носит закрытого характера, ни их содержание не привязано к уже имеющимся в мире моделям. Однако переход ШОС к новому качеству совместной деятельности будет требовать определённости организационного инструментария, и чем яснее будет согласие по поводу целей и средств, тем эффективнее станет само сотрудничество и контуры нового миропорядка, в результате его возникающие. От стратегии российского участия в организации, с которой также надо чётче определиться, здесь будет многое зависеть.
Десять лет назад Президентом была утверждена Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС, в которой определялись цели и задачи участия, формулировались конкретные области взаимодействия и механизмы реализации российских приоритетов. Возможно, подобный документ имело бы смысл разработать и в отношении ШОС, чтобы как государственные, так и негосударственные структуры, не растекаясь мыслью по древу, могли целенаправленно продвигать российскую повестку многостороннего сотрудничества в регионе. Недавно утверждённая Концепция внешней политики, несмотря на неоднократное упоминание ШОС, рассматривает её в ряду иных форматов и без столь востребованной в текущем моменте конкретики, хотя и отмечает необходимость «совершенствования деятельности Организации с учетом современных геополитических реалий».
Предложенные в рамках индийского председательства направления сотрудничества в объединении, включая упомянутое внимание к уважению суверенитета, а также инициативы в торгово-экономической сфере, могли бы послужить объективной основой для формулирования актуальных российских приоритетов. ШОС должна стать понятным ориентиром долгосрочного укрепления безопасности в Евразии через те направления, которые представляются важными для вовлечённых государств и исходя из реальных сценариев развития текущего сотрудничества.
21 мая 2024
Новости
Кризис Зеленского: эксперты о главных политических событиях
С какими проблемами Зеленский и его Офис
столкнутся после 20 мая, когда истекает срок его президентских полномочий, и какие риски обостряются в связи с этим? Противостояние с Западом «в полном разгаре», заявил глава МИД Сергей Лавров, признав, что Европа не будет партнером для России как минимум на одно поколение. Что это значит для актуальной картины мира?
20 мая 2024
Главное
Высокий уровень доверия: эксперты о визите Путина в КНР
Путин в ходе визита в Китай, состоявшегося
16-17 мая, «рассчитывал на получение большей поддержки» в условиях санкций и проведения СВО, отмечают эксперты американских и британских аналитических центров.
12 июня 2024
Анонс
День России
12 июня по всей стране пройдут мероприятия,
посвященные Дню России.