Статья
2460 18 декабря 2020 13:49

Западные эксперты боятся расширения влияния России в Евразии

Россия на фоне волны нестабильности в Евроазиатском регионе в 2020 году сыграла довольно пассивную роль, однако тем самым продемонстрировала способность защищать свои интересы, не прибегая к крупномасштабному вмешательству, вызывающему западные санкции или другие ответные меры. По мнению старшего научного сотрудника программы «Европа, Россия и Евразия» вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Джеффри Манкоффа, это свидетельствует о по-прежнему огромном влиянии России в соседних странах.

Уходящий год был тяжёлым для всех стран, однако особенно трудным он оказался на периферии бывшего Советского Союза. В Белоруссию, Кыргызстан и Нагорный Карабах 2020 год принес широкомасштабные политические потрясения и конфликты. Несмотря на многочисленные предупреждения западных аналитиков о том, что Россия воспользуется нестабильностью на своей периферии как предлогом для утверждения своего господства над соседями, Москва мирилась с действиями соперничающих держав, передав большую часть ответственности властям Минска, Еревана и Бишкека. Особенно заметно это было в карабахском конфликте с участием Турции.

Отсутствие агрессивной реакции России заставило некоторых экспертов предположить, что Москва отошла от взгляда на бывший Советский Союз, как на зону, где она поддерживает то, что бывший президент Дмитрий Медведев назвал «привилегированными интересами». В то же время Россия в 2020 году довольно успешно использовала кризисы на своей периферии для расширения политического и экономического влияния.

Так, президент Белоруссии Александр Лукашенко оказался в зависимости от поддержки РФ в связи с резким подрывом доверия народа. Россия предложила Лукашенко принять более широкую политическую и экономическую интеграцию на условиях, которые включают проведение совместных военных учений и размещение российских сил безопасности на территории Белоруссии. Этот процесс может завершиться в следующем году выборами и принятием новой Конституции, которая, по словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, обеспечит «трансформацию политической, экономической и правовой системы» в Белоруссии и проложит путь к новым выборам».

Что касается Армении, то она является членом спонсируемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — альянса, чей устав призывает членов обеспечивать «коллективную защиту в случае угроз безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитета». Когда в сентябре обострился конфликт, связанный с принадлежностью территории непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, ответ России оставался прохладным. Даже когда Турция открыто оказывала политическую и военную поддержку Баку, Россия воздерживалась от поддержки Еревана, подчеркивая, что ее обязательства по ОДКБ распространяются на суверенную территорию Армении, а не на Нагорный Карабах.

Такая позиция стала отражением успеха российской дипломатии на Южном Кавказе, когда Москва перешла от роли покровителя Армении во время первой войны в Нагорном Карабахе (1988-1994) к позиционированию себя как партнера. Главный сдвиг в политике России в последние годы связан с улучшением отношений с Азербайджаном, что, в свою очередь, позволило Москве играть более беспристрастную роль в конфликте. Это произошло также благодаря более низким ценам на энергоносители и авторитарному подходу президента Азербайджана Ильхама Алиева, которые умерили интерес Запада.

Армения все еще находится в сфере влияния России благодаря не только ее членству в ОДКБ и Евразийском экономическом союзе, но также благодаря размещению российских войск и экономическому присутствию, однако именно улучшение отношений между Москвой и Баку позволило России стать главным арбитром конфликта и прекратить боевые действия.

Нежелание России вмешаться в карабахский конфликт показало признание того, что она больше выиграет от сохранения отношений с обеими сторонами. Вместо того, чтобы втягиваться в конфликт, где Анкара получила право говорить от имени Азербайджана, Россия смогла положить конец войне на своих условиях. Примечательно, что соглашение позволило Москве достичь своей давней цели по размещению миротворцев в регионе. Россия также сохранила свое военно-политическое влияние как в Баку, так и в Ереване и смогла отвести Турцию на второстепенные позиции.

Слухи об отказе России от стремления сохранить сферу «привилегированных интересов» на территории бывшего Советского Союза преждевременны. Тем не менее, эти интересы сегодня уже не те, что были несколько лет назад. Наиболее активно влияние России в Евразии испытывают новые соперники, такие как Турция и Китай. Хотя отношения с Анкарой и Пекином сложны, Москва не рассматривает их как угрозу своему внутриполитическому порядку. Более того, как Турция, так и Китай поддерживают стремление РФ создать мировой порядок, в котором бы не было доминирования Запада. Некоторые случаи вмешательства Китая и, реже, Турции в регион совпадают с интересами РФ. Россия поддерживает присутствие китайских войск, патрулирующих отдаленные приграничные районы Таджикистана с целью сдерживания распространения боевиков из Афганистана.

В связи с этим не следует недооценивать возможности России расширять свое влияние по мере того, как евразийская геополитика становится все более сложной, предупреждает Манкофф.
8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".