Союзный газ
Высший государственный совет Союзного государства провел заседание в Москве.
По его итогам подписаны два межправительственных соглашения и три коммерческих контрактов в энергетической сфере, которые регулируют условия дальнейших поставок российского газа в Белоруссию и транзита по территории Белоруссии, а также приобретения «Газпромом» акций «Белтрансгаза».
Пакет двусторонних документов по развитию сотрудничества в топливно-энергетической сфере между Россией и Белоруссией позволит укрепить энергобезопасность соседних государств, заявил президент России Дмитрий Медведев, открывая мероприятие.
«Я рассчитываю, что эти документы позволят не только обеспечить растущий спрос белорусских потребителей энергосырьем, но и укрепить энергобезопасность наших соседей, придать серьезный импульс торгово-экономическому сотрудничеству», - сказал российский президент.
Перед заседанием главы России и Белоруссии обсудили газовые вопросы на двусторонней встрече.
Накануне сообщалось, что ОАО «Газпром» полностью получит белорусский «Белтрансгаз».
Напомним, в 2007–2010 годах Газпром уже выкупил 50% белорусского предприятия частями за 2,5 млрд долларов. Весной «Газпром» заинтересовался предложением Минска докупить оставшиеся 50% «Белтрансгаза», которую белорусская сторона оценила также в 2,5 млрд долларов.
Теперь взамен за вторые 50% Белоруссия получит газ по сниженной цене.
Подтверждение этому еще до подписания документов пришло от российского правительства.
Цена на российский газ для Белоруссии в первом квартале 2012 года составит $164 за тысячу кубометров, сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин. «На следующий год при средней планируемой цене около $400 до за 1000 кубометров для европейских потребителей Белоруссия будет платить нам в первом квартале $164 с тысячи кубов», - сказал Путин на заседании президиума правительства, передаёт «Интерфакс».
По его словам, в 2011 году стоимость российского газа для Минска составляет 244 доллара за тысячу кубов. «Белоруссия получит так называемую интеграционную скидку и в течение нескольких лет выйдет на равнодоходные цены, до 2014 года», - отметил глава правительства.
«При этом мы договариваемся о том, что российская компания "Газпром" приобретает все 100% "Белтрансгаза", то есть газотранспортной системы Белоруссии. Это большой вопрос, который урегулирует наши отношения с Белоруссией на годы вперед и позволит обеспечить безусловный транзит через белорусскую территорию наших энергоносителей потребителям в Западной Европе», - сообщил Путин.
Такие параметры и содержаться в подписанных сегодня документах.
Премьер также заявил, что Россия готова предоставить Белоруссии кредит для строительства АЭС в объеме до 10 млрд долларов, с использованием этого кредита в течение 10 лет и с погашением в течение 15 лет.
Как стало известно, соответствующее соглашение также было сегодня подписано.
Напомним, что Россия и Белоруссия в марте подписали межправсоглашение о сотрудничестве в строительстве первой в республике АЭС. Её строительство будет вести ЗАО «Атомстройэкспорт». Станцию мощностью 2,4 ГВт планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году, она будет располагаться в Гродненской области близ поселка Островец.
Что касается будущего самого Союзного государства, то на заседании на эту тему высказался президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Когда мы договаривались с Дмитрием Анатольевичем Медведевым о проведении Высшего Госсовета Союзного государства, мы решили, что не будем гробить проект Союзного государства, необходимо его развивать», - заявил белорусский президент.
Как считает Лукашенко, «сегодня нам надо серьезно задуматься о роли и месте Союзного государства и его институтов в общей архитектуре интеграции».
Президент сообщил, что в ходе двусторонней встречи с Медведевым были обсуждены современные вызовы, «которые возникают перед нашими государствами». «Вызовы большие, мы пришли к единому мнению, что кто-кто, но Белоруссия и Россия должны быть вместе», - заявил он.
Лукашенко отметил, что всегда отдавал должное России в развитии интеграционных процессов. В этой связи президент обратил внимание на успехи в развитии процесса интеграции на постсоветском пространстве в последнее время – в частности, принятия декларации о Евразийской экономической интеграции
По словам Лукашенко, в рамках Союзного государства было «немало сделано» для создания Евразийского союза. При этом он акцентировал внимание на том, что Союзное государство – это «не только экономический, но и военно-политический союз», передаёт «Интерфакс.
Подписанные сегодня газовые соглашения между Россией и Белоруссией закрыли тему «газовых войн» между двумя государствами. Об этом заявил, со своей стороны, глава Минэнерго Сергей Шматко.
«"Газпром" стал стопроцентным владельцем транспортной сети "Белтрансгаза", и в этой части "Газпром" будет по своей системе поставлять газ непосредственно на территорию Европы», - рассказал Шматко журналистам.
Отвечая на вопрос, означают ли подписанные соглашения то, что так называемые «газовые войны» между РФ и Белоруссией позади, министр ответил положительно. «Это однозначно. На этом поставлена большая жирная точка», - подчеркнул Шматко.
События прошлого года показали, что Евросоюз не так уж и рад видеть среди своих союзников Белоруссию, и что та критика, которую Европа адресовала белорусскому руководству по поводу соблюдения или не соблюдения прав человека и демократических стандартов, и в целом, политического устройства, она осталась. Евросоюз не готов финансировать белорусскую экономику, как это было, допустим в 2009 году, когда Белоруссия была приглашена к Восточному партнерству. Как раз именно тогда достаточно серьезные были обострения между Москвой и Минском.
Была и «молочная война», и другие инциденты, потом более или менее ситуация разрешилась. Сейчас к белорусскому руководству пришло понимание того, что Россия остается единственным стратегическим союзником Белоруссии в регионе, и что у Белоруссии гораздо более общих политических и экономических моментов, именно с восточным соседом, а не с западными странами, не со странами Евросоюза. И к тому же поставки газа и нефти из России - это ближайший путь получения энергоносителей. В свое время прорабатывались маршруты доставки топлива из Ирана, но по понятным причинам, Россия является наиболее удобным поставщиком.
В сентябре вышла статья президента Белоруссии по поводу Евразийского союза, где он достаточно в комплементарном ключе отзывался об этом проекте. Безусловно, это связано с тем, что Белоруссия уже определилась со своим выбором, хотя ни в коем случае это не является гарантом того, что отраслевые войны, как я их называют, продуктовые, энергетические и политические даже, что они не появятся снова. Практика показывает, что даже когда был запущен Таможенный союз, отношения стран все-таки колебались, они не были стабильными. И поэтому, я думаю, что в среднесрочной перспективе уже по вопросам функционирования непосредственно Таможенного союза будут определенные столкновения интересов, в том числе, в энергетическо-нефтегазовой сфере. Россия запустила Северный поток, не только для Белоруссии, но и для Украины, и это, конечно, является неприятным моментом, потому что, в общем-то, Москва на практике выполняет свои задачи по минимизации зависимости от транзитных стран, коим Белоруссия в данном случае тоже является, когда речь идет о нефтепроводах.
Думаю, что черная полоса российско-белорусских отношений окончательно не закончилась. В целом пока еще не пересмотрена экономическая политика Белоруссии. Там тяжелое финансовое положение. С одной стороны, Белоруссия нуждается в поддержке России и Казахстана по линии ЕврАзЭС. Но, тем не менее, там все-таки продолжаются огромные траты денег на поддержку белорусского экспорта. В Белоруссии стоит проблема субсидирования молочной промышленности и т.д. Но я думаю, что это уже все-таки проблемы третьего порядка.
Как только начнет действовать единое экономическое пространство, то многие вопросы, раньше составлявшие предмет российско-белорусских отношений, станут предметом уже евразийского интеграционного комитета. И это уже другой механизм, он будет не так политизирован, а будет совместным решением. Хотя, конечно, внутриполитическая ситуация в Белоруссии может преподнести еще много сюрпризов, которые могут омрачить наши отношения.
Заигрываний с Европой со стороны Лукашенко, скорее всего, не будет. Начал действовать Таможенный союз, и Лукашенко не только сам может определять таможенные внешнеэкономические параметры. Переход к единому экономическому пространству делает Белоруссию надолго частью другого экономического пространства, что снижает силу европейского вектора.
Сейчас интеграция обретет новое дыхание, особенно в связи с созданием Евразийского союза. Так что я думаю, в ближайшее время нам не стоит ожидать скандалов с Минском. Хотя еще одна очень важная тема в наших экономических отношениях присутствует. Вопрос по поводу того, что «Газпром» полностью получит белорусский «Белтрансгаз», решен, но остается вопрос участия российского бизнеса в большой приватизации в Белоруссии. Но с учетом того, что самые проблемные вопросы сняты, думаю, и этот вопрос не вызовет теперь больших споров и пойдет по накатанной.
Поля для маневра у Лукашенко для заигрывания с Европой больше нет. Он очень сильно подорвал себе возможность внешнеполитического маневра после того, как разогнал силовым образом акции протеста после президентских выборов. Поэтому, я думаю, что ему очень сложно будет восстановить тот уровень доверия, который он буквально по крупицам создавал.
Москва не будет настаивать на проведении политических реформ в Белоруссии. Сотрудничество наше сконцентрировано на экономических вопросах, политику эта интеграция затрагивать не будет.
На самом деле Россия и Белоруссия не ссорились. Были проблемы между президентами и политически элитами, но не стоит их проецировать на народы. Сейчас непонимание на высшем уровне практически снялось. Во многом это произошло по той причине, что белорусская сторона поняла, что в нынешней мировой экономической и политической ситуации надо держаться ближе к России. На самом деле других реальных сил, которые могли бы им оказать помощь, в том числе и в экономике, нет. Предложения от Венесуэлы, Китая - хорошо, но вряд ли можно рассчитывать на реальную помощь от них.
Лукашенко не очень- то и старался сблизиться с Европой. Он, скорее, пытался улучшить свои переговорные позиции. Он в ходе всех этих телодвижений прекрасно понимал, что условия Евросоюза, в первую очередь, политические требования, для него неприемлемы. Поэтому, скорее, это было проверкой российской стороны на крепость нервов. Они оказались крепкими.
То же можно сказать и о его покупке венесуэльской нефти, или заявлении о том, что Китай придет и выложит десятки миллиардов. Ничего этого не произошло.
Сначала Лукашенко принял решение по вхождению в Таможенный союз, в дальнейшем - и в общеэкономическое пространство. Затем эта интеграционная модель начала работать помимо личной воли. Эта модель начала работать на реальное сближение экономик. При этом, мне кажется, в России принято достаточно резонно е решение по поводу интеграционных цен на газ.
Безусловно, это месседж и другим странам, которые хотят войти в интеграционное объединение, и тем, кого нужно стимулировать. Это вполне логичный шаг со стороны России. В любых интеграционных объединениях есть определенные послабления для стран-участниц, есть механизмы обмена экономического суверенитета на совершенно определенные выгоды от объединения.
И поэтому, безусловно, этот пример показывает той же самой Украине, что все попытки украинской стороны обменять преференции со стороны России не на часть своего экономического суверенитета ( как Россия предлагала – или войти в Таможенный союз, или создать совместное газотранспортное объединение на базе украинских труб, это тоже передача части своего суверенитета), а просто на улыбки и разговоры о славянском братстве – это уже не пройдет.