Статья
24 Сентября 2015 18:31

Агитация без смысла

Кампания по выборам губернаторов и областных заксобраний 2015 получилась одной из самых скучных за последние годы. Есть регионы – например, Белгородская область  где агитация фактически не велась, в большинстве регионов единороссы, несмотря на все рекомендации из центра, ограничились классическими билбордами. Главное отрицательное исключение из общей скуки – угрозы врио губернатора Марий Эл Леонида Маркелов раскопать дорогу избирателям из деревни, чей прием ему не понравился, главный медийный бенефициар – партия ПАРНАС в Костромской области, которая максимально освещала свои встречи с избирателями, что, впрочем, не принесло ей практически никаких электоральных результатов.

Самый скандальный случай в агитационной кампании 2015 года случился в Марий Эл, на встрече врио губернатора Леонида Маркелова с избирателями. Так, в августе врио губернатора пригрозил перекопать дорогу жителям деревни Шимшурга из-за того, что остался недоволен приемом местных жителей. Леонид Маркелов посетил деревню в честь открытия там фельдшерско-акушерского пункта, который тоже грозился закрыть, потому что местные жители «ворчали и рычали» вместо того, чтобы сказать «спасибо». «Меня так плохо первый раз принимают. У меня нигде так не было, чтобы ворчали, рычали. Везде спасибо говорят. Ну, наверно, мне стоит повернуться к вам тем местом, каким вы ко мне повернулись, да? Закрыть все и уехать, и дорогу раскопать. Не верите, что я раскопаю дорогу? И будете три года ждать»,— заявил Маркелов. Видеозапись с этим высказыванием главы республики попала в интернет и вызвала бурное обсуждение, позже Маркелов пытался оправдаться, что это была шутка.

В целом эксперты Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина в своем докладе, посвященном предвыборной агитации, отмечают, что в 2015 году агитационная кампания шла куда менее интенсивно, чем кампании 2013 и 2014 года.

«Во многих регионах понять, что вскоре предстоят те или иные выборы, без просмотра эфира телевизионных каналов практически невозможно: минимальная наглядная агитация, почти полное отсутствие публичных агитационных мероприятий. Во многих регионах губернаторских выборов, помимо массовой косвенной агитации фактически почти нет никакой иной агитации. Наиболее активно шла агитация на выборах депутатов законодательных собраний, избираемых по смешанной избирательной системе, а также на муниципальных выборах в крупных городах. Снижение агитационной активности сопровождалось дальнейшей стеоретимизацией используемых агитационных приемов, упрощением и деградацией аргументации в пользу голосования за ту или иную партию (кандидата)», – отмечают эксперты.

Яркий пример такой агитации – плакат «Не парься, голосуй за КПРФ» на выборах в Орловскую гордуму.

Читайте также Схватка на Байкале

В других случаях, впрочем, КПРФ выступила креативнее: в том же Орле или на муниципальных выборах в Волгоградской области предвыборные плакаты коммунистов гласят «Бюджетники больше не рабы!» или «Студенты больше не рабы!» (при чем тут рабство, из плаката неясно). На выборах в Самарской области раздают «паспорта кандидатов» от КПРФ с корочкой «СССР-Россия», внутри – краткие, анкетные сведения о кандидате и штамп «Одобрен обкомом КПРФ» на его фотографии.

Единороссы традиционно делали акцент на том, что во власть от нее идут не единицы, а некие команды, кроме того, вопреки рекомендациям из Москвы они активно эксплуатировали связь партии с президентом Владимиром Путиным.

В Коми на выборы в региональное заксобрание ЕР идет со слоганами «Выбирай республику», «Выбирай лучших», «Выбирай наших». В Самарской области ЕР идет как «Команда губернатора – работаем для людей», в Новосибирской области главный слоган партии власти на билбордах – «Единая Россия» – достойная команда», а избирателю раздают календарики со слоганом «Год благополучия».

Губернатор Костромской области Сергей Ситников первую полосу своей предвыборной газеты, где он объясняет, почему решил идти на досрочные выборы, озаглавил как «Решение, поддержанное президентом», а кандидат в Чебоксарский горсовет Владимир Радин в своих листовках подписал под логотипом «Единой России» «Партия Путина».

Более индивидуалистично выступил на своих досрочных выборах иркутский губернатор Сергей Ерощенко. За некоторое время до начала кампании в области повесили щиты «Область моего сердца», выдержанные в стилистике, в которой позже появились щиты Ерощенко. Слоган Ерощенко гласит: «Сделано много, предстоит – еще больше». Впрочем, в остальном кампания Ерощенко получилась довольно слабой, в итоге только в Иркутской области состоится второй тур губернаторских выборов, Ерощенко будет бороться с коммунистом Сергеем Левченко.

Читайте также Выборы без обновления

Стоит отметить что в рамках подготовки ко второму туру коммунисты стали вести довольно агрессивную кампанию, ориентированную не только на идейных последователей Ленина, но, к примеру, и на молодежь. Так, коммунисты запустили ряд роликов в Интернете, где студенты разных иркутских вузов просто призывают прийти на выборы, отчасти копируя собственную Интернет-кампанию времен думских выборов «Выбор есть». Также Левченко заявил, что на него было совершено нападение, однако эта история вызвала скорее иронию и подозрения, что кандидат сам заказал мелкое «покушение» для привлечения внимания. Ерощенко пока по агитации несколько отстает – так, к примеру, он отказался от дебатов с соперником, что вызвало в иркутских медиа довольно негативную реакцию.

Во Владимире «Единая Россия» заняла практически все рекламные площади в городе: баннеры, рекламные окна на остановках. Одновременно шла агитация за «Единую Россию» и ее кандидатов и социальная реклама горадминистрации под единым лейблом и лозунгом: «Город, в котором хочется жить и работать».

В довольно сложной для себя Костромской области, где к участию в выборах допустили партию ПАРНАС, «Единая Россия» не вела яркую кампанию, ее главный слоган был – «Патриотизм, стабильность, надежность».

Читайте также Выборы-2015: рутина и низкая явка

Самый странный случай агитации был зафиксирован в Воронежской области. Согласно сообщению газеты «В курсе», 22 августа представители «Единой России» раздавали в церкви маргарин в обмен на подпись и обещание голосовать на выборах за кандидата Александра Тюрина (подана жалоба за попытку подкупа избирателей).

Стоит отметить, что, несмотря на обещания повернуться к избирателям лицом, работать на встречах с людьми, единороссы если такие встречи и проводили (далеко не во всех регионах), то не стремились как-то освещать их.

На этом фоне наиболее медийно привлекательной смотрелась кампания все той же партии ПАРНАС в Костромской области. Агитационные пикеты ПАРНАС сопровождались традиционными для этой партии «кубами» – разборными агитационными конструкциями, где изложена основная программа, около которой раздаются листовки. Обращало на себя внимание крайне странное цветовое решение кампании: логотип ПАРНАС – бордовый, агитпродукция при этом выполнена в нежно-зеленом цвете. Главный слоган кампании был – «Мы идем на выборы, чтобы заставить власть работать», а основной акцент – на встречах с избирателями по дворам (на такие встречи приходят преимущественно пожилые граждане). Первый и второй номера списка ПАРНАС, Илья Яшин и Владимир Андрейченко, проводили по 6-7 встреч в день, фотографии и видео выкладывались в соцсети, что способствует популярности кампании в СМИ. Впрочем, даже такая яркая кампания счастья ПАРНАС не принесла: она набрала чуть более 2% голосов.

Если говорить о партиях-спойлерах, стоит выделить кампанию партии КПСС политтехнологов Андрея Богданова и Вячеслава Смирнова. Плакаты партии во всех регионах был выдержаны в черно-красных тонах, «Коммунистическая партия» написано крупным шрифтом, а «социальной справедливости» – мелким, поэтому неопытный избиратель может спутать эту агитацию с агитацией КПРФ. Слоганы были максимально пугающие: «Коммунизм построим», «Две бутылки в одни руки», «Не умеешь – научим, не хочешь – заставим», «Покупайте Жигули» и так далее.

Наконец, антирекорд по интенсивности кампании принадлежит, видимо, Белгородской области: там 13 сентября состоялись выборы в заксобрание, но кампанию не вел практически никто. Эксперты Комитета гражданских инициатив отметили, что в конце июля в почтовых ящиках наблюдателями не было обнаружено никаких агитационных листовок ни за одну из партий, и даже рекламных плакатов и билбордов «Единой России» или предвыборных газет КПРФ в регионе и по сей день не замечено. Единственная наружная реклама в центре города – трафаретные надписи на асфальте «Коммунисты России», отмечают эксперты.

Читайте также Губернаторы потеряли управленческий тонус

Стоит отметить и медийную особенность: тексты про выборы не пользовались широкой популярность читателей ни в федеральных, ни в региональных изданиях, так как люди не видели в них особой интриги или интереса. В сам день голосования большинство московских наблюдателей поехали в Кострому, где особо вопиющих случаев нарушения практически не было. Самый курьезный случай наблюдения был зафиксирован близ города Макарьев Костромской области. Наблюдатели решили переправиться в Макарьев с другого берега Волги на пароме, но в итоге перепутали направление и уехали в другую сторону. Были зафиксированы некоторые карусели в райцентрах, но наблюдатели их успешно пресекли.

В целом в 2015 году ситуация во многом откатилась к середине нулевых, когда выборы были предметом интереса политических элит, явка была невысокой, а избиратель не особо политизированным.

Екатерина Винокурова специально для «Актуальных комментариев»

Другие материалы автора

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".