Статья
28 Декабря 2015 10:51

Дума – итоги последнего года

Государственная Дума закончила последний полный год своей работы. В 2016 ожидается только одна – весенняя сессия. Подобное сокращение полномочий Думы явилось одним из важнейших итогов ее работы в 2015 году. Проведенная реформа стала одним из последних принятых законов по политической реновации системы.

Перенос думских выборов на сентябрь окончательно «закольцевал» проведение выборов в России, соединив парламентские с местными, в т.ч. губернаторскими. Теперь повестка дня у них будет общей, что, впрочем, не означает – упрощается или осложняется задача для местных властей, например. Избрание губернатора и парламентская кампания – разные вещи, они могут проходить в унисон, могут кардинально различаться. В каких-то случаях совмещение может помочь, в каких-то, напротив, усложнить задачу, например, для «партии власти». Тут все дискретно и зависит от множества обстоятельств.

Изменение даты выборов, разумеется, не было инициативой думцев, а предложено из АП. Дума по-прежнему не была важным и значимым субъектом политической деятельности – как и все четыре года до этого. Избранная в 2011 и начавшая работу под шум протестов «белоленточников», она проработала уже практически полный срок – вопреки прогнозам иных политологов, которые в начале 2012 года давали ей год-полтора. Судьба Госдумы зависела от общей обстановки в стране, а она была спокойной, и «белоленточные» протесты в перспективе выглядят незначительным событием, пиар-сопровождением определенной политической корректировки.

Из других «политических» законов, принятых в 2015 году, отметим разрешение Конституционному суду признавать неисполнимыми решения ЕСПЧ и других международных судов, запрещение губернаторам избираться более чем на два срока и схема нарезки одномандатных округов по выборам в нее же. Ввиду наличия парламентского большинства у «Единой России» эти законы проходили сравнительно легко, но при разной степени шумихи вокруг них. Скажем, схема организации округов вызвала немало дискуссий в прессе и обвинения оппозиционных фракций, в первую очередь КПРФ. Однако при апатии общества к политическим проблемам никакие протесты коммунистов и полемика в СМИ не могла всерьез повлиять на голосование.

Близки к «политическим» по своей направленности и такие законы как запрет на признание экстремистскими текстов священных писаний традиционных религий и введение контроля за деятельностью религиозных организаций, финансируемых из-за границы; о лишении мандатов депутатов за непредоставление декларации о доходах; о признании нежелательными деятельности зарубежных организаций. Первый из них приостановил кампанию в судах и прокуратурах регионов «по борьбе с экстремизмом», грозившую взорвать спокойствие не в меру ретивым исполнением существовавших законов. Последний же находился в общем русле на ограничение воздействия иностранных НКО на политическую ситуацию в РФ.

Малозамеченным прошел важный закон о том, что отныне заместители руководителей федеральных агентств и служб будут назначаться правительством (читай – премьером), а не соответствующими министрами, как ранее. Это довольно серьезно меняет правила игры в исполнительной власти, сосредотачивая в руках премьера больше полномочий. Теперь основные кадровые интриги будут проходить не в министерствах, а в аппарате правительства и секретариате премьера.

Любопытной новацией стал закон «о праве на забвение», ставший важным регулирующим актом в области Интернета. Он направлен на уменьшение возможности всемирной сети в поиске компромата. Формально нацеленный на защиту частной жизни, на практике он может вылиться в инструмент политического контроля, вступая в действие с 1 января 2016 года.

Важная роль Госдуме традиционно отводится во внешней политике – но не как самостоятельному ее актору, а как пиаровскому сопровождению дипломатических усилий Кремля. Весь год Дума исправно делала необходимые заявления, значимость которых подчеркивалось тем фактом, что проголосовывались они почти единодушно всеми фракциями, как бы выражая общую волю избирателей – например, о недопустимости осквернения захоронений советских воинов в Польше.

Дума оперативно поддерживала инициативы российского руководства, как в случае с денонсацией договора о свободной торговле с Украиной. Законом об ограничении права иностранных государств распоряжаться своим имуществом, находящимся на территории РФ, ГД развязала руки правительству во время международных конфликтов.

Социально-экономический блок законов, принимавшихся в течение года, с одной стороны отражал желание проводить политику либерализации в условиях санкций (амнистия капиталов, реформа раздела обязательного капитала), с другой – необходимость сокращать бюджетные расходы во время кризиса – отмена индексаций пенсий работающим пенсионерам, повышение возраста госслужащих для выхода на пенсию.

То, что у депутатов Госдумы уже царят «чемоданные» настроения, ярко характеризует тот факт, что только за осеннюю сессию одиннадцать депутатов сложили свои полномочия и перешли на работу либо в Совет Федерации (семь человек), либо в местные советы или исполнительную региональную власть. Еще пятеро покинули Думу весной.

Те, кто ушли, ясно сознавали, что у них минимальные шансы на переизбрание в условиях усиления политической конкуренции, прежде всего внутрипартийной. Поэтому они решили подстраховаться теми предложениями, которые у них имелись, пусть даже они означали понижение статуса. Взамен они получали продление своего мандата на пребывание во власти.

Максим Артемьев специально для «Актуальных комментариев»

Другие статьи автора

____________

Читайте также:

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".