Статья
25 Августа 2010 0:00

Два года независимости

Абхазия и Южная Осетия находятся в преддверии знаменательной даты. Два года назад, 26 августа 2008 года Россия признала их независимость. Конфликт на Кавказе, агрессия Грузии, вылившаяся в боевые действия, вынудили Россию выступить гарантом безопасности в регионе и в итоге юридически закрепить независимость двух новых государств.

Цхинвал посетил 13 августа президент России Дмитрий Медведев, который заявил: «Все решения, принятые тогда Россией, - как по защите граждан Южной Осетии, Абхазии, российских граждан, так и впоследствии принятое мной решение о признании двух новых государств, - были трудными, и прошедшие два года показали их абсолютную необходимость. Потому что именно в результате этих решений два народа получили возможность развиваться. А не быть истребленными в результате геноцида или каких-либо конфликтов, которые, к сожалению, продолжались на протяжении нескольких десятилетий».

Ранее, посещая Абхазию, Дмитрий Медведев отметил, если бы не решение России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, то регион мог погрузиться в «затяжной кровавый конфликт». «Решение (о признании Россией независимости Абхазии и Южной Осетии) было трудным, но я не жалею ни о чем», - сказал Дмитрий Медведев во время прогулки по Сухуми и встречи с российскими туристами. Он подчеркнул, что в настоящее время обстановка и в Абхазии, и в Южной Осетии - совсем иная. «Жизнь меняется, я рад, что вы здесь отдыхаете, что вам здесь нравится, - сказал Медведев, обращаясь к российским туристам. - А мы будем помогать».

Примеру России последовали ряд стран, однако массового признания не произошло.

В августе 2010 года президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил, что некоторые государства прорабатывают вопрос признания государственного суверенитета республики.

Эдуард Кокойты отметил на пресс-конференции в Цхинвали: «Решение этого вопроса в большей степени зависит от нас самих. Зависит от того, как мы презентуем наше государство, насколько оно будет соответствовать всем нормам и требованиям международного права. И то, что нас признали уже некоторые государства, говорит о том, что мы этим нормам соответствуем», сообщает «Интерфакс».

По словам главы Южной Осетии, в международной практике есть много примеров, когда государства не признавали десятилетиями.

Кроме того, он сообщил, что Южная Осетия проводит переговоры со многими странами Латинской Америки, африканскими и арабскими странами.

Глава государства подчеркнул: «Есть очень тесные контакты не только в политической сфере, а в культурной. Это тоже много решает. В целом процесс признания Республики Южная Осетия - необратимый процесс».

 

Комментарии экспертов
<p>Россия символически закрепила то, что считает исход операции на Южном Кавказе победой. С другой стороны, понятно, что российский сценарий разворачивания событий на Южном Кавказе означает консервацию межэтнических конфликтов, а не их урегулирование. До тех пор, пока не решены вопросы возвращения беженцев, не решены вопросы возвращения собственности, незаконно изъятой по итогам войны, рассчитывать на какой-то серьёзный компромисс или серьёзное сближение сторон не приходится.</p>
<p>Кроме того, если в Абхазии признание независимости укрепило достаточно сильный и эффективный режим Багапша, то репутация юго-осетинского режима куда более скандальна, и Россия пока не демонстрирует способности приостановить политическую и коррупционную маргинализацию режима Эдуарда Кокойты.</p>
<p>Всё зависит от того, что Россия хотела бы видеть на Южном Кавказе. Если полноценное урегулирование, то речь должна идти о возвращении беженцев и о признании уничтожения грузинских сёл на территории Южной Осетии по окончанию боевых действий. Если Россия как-то стремится ограничивать Грузию, то нужно понимать, что сегодня не достигнуто значительного успеха в создании альтернативы режиму Михаилу Саакашвили, хотя там была довольно серьёзная международная изоляция Грузии, из которой Грузия до сих пор не может выйти.</p>
<p>На мой взгляд, если говорить об итогах признания независимости и в целом об итогах войны, они оказались не так тревожны и опасны, как могли бы быть. Они не вызвали серьёзной международной изоляции России, хотя её риск был довольно велик. С другой стороны, всерьёз говорить о плюсах признания независимости не приходится. Это жест символический и идеологический. Там где доминирует идеология, редко приходится рассчитывать на прагматический результат.<br />
 </p>
<p>В истории с Южной Осетией и Абхазией принципиальным явилось признание со стороны РФ, которая одновременно выступает гарантом стабильности, относительного экономического благополучия и силовой поддержки. С другой стороны, эти государства также признаны несколькими членами ООН.</p>
<p>Другое дело, что расклад сил в мире таков, что массового и повсеместного признания Абхазии и Южной Осетии не предвидится, но для них этот вопрос не столь принципиален.</p>
<p>Что же касается России, то полуподвешенный статус Абхазии и Южной Осетии, в принципе, достаточно благоприятен для России, потому что, с одной стороны, позволяет позиционировать Южную Осетию и Абхазию как суверенные государства, а, с другой стороны, не позволяет им вести какую-то самостоятельную линию и жёстко оппонировать Москве, в том числе  по экономическим вопросам. То есть ситуация полупризнания Абхазии и Южной Осетии устроила практически всех по итогам восьмидневной войны.</p>
<p>России, безусловно, удалось закрепиться в Закавказье. Абхазия и Южная Осетия – это ее форпосты России в регионе.</p>
<p>Что касается существования таких  непризнанных или полупризнанных государств, то в мире их  достаточно много. Например, в Африке, Нигерии целый ряд провинций объявляет о своём суверенитете или, например, республика Северный Кипр.</p>
<p>Но какой-то цепной реакции не последовало. Скорее цепную реакцию может повлечь институциализация Косово, потому что Косово находится в Европе и Косово возникло фактически в результате дезинтеграция одного из достаточно значимых государств Европы. Скорее косовский прецедент может иметь последствия, а Абхазия и Южная Осетия с международной точки зрения получили не столь значимый резонанс.</p>
9 Апреля 2017 Анонс
Выборы президента РЮО
 Выборы президента РЮО 9 апреля в Южной Осетии пройдут выборы президента, постановил парламент республики. Об участии в борьбе за пост уже объявили Леонид Тибилов, действующий президент Южной Осетии, и Анатолий Бибилов, спикер парламента. Глава государства изберётся на пять лет.
10 Марта 2017 Новости  Сурков: Путин и Тибилов встретятся в марте Президент России Владимир Путин и президент Южной Осетии Леонид Тибилов в середине мата обсудят соглашение о порядке вхождения отдельных подразделений минобороны республики в состав ВС РФ.  Об этом сегодня сообщил помощник президента РФ Владислав Сурков. 4 Марта 2017 Новости  Кокойты отказали в участии в выборах Экс-президент Южной Осетии Эдуард Кокойты не может быть зарегистрирован в качестве кандидата в президенты республики на выборы 2017 года по причине несоответствия требованиям ценза оседлости. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".