Статья
2650 21 октября 2010 0:00

Собянин стал мэром Москвы

Сергей Собянин вступил в должность мэра Москвы.

Председатель Мосгордумы Владимир Платонов на официальной церемонии инаугурации сказал, что после того, как Собянин прочитал текст присяги, он официально стал мэром Москвы.

На инаугурации присутствовал президент РФ Дмитрий Медведев,  который выразил уверенность, что Сергей Собянин не только сохранит ту планку, которая была достигнута в Москве по уровню жизни, но и поднимет уровень жизни москвичей. «Это непростая задача. Но для этого, я уверен, у вас есть все необходимые качества, и я уверен, что вы будете, что называется, круглые сутки заниматься именно этими задачами», - сказал Дмитрий Медведев.

Глава государства подчеркнул, что новый мэр Москвы будет заниматься и решением проблем людей старшего поколения. «Это, может быть, должно быть одним из самых важных направлений вашей деятельности», - заявил президент.

«Вы будете заниматься молодежью, вы будете помнить о молодых семьях, которые создаются в Москве, которые хотят получить новое жилье, причем жилье по нормальным ценам. Вы будете заниматься большим количеством государственных служащих, у которых относительно скромные возможности, проблемами бюджетников, для того чтобы сделать их жизнь в Москве более комфортной», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Официально вступив в должность, мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что намерен поддерживать диалог со всеми политическими партиями, общественными организациями и религиозными конфессиями. По его словам, «Москва - общий дом для всех нас, в нем должны царить согласие и гражданское единство». «Нас объединяют общие ценности и общие надежды на лучшее будущее», - сказал мэр Москвы. Сергей Собянин пригласил всех москвичей к широкому совместному обсуждению стоящих перед столицей задач, «конкретных шагов, призванных вывести Москву на новый уровень развития».

Мэр убежден, что российская столица должна сохранить свой архитектурный и исторический облик. «Мы должны сохранить неповторимый исторический и архитектурный облик столицы, ее природные парки и зеленые зоны», - сказал Сергей Собянин. По его словам, в городе необходимо создать такую атмосферу, чтобы каждый человек в Москве мог реализовать свои идеи или проект, свои способности к творчеству или бизнесу.

Он подчеркнул, что мэрия Москвы и федеральные органы власти должны работать вместе в тесном контакте, «чтобы мы могли эффективно решать проблемы москвичей, обустраивать Москву и как столицу нашей Родины, и как крупнейший экономический, образовательный, научный и культурный центр нашей России».

Среди приоритетов свой работы Сергей Собянин назвал повышение эффективности социальной политики, повышение стандартов жизни, модернизацию систем образования и здравоохранения в интересах москвичей, решение транспортных проблем, сооружение дорог и транспортных развязок, станций метро. Сергей Собянин подтвердил, что намерен бороться с коррупцией и «бюрократической косностью», будет добиваться повышения ответственности руководителей и рядовых чиновников.

Ранее Мосгордума утвердила Сергея Собянина в должности мэра Москвы. Новый глава города, получивший полномочия на пять лет, сосредоточится на решении социальных, экономических, транспортных и инфраструктурных проблем российской столицы.

На прошедшем внеочередном заседании Мосгордумы Сергея Собянина депутатам представил руководитель администрации президента Российской Федерации Сергей Нарышкин, передает корреспондент «Актуальных комментариев». «На всех постах он проявил качества лидера и управленца, способного сплотить вокруг себя людей. Сергей Семенович обладает опытом законодательной работы, он являлся членом Совета Федерации. Вы хорошо знаете его работу и на руководящих постах. Высокий уровень профессиональной подготовки позволит ему решать важные для Москвы вопросы. Правительство Москвы сможет эффективно наладить взаимоотношения с федеральным центром», - отметил Нарышкин и попросил утвердить данную кандидатуру на пост мэра города.

Затем с докладом выступил сам Сергей Собянин. Кандидат в мэры очертил круг насущных проблем столицы, на решении которых он намерен сконцентрироваться. Большую часть своего выступления он посвятил экономическим вопросам. Будущий мэр выступил за детальный анализ бюджета города. По его мнению, текущие расходы были чрезмерны, что отразилось на инвестиционной политике Москвы. «По сравнению с 2008 годом, инвестиции сократились в два раза и сегодня составляют 10% бюджета. Такая структура бюджета соответствует депрессивным регионам», - отметил Сергей Собянин.

Он объяснил, что такой шаг был вызван желанием стимулировать рост доходов, однако в нынешней конъюнктуре рынка рассчитывать на это не приходится. Поэтому, если не заняться инвестиционной политикой, то Москва рискует перестать развиваться вообще, считает Собянин. «В Москве нужно провести такую же бюджетную модернизацию, как это было сделано с федеральным бюджетом», - убежден он. «Доля социальных расходов в бюджете Москвы составляет 50%. Это надо сохранить. Инвестиции в человека являются приоритетными», - заявил Сергей Собянин. Он пообещал не только сохранить уровень социальных выплат, но и  увеличить их.

Социальную тему Сергей Собянин продолжил анализом образовательной сферы города. Он отметил, что в Москве традиционно высоки результаты успеваемости в школах, работают квалифицированные учителя, которые получают достойную плату за свой труд. «Зарплата московского учителя достигает 40 тысяч рублей», - сообщил Сергей Собянин. «При этом 40% москвичей недовольны системой образования в городе, многие школы требуют капремонта», - констатировал кандидат в мэры. Он предложил родителям и ученикам активнее участвовать в жизни школ, в процессах самоуправления образовательными учреждениями.

Что касается здравоохранения, то Москва должна обеспечить высокий уровень медицины не только для москвичей, но и для жителей других регионов. «Мы можем сделать здравоохранение ведущей отраслью городского хозяйства», - уверен Сергей Собянин.

Отдельной темой выступления стала градостроительная политика. По мнению Сергея Собянина, нельзя продолжать застраивать каждый свободный квадратный метр в городе. Строить нужно, но не в ущерб интересам москвичей. «Приоритетом должны стать гостиницы, центры отдыха, спортивные сооружения», - сказал выступающий.

Отвечая на вопросы депутатов Мосгордумы, которые последовали по окончании его речи в Мосгордуме, Сергей Собянин рассказал о своем видении взаимодействия Москвы с федеральным центром.

«Москва должна стать продолжением федеральных программ. Необходимо ощущение совместной работы городских и федеральных властей», - убежден Сергей Собянин.  При этом, наведя порядок в собственном бюджете, можно будет с большей уверенностью при необходимости рассчитывать на финансовую поддержку из центра.

Депутаты задали Сергею Собянину вопрос о сотрудничестве с Севастополем, будет ли Москва продолжать строительство объектов в этом городе. «Севастополь остается предметом сотрудничества, мы должны выстраивать партнерские отношения с Украиной», - сказал новый мэр Москвы.

По его мнению, приоритетными будут проекты в самой Москве, но это не значит, что московский бизнес не должен развиваться на других территориях.

Как сообщали ранее «Актуальные комментарии», Сергей Собянин в ходе публичных встреч за последние дни с политическими силами города и общественностью сделал ряд знаковых заявлений о своем видении дальнейшего развития Москвы.

В частности, Сергей Собянин призвал московское отделение партии «Единая Россия» участвовать в выработке направлений и программ столичного правительства по различным направлениям.Так, по словам Собянина, «единороссы» могут оказать содействие в дальнейшем развитии социальной политики в городе, в борьбе с коррупцией и излишними административными барьерами, в улучшении инвестиционного климата, а также по многим другим направлениям.

«Надеюсь, что партийная организация останется надежной опорой в решении социально- экономических задач», - добавил он. Собянин отметил также, что знает о проблемах, связанной с реформой ЖКХ в городе, в первую очередь, о злоупотреблениях при создании ТСЖ и управляющих компаний. Он сказал: «Мне показалось, это достаточно массовое явление, массовая проблема». Собянин признался, что не раз и не два на своих встречах в новом качестве слышал о проблемах в жилищно-коммунальном хозяйстве столицы. «Партии под силу взять под особый патронаж функционирование этих структур (ТСЖ и управляющих компаний)», - отметил Собянин.

Напомним, что из пяти предложенных партией «Единая Россия» кандидатур на пост мэра Москвы после отставки Юрия Лужкова с этой должности, президент России остановил свой выбор на вице-премьере РФ Сергее Собянине. 16 октября Дмитрий Медведев сообщил, что решил внести для рассмотрения в Мосгордуму именно его кандидатуру.

После выдвижения Сергея Собянина на должность мэра первый заместитель руководителя администрации президента РФ Владислав Сурков заявил в интервью газете Взгляд, что «остановив свой выбор на топ-менеджере "Единой России", на стопроцентном единороссе, президент фактически подчеркнул, что вполне доверяет этой партии, и что она по-прежнему является партией его единомышленников».

По мнению Суркова, с приходом в Москву нового руководителя «наладится совершенно необходимое для решения многочисленных проблем столичного города полноценное и всестороннее взаимодействие с федеральным центром».

Предыдущее столичное руководство «вело себя крайне провинциально». «Черты этой провинциальности проявлялись и в методах управления, и в архитектурных недоразумениях. И в специфической фронде. Учащались внезапные, эмоциональные и слабо мотивированные наскоки на центр: то с идеей развесить по всей Москве портреты Сталина, то выборы губернаторов вернуть, то Речник разрушить», - сказал Сурков.

«Новый мэр – креатура президента Медведева. Человек, отвечавший за организацию его избирательной компании. И к тому же – имеющий очень ценный опыт работы в администрации и правительстве Владимира Путина. Для него конституционный принцип единства исполнительной власти, единства ее федерального и регионального уровней – не просто слова. Это – повседневная, сама собой разумеющаяся норма государственной службы», - отметил он.

Также, по мнению первого замруководителя администрации президента РФ, в политической жизни Москвы значительно возрастет роль «Единой России». «Не в административном измерении - здесь и так дальше некуда - а именно в политическом. Повысится не количество, а качество влияния. Будет больше контактов и живой работы и не только с опекаемыми государством социальными группами, но и со свободными, независимыми от бюджетной помощи средами», - сказал Владислав Сурков.

По его мнению, кандидатура Сергея Собянина – самая «партийная» из отобранных президентом. «Он не просто сторонник «Единой России», он представитель ее высшего руководства. Он входит в состав Высшего Совета, а это - вершина партийной иерархии. Он отличный политтехнолог и укрепит позиции партии в Москве», - отметил Сурков.

Комментарии экспертов

С приходом Собянина на должность мэра возникает вопрос не о том, сработается ли он с Московским отделением «Единой России», а наоборот, сработается ли отделение с Собяниным. Если не сработается, то возможны какие-то изменения. Отделение партии отличается значительным консерватизмом в своей работе. Раньше его работа была успешно замкнута на мэра Москвы Лужкова, теперь оно должно быть более самостоятельно. Отделение должно быть более активно, пользоваться большим доверием, а для этого нужны реальные дела.

Планы, озвученные Собяниным, базируется на реальной ситуации в городе, на тех реальных проблемах, которые есть и которые наиболее очевидны для горожан, которые, в том числе и согласно социологическим опросам, являются наиболее болезненными. Это и транспортная проблема, и проблема коррупции, и то, что волнует значительные слои населения в Москве – социальная политика и стабильность всех социальных программ, которые есть.

Сфера ЖКХ – это вообще основополагающая вещь для любого города, и Собянин, который имеет опыт в том числе и городского управления, прекрасно это понимает. С другой стороны, это довольно серьёзный клубок вопросов, касающихся и тарифной политики, и управления жилым фондом, и программ капитального ремонта. Это касается каждого, потому что каждый москвич живёт в квартире. И все эти проблемы, начиная от тарифов и заканчивая капитальным ремонтом, управляющими компаниями и т.д. – очевидны.

Я бы сказал, что, с одной стороны, программа Собянина базируется на тех политических приоритетах, которые в настоящее время есть в развитии Москвы – задача, чтобы Москва в большей степени взаимодействовала и развивалась в едином потоке, в единой логике со страной, с федеральным центром. Естественно, здесь присутствует то, о чем фактически говорил президент, то есть та же социальная политика, те же вопросы борьбы с коррупцией, решение транспортных проблем, большее участие Москвы в модернизации.

С другой стороны, это программа, которая базируется на объективной ситуации в городе, на тех объективных вопросах, которые наиболее волнуют москвичей.

Возможно, Сергей Собянин свою программу дополнительно конкретизирует, тем более что уже накануне он говорил и о проблемах рынка труда в Москве, которые тоже достаточно существенны и, кстати говоря, связаны с ещё одной ключевой для Москвы проблемой – вопросом миграции и её регулирования.

Я думаю, что, возможно, зайдёт речь и об экологии – это тоже проблема, которая волнуют людей. Она связана и с транспортной проблемой,  и с точечной застройкой.

Социальная инфраструктура, проблема детских садов тоже стоит очень остро.

Что касается того, как быстро от Собянина будут ждать результатов, то здесь есть такой политический обычай, который заключается в том, что первые 100 дней – это время, когда не принято критиковать и не принято даже оценивать и делать какие-то выводы. Это время, которое по этой политической традиции даётся на то, чтобы войти в курс дела, наладить работу, организовать какие-то проекты и т.д. У Собянина эти 100 дней обязательно будут. За это время все будут присматриваться к его деятельности. Логично, что на каком-то более-менее ощутимом промежутке времени можно будет сделать первые выводы.

Для каких-то выводов по поводу того, что изменилось, в каком направлении идёт развитие, и для более серьёзных обобщений есть ближайший 2011 год. Сейчас есть важная заявка на то, чтобы ещё раз посмотреть на бюджет города, определиться экономической политикой. Надо учитывать, что этот ближайший 2011 год завершается выборами в Госдуму, а потом и выборами президента. И этот период – год работы, плюс выборы, в том числе как некий политический индикатор – и будет важным моментом для стратегических оценок.
 

Собянин был самой сильной кандидатурой из всех предложенных президенту, поэтому он был ожидаемым. Это единственный человек, который из всех, кто был назван, самостоятельно проделал все виды карьеры – и в представительной власти, и в выборно-исполнительной власти, и в вертикали назначаемой власти. То есть, он всюду поднялся до верха, используя качества публичного политика, которые он проявил у себя в Тюмени и в роли губернатора, и в роли бюрократа, то есть управленца. Это, конечно, самая сильная кандидатура. Поэтому, я думаю, что премьеру было трудно с ней расстаться.

Но Москва – это тоже крепкий орешек. И всего, что знал Собянин до сих пор, будет недостаточно для того, чтобы преуспеть на этом поле, поскольку здесь огромные, но чрезвычайно запутанные ресурсы, полностью запутанная и непрозрачная система прохождения сигнала, а собственность смешана таким образом, что нельзя найти собственника. Ну и, конечно, будет скрытое сопротивление всех тех, кто стремится просто запутать дела, чтобы не отвечать за то, что уже было сделано.

Город фактически стоит в колоссальной миллиардной пробке. У него огромный долг, который придется выплачивать. Есть и иные проблемы Москвы, созданные предыдущим руководством. Та же коррупция, которая все эти проблемы лишь усугубляет. То есть москвичи уже один раз заплатили в федеральный бюджет за решение вопроса в Москве, а теперь эти вопросы придется решать по-новому, заплатив еще больше, потому что транспортную проблему в Москве малыми деньгами не решишь.

Ну и сами москвичи – это проблема любого мэра. Москвичи привыкли к старому мэру, даже при всем при том, что у них не было иллюзий по поводу чистоты рук мэрской семьи. Но они очень придирчивы, а Собянин в последние годы скрылся с арены публичной политики. Москвичи его плохо знают, а это значит, что будет необходимо наладить разговор с городом. Настоящий, а не показной разговор, столь любимый во времена Лужкова. Это будет сложно проделывать такому крепкому управленцу, но сдержанному человеку как Собянин. Он вряд ли захочет театрализовать процесс управления городом, как это делал бывший мэр. Значит, ему придется вырабатывать свой стиль, при этом находясь под шквалом критики, а ее будет все больше и больше. Как верно заметил видный эксперт по Москве Вячеслав Глазычев, быстро решить проблемы застройки и движения в Москве можно только с помощью взрывчатых веществ. Быстро ничего не решится. Так что, я думаю, что Собянин вскоре обнаружит для себя много неожиданного.

Есть нечто общее у Москвы и Тюмени... То есть, не похоже практически все, кроме одного. В Тюмени энергоносители бьют из-под земли, и нужно их оттуда только достать, то есть благосостояние области базируется на трубе с большой буквы. И в Москве, как ни странно, тоже. Только в столице это - финансовая труба. Через Москву идут деньги всей страны – из страны и в страну. Это, в каком-то смысле, тоже почти естественный поток. Только надо навести хотя бы некоторый порядок в бюджете и финансовой политике города, да и в транспорте. Я думаю, что это даст довольно быструю отдачу, поскольку деньги все равно никуда не уйдут.

Сергей Семенович Собянин, конечно же, не волшебник. Но есть две темы, где, наверное, ему придется волшебником стать. Это московские пробки, которые уже просто не дают жить москвичам. Если Собянин с этой задачей справится, ему смело можно будет ставить памятник в городе Москве, как градоначальнику, который решил такую сложнейшую проблему.

Вторая тема, где нужно проявить способности кудесника – это московская коррупция. Москва – город огромных возможностей и огромных денег. И сообразно этому здесь и уровень коррупции, наверное, отличается от ситуации в целом по России. Поэтому, если не победить коррупцию, то, по крайней мере, нанести ей смертельный удар, загнать ее далеко-далеко…– это задача, которая стоит перед Сергеем Семеновичем, как первоочередная.

Собянин – человек системный, в меру жесткий, последовательный и при этом очень честный. Мне кажется, если он возьмется и поймет при помощи, каких рычагов надо эти проблемы решать, то результат будет.

Если обозначить первичную повестку Собянина каким-то одним словом, то я бы назвал это дефеодализацией Москвы, потому что Москва превратилась в своего рода государство в государстве, или, как раньше было, город-государство, причём это город-государство, который представлял собой личную вотчину определённой семьи, в котором власть и собственность были фактически тождественны.

Чтобы эту ситуацию преодолеть, необходимо реинтегрировать московскую власть в систему единой исполнительной власти страны. Во-вторых, необходимо начать длительный, болезненный и сложный процесс разделения власти и собственности в столице. Как мне кажется, это политическая основа, каркас курса.

У Собянина есть поддержка федерального центра, навыки управленца, опыт работы на разных уровнях власти и в разных качествах. Пока у него не хватает доверия москвичей, потому что он не был публичным политиком, и внимание и интерес многих людей к этой фигуре были прикованы уже в момент его представления.

Я думаю, что сейчас те акценты, которые уже начинает расставлять Собянин в том, что касается развития города, - это прежде всего выстраивание коммуникации с жителями города и с активными общественными средами – это крайне важно. Это не является просто внешним элементом, который должен обеспечить поддержку принимаемых где-то в верхах решений, это должно стать частью процесса выработки решений, эта коммуникация с обществом и с его активными группами.

В частности, мне представляется важным и обнадёживающим примером то, что в качестве одной из таких основных целевых групп были выбраны профсоюзы, на встрече с которыми Сергей Собянин озвучил одну из самых болезненных для москвичей проблему – проблему переизбытка низкоквалифицированной рабочей силы, нелегальной и легальной тоже, которая архаизируется в городскую среду и городской рынок труда.

Признано то, что приоритет на рынке труда должны иметь жители города. На самом деле это серьёзнейшее политической заявление, особенно со стороны нового мэра, который именно сейчас расставляет акценты. Потом ещё много будет сказано и сделано, но эти первые заявления имеют особый вес. Это пример тех шагов, которые могут создать доверие между новым руководителем столицы и жителями и активными общественными группами.

На меня большое впечатление произвела речь Сергея Собянина в Мосгордуме. Очень важно то, что он поставил человека – москвича – в центр будущей политики мэрии.

Партия «Единая Россия» всегда задавала этот приоритет. Не всегда чиновники на местах понимали это как стратегическую установку. Результат - слышимость гражданского общества в той же Москве снижалась. Город все более развивался не в интересах жителей. Итог печален - Москва движется скорее в сторону не Вены, Стокгольма, Портленда или Бильбао, а в сторону Лос-Анджелеса - города без пешеходов и улиц, то есть города не комфортного для проживания, города для работы, для офисов, для чиновников, но не для москвичей, города, где неуютно и трудно жить людям. А инвалидам вдвойне и тройне.

Важно, что Сергей Собянин особое внимание уделил проблемам людей, попавших в сложную жизненную ситуацию - детей-сирот, безнадзорных, а также созданию «комфортной среды для инвалидов». Важно, что он высоко оценил потенциал москвичей как активной части гражданского общества. В обустройство Москвы, в диалог о стратегии её развития новый мэр намерен активно привлекать общественные организации и волонтеров. Он сообщил, что в ближайшее время правительство Москвы должно подписать соглашения с основными организациями инвалидов, работающими в столице.

Партия «Единая Россия» системно выстраивает работу с общественными организациями. Уверен, что с приходом нового мэра эта работа только усилится. Это позволит укрепить коммуникации между москвичами и властью. И нашей партии здесь отводится ключевая роль.

16 сентября 2024 Новости  Спокойный финал: эксперты о завершении кампании в Мосгордуму Выборы в Москве прошли по консервативному сценарию, говорится в докладе Центра политической конъюнктуры «Столичный образ: восприятие выборов в Мосгордуму в СМИ, соцсети и мессенджере». Эксперты отмечают, что общая тональность кампании была спокойной. 12 сентября 2024 Новости  Провал оппозиции: эксперты о повестке выборов в Мосгордуму Основными темами сообщений в СМИ, ВК и Telegram, посвященных выборам в Мосгордуму на прошедшей неделе, стали само голосование и процесс подведения его итогов, говорится в еженедельном докладе Центра политической конъюнктуры. Однако, несмотря на повышение интенсивности повестки, сама она оставалась гомогенной. 5 сентября 2024 Новости  Выборы близко: эксперты о ходе кампании в Мосгордуму Заключительная неделя перед выборами в Мосгордуму характеризуется обострением дискуссии о способах, с помощью которых москвичи могут принять участие в выборах. Также наблюдается увеличение числа сообщений о ДЭГ, электронном и офлайн голосовании. Об этом говорится в еженедельном докладе Центра политической конъюнктуры «Столичный образ. Восприятие выборов в Мосгордуму в СМИ, соцсети и мессенджере. Выпуск № 11».
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".