Статья
117 25 Августа 2010 0:00

Два года независимости

Абхазия и Южная Осетия находятся в преддверии знаменательной даты. Два года назад, 26 августа 2008 года Россия признала их независимость. Конфликт на Кавказе, агрессия Грузии, вылившаяся в боевые действия, вынудили Россию выступить гарантом безопасности в регионе и в итоге юридически закрепить независимость двух новых государств.

Цхинвал посетил 13 августа президент России Дмитрий Медведев, который заявил: «Все решения, принятые тогда Россией, - как по защите граждан Южной Осетии, Абхазии, российских граждан, так и впоследствии принятое мной решение о признании двух новых государств, - были трудными, и прошедшие два года показали их абсолютную необходимость. Потому что именно в результате этих решений два народа получили возможность развиваться. А не быть истребленными в результате геноцида или каких-либо конфликтов, которые, к сожалению, продолжались на протяжении нескольких десятилетий».

Ранее, посещая Абхазию, Дмитрий Медведев отметил, если бы не решение России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, то регион мог погрузиться в «затяжной кровавый конфликт». «Решение (о признании Россией независимости Абхазии и Южной Осетии) было трудным, но я не жалею ни о чем», - сказал Дмитрий Медведев во время прогулки по Сухуми и встречи с российскими туристами. Он подчеркнул, что в настоящее время обстановка и в Абхазии, и в Южной Осетии - совсем иная. «Жизнь меняется, я рад, что вы здесь отдыхаете, что вам здесь нравится, - сказал Медведев, обращаясь к российским туристам. - А мы будем помогать».

Примеру России последовали ряд стран, однако массового признания не произошло.

В августе 2010 года президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил, что некоторые государства прорабатывают вопрос признания государственного суверенитета республики.

Эдуард Кокойты отметил на пресс-конференции в Цхинвали: «Решение этого вопроса в большей степени зависит от нас самих. Зависит от того, как мы презентуем наше государство, насколько оно будет соответствовать всем нормам и требованиям международного права. И то, что нас признали уже некоторые государства, говорит о том, что мы этим нормам соответствуем», сообщает «Интерфакс».

По словам главы Южной Осетии, в международной практике есть много примеров, когда государства не признавали десятилетиями.

Кроме того, он сообщил, что Южная Осетия проводит переговоры со многими странами Латинской Америки, африканскими и арабскими странами.

Глава государства подчеркнул: «Есть очень тесные контакты не только в политической сфере, а в культурной. Это тоже много решает. В целом процесс признания Республики Южная Осетия - необратимый процесс».

 

Комментарии экспертов

Россия символически закрепила то, что считает исход операции на Южном Кавказе победой. С другой стороны, понятно, что российский сценарий разворачивания событий на Южном Кавказе означает консервацию межэтнических конфликтов, а не их урегулирование. До тех пор, пока не решены вопросы возвращения беженцев, не решены вопросы возвращения собственности, незаконно изъятой по итогам войны, рассчитывать на какой-то серьёзный компромисс или серьёзное сближение сторон не приходится.

Кроме того, если в Абхазии признание независимости укрепило достаточно сильный и эффективный режим Багапша, то репутация юго-осетинского режима куда более скандальна, и Россия пока не демонстрирует способности приостановить политическую и коррупционную маргинализацию режима Эдуарда Кокойты.

Всё зависит от того, что Россия хотела бы видеть на Южном Кавказе. Если полноценное урегулирование, то речь должна идти о возвращении беженцев и о признании уничтожения грузинских сёл на территории Южной Осетии по окончанию боевых действий. Если Россия как-то стремится ограничивать Грузию, то нужно понимать, что сегодня не достигнуто значительного успеха в создании альтернативы режиму Михаилу Саакашвили, хотя там была довольно серьёзная международная изоляция Грузии, из которой Грузия до сих пор не может выйти.

На мой взгляд, если говорить об итогах признания независимости и в целом об итогах войны, они оказались не так тревожны и опасны, как могли бы быть. Они не вызвали серьёзной международной изоляции России, хотя её риск был довольно велик. С другой стороны, всерьёз говорить о плюсах признания независимости не приходится. Это жест символический и идеологический. Там где доминирует идеология, редко приходится рассчитывать на прагматический результат.
 

В истории с Южной Осетией и Абхазией принципиальным явилось признание со стороны РФ, которая одновременно выступает гарантом стабильности, относительного экономического благополучия и силовой поддержки. С другой стороны, эти государства также признаны несколькими членами ООН.

Другое дело, что расклад сил в мире таков, что массового и повсеместного признания Абхазии и Южной Осетии не предвидится, но для них этот вопрос не столь принципиален.

Что же касается России, то полуподвешенный статус Абхазии и Южной Осетии, в принципе, достаточно благоприятен для России, потому что, с одной стороны, позволяет позиционировать Южную Осетию и Абхазию как суверенные государства, а, с другой стороны, не позволяет им вести какую-то самостоятельную линию и жёстко оппонировать Москве, в том числе  по экономическим вопросам. То есть ситуация полупризнания Абхазии и Южной Осетии устроила практически всех по итогам восьмидневной войны.

России, безусловно, удалось закрепиться в Закавказье. Абхазия и Южная Осетия – это ее форпосты России в регионе.

Что касается существования таких  непризнанных или полупризнанных государств, то в мире их  достаточно много. Например, в Африке, Нигерии целый ряд провинций объявляет о своём суверенитете или, например, республика Северный Кипр.

Но какой-то цепной реакции не последовало. Скорее цепную реакцию может повлечь институциализация Косово, потому что Косово находится в Европе и Косово возникло фактически в результате дезинтеграция одного из достаточно значимых государств Европы. Скорее косовский прецедент может иметь последствия, а Абхазия и Южная Осетия с международной точки зрения получили не столь значимый резонанс.

Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".