Статья
3553 30 декабря 2023 14:34

Вмешательству тут не рады

В 2023 году государства системно боролись с вмешательством и развивали национальные механизмы защиты от пагубного иностранного влияния. Противодействие вмешательству стало одной из центральных линий в принятых в Великобритании Законе о национальной безопасности и венгерском Законе о защите национального суверенитета. В России тема получила развитие в новой Концепции внешней политики и Основах государственной культурной политики РФ, уточнениях в сфере контроля за иностранными агентами и новых инициативах. Активное обсуждение необходимых мер по защите суверенитета велось в США, Франции, Канаде, на уровне ЕС и целом ряде других стран.

Зафиксированные в законодательстве, стратегических и концептуальных документах, инициативах и административных решениях подходы позволяют выделить пять ключевых трендов уходящего года, которые будут задавать повестку в сфере противодействия вмешательству и в новом календарном цикле.

1. Защита выборов в приоритете

Попытки иностранного вмешательства в ходе выборов воспринимаются государствами как особо чувствительная тема. В Канаде, Франции и Венгрии велся активный анализ попыток вмешательства в состоявшиеся ранее выборы. Электоральные кампании 2023 года в России, Турции и Сербии сопровождались жесткими комментариями о выявленных попытках вмешательства. Риски вмешательства обсуждаются в связи с выборами в 2024 году в России, США, Европейском Союзе, на Тайване, Белоруссии и ряде других стран.

Оценки прошедших выборов и ожидание новых угроз подталкивает государства к дальнейшей доработке своих механизмов защиты. В Великобритании в июле был принят Закон о национальной безопасности, где отдельно говорится об иностранном вмешательстве в выборы.

Особое внимание противодействию вмешательству в электоральные процессы уделено в принятом в декабре Парламентом Венгрии Законе о защите национального суверенитета.

Правительство Канады внедряет меры по усиленному мониторингу и оценке на предмет иностранного вмешательства в ходе выборов.

В США в 2023 был представлен ряд инициатив по защите выборов от вмешательства. Например, в июле в Палату представителей США был внесен законопроект о доверии к выборам в США, который предлагает установить уголовное наказание за иностранное финансирование или внесение иного рода вклада в ходе выборов и референдумов.

На Тайване в декабре вступило в силу регулирование о вознаграждениях за информацию об иностранном вмешательстве в выборы. Помимо вознаграждений за информацию об иностранном вмешательстве в президентские выборы, запланированные на 13 января 2024 года, предусмотрены также вознаграждения за информацию о попытках вмешательства в выборы мэров муниципалитетов, членов городских и уездных советов, а также в выборы на должности спикера и заместителей спикера Законодательного Юаня, муниципальных городских советов и местных городских и уездных советов.

В России в июне Пленум Верховного Суда РФ принял постановление о практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав, в котором, в том числе, разъясняется вопрос участия в выборах иноагентов. Было зафиксировано, что иноагенты не могут заниматься деятельностью, которая способствует или препятствует выдвижению кандидатов на выборах, включая их участие в качестве наблюдателя. Также иноагенты не смогут быть доверенными лицами кандидатов и избирательных объединений. В ноябре в ЦИК отдельно разъяснили, что иностранные агенты не могут жертвовать в избирательные фонды кандидатов в президенты на выборах 2024 года.
Крупные электоральные кампании, ожидаемые в 2024 году, очевидно, станут дополнительным стимулом для аудита и дальнейшего развития мер по защите электорального суверенитета.

2. Ужесточение ответственности

Одним из наиболее заметных трендов в развитии институтов противодействия вмешательству становится внедрение различных правовых последствий для организаторов и участников попыток вмешательства, включая криминализацию связанных с вмешательством правонарушений.

В Великобритании в соответствии с Законом о национальной безопасности иностранное вмешательство стало уголовным преступлением, а наличие иностранного участия в электоральных правонарушениях — отягчающим обстоятельством, заметно повышающим предельные сроки по всем соответствующим статьям.

В Венгрии Закон о защите национального суверенитета ввел уголовное наказание сроком до трех лет тюремного заключения за использование запрещенного законом иностранного финансирования в ходе выборов (или использование обходных схем для получения такого финансирования).

В Канаде обсуждается внесение в Уголовный кодекс новых видов правонарушений, связанных с иностранным вмешательством.

Выделение иностранного вмешательства в отдельный состав преступлений указывает на степень внимания к данной угрозе. В случае эффективного правоприменения новых норм можно ожидать распространения тренда на криминализацию на все большее число государств.

3. Реестры иностранных агентов работают

Всё большее число стран вводит или планирует ввести механизмы регистрации лиц и организаций, получающих финансирование из-за рубежа на политическую и общественную деятельность.

Так, в Великобританий новый Закон о национальной безопасности установил Схемы регистрации иностранного влияния (FIRS). Во Франции Парламентская делегация по разведке настаивает на необходимости разработки схожего механизма по образцу американского Закона о регистрации иностранных агентов (FARA) и FIRS.

Необходимость оперативного создания «реестра иностранного влияния» в духе FARA и FIRS также обсуждается в Канаде. На уровне ЕС Европейская комиссия приняла Директиву о прозрачности представления интересов третьих стран. Директива требует от организаций, осуществляющих деятельность по представлению интересов третьих стран, зарегистрироваться в реестре прозрачности. Государствам-членам будет предложено создать или адаптировать существующие национальные реестры для этой цели.

Очевидно, опыт использования правовых механизмов контроля за деятельностью спонсируемых из-за рубежа лиц и организаций признан успешным и будет активно внедряться в тех государствах, где такие инструменты пока отсутствуют.

4. Новые технологии как источник новых рисков и угроз

В мире растет внимание к рискам иностранного вмешательства, связанным с использованием цифровых платформ и новых технологий. Необходимость регулирования таргетированной политической рекламы и повышения прозрачности и подотчетности цифровых платформ у большинства крупных государств не вызывает вопросов. К этому добавляется необходимость превентивного выстраивания механизмов купирования угроз, связанных с использованием технологий искусственного интеллекта (ИИ).

Например, в июне депутаты Европарламента согласовали общую переговорную позицию по закону о регулировании использования искусственного интеллекта. Одна из согласованных Европарламентом поправок в изначальный проект касается рисков, связанных с возможным использованием ИИ для вмешательства в электоральные процессы.

Канадские парламентарии прогнозируют, что ИИ позволит более эффективно определять потенциальные цели для воздействия в ходе кампаний по вмешательству. Кроме того, речь идет о возможностях использования методик синтеза мультимедиа (дипфейков) для дезинформации и провокаций.

Важным фактором для дальнейших решений в этой сфере станет степень использования новых технологий для попыток иностранного вмешательства в ходе предстоящих президентских выборов в России и США, а также других крупных электоральных кампаний 2024 года.

5. Аналитики и эксперты под подозрением

В 2023 году всё большее внимание обращалось на риски, связанные с вмешательством в образование, исследования и работу аналитических центров. Акцент делается на защите технологий, инноваций, предотвращении утечки кадров и укреплении суверенитета в социально-гуманитарной сфере.

Несколько показательных инициатив на этом направлении было представлено в США. В марте член палаты представителей США, республиканец Джек Бергман предложил обязать некоммерческие организации сообщать в Министерство юстиции о любых контрактах и соглашениях, подписанных с иностранными организациями. Бергман считает, что «американский народ заслуживает того, чтобы знать, чем занимаются эти аналитические центры и на кого они работают», а «предположение, что они являются неполитическими, псевдоакадемическими образованиями, выступающими за политику, отвечающую национальным интересам, больше не соответствует действительности, учитывая увеличение объема финансирования, которое они получают от иностранных правительств».

В декабре член комитета Сената США по международным делам Тед Круз и сенатор Рик Скотт представили проект закона, предлагающий ввести более строгие требования к отчетности со стороны дипломатических представителей стран-противников США. Законопроектом, в частности предлагается обязать представительства ряда стран заранее уведомлять Госдепартамент обо всех официальных визитах в образовательные учреждения и в научно-исследовательские институты.

Стоит ожидать, что давление на аналитические центры и экспертное сообщество будет усиливаться. Их влияние на формирование смыслов, актуальные интерпретации и информационное поле не может оставаться без внимания государства. Ограничение возможностей иностранных субъектов воздействовать на экспертную среду и аналитические центры продолжает логику ограничения иностранного финансирования СМИ, политической самостоятельности цифровых платформ и других каналов иностранного вмешательства в информационные потоки.

Даниил Пареньков, эксперт Центра политической конъюнктуры

#ДаниилПареньков
27 апреля 2024 Новости  Поляризация электората: эксперты о президентской гонке в США Президентская гонка в США характеризуется крайней поляризацией общества, отмечают эксперты американских аналитических центров. Еще одна отличительная особенность кампании заключается в том, что повестка выборов изменилась, а настроения в колеблющихся штатах — нет. Также аналитики представили прогнозы на выборах в Конгресс, которые состоятся в один день с президентскими. 18 апреля 2024 Новости  ЕДГ-2024: эксперты о политической конфигурации Текущая предвыборная кампания в преддверии единого дня голосования, который пройдет 8 сентября, станет «прологом думской кампании» 2026 года, отмечают политологи, принявшие участие в круглом столе, организованном ЭИСИ 18 апреля. По словам экспертов, практически все губернаторы, которые в этом году будут участвовать в выборах глав регионов, получат поддержку президента и пойдут на второй срок. 19 апреля 2024 Анонс  Парламентские выборы в Индии С 19 апреля по 1 июня в Индии пройдут парламентские выборы.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".