Диалог Путина с фракциями
Президент России Владимир Путин провел в Кремле встречу с руководством всех фракций Государственной думы.
В Кремль были приглашены по три представителя руководства каждой из четырех фракций: от «Единой России» - Андрей Воробьев, Сергей Неверов, Сергей Железняк, от КПРФ - Геннадий Зюганов, Иван Мельников, Юрий Афонин, от «Справедливой России» - Сергей Миронов, Николай Левичев, Александр Агеев и от ЛДПР - Владимир Жириновский, Игорь Лебедев, Ярослав Нилов.
Проведенная в стране работа по либерализации политического законодательства не должна позволить деструктивным силам дестабилизировать ситуацию в стране, заявил глава российского государства Владимир Путин на встрече с руководством думских фракций.
Он напомнил о принятых ранее решениях по либерализации порядка создания политических партий. Кроме того, Путин упомянул о введении нового порядка приведения к власти губернаторов, а также о предложениях по изменению порядка формирования Совета Федерации.
«Нужно, чтобы те решения, которые приняли на законодательном уровне, внедряли в жизнь аккуратно, спокойно, в строгом соответствии с духом и буквой принятых нами законов, но не позволили бы ни в коем случае никаким деструктивным силам воспользоваться вновь принятыми решениями для раскачки ситуации, тем более не позволили бы деструктивно-террористическим образом», - заявил президент.
Путин также признался лидерам думских фракций, что сомневался в целесообразности принятия нового закона о политических партиях. Однако он добавил, что заинтересованным политическим силам нужно дать возможность создавать свои объединения.
«У меня определенные сомнения были по поводу того, стоит ли так мельчить по поводу возможностей создания партий, в том числе мелких, нам надо посмотреть, как это будет работать в нашей действительности - во всяком случае нужно предпринять такую попытку и дать возможность всем, кто хочет выражать свое мнение легальным образом, это сделать», - сказал он.
«А не бегать по площадям, хотя и это тоже возможно, востребовано и можно делать», - добавил глава государства.
Президент не считает в нынешних условиях избыточным введение уголовной ответственности за клевету.
«Если нам пока не хватает общей культуры, не хватает нравственных ограничений и моральных, то должны быть ограничения, может быть законодательные, в том числе и уголовно-правовые», - заявил он на встрече с руководством думских фракций.
В процессе работы над бюджетом депутаты не должны давать невыполнимых обещаний, убежден президент России Владимир Путин. Об этом он заявил в ходе встречи с лидерами думских фракций.
«Прошу вас не впадать в популизм. Раздуть сегодня непомерно расходы крайне опасно, потому что завтра, может быть, их придется сокращать», - сказал он, отметив, что процесс работы над бюджетом непростой.
Вместе с тем Путин отметил, что все решения по социальной политике «будут безусловно исполнены».
По его словам, «перед правительством стоит очень непростая задача». «Многие другие страны, в частности, в Европе вынуждены сокращать бюджетные расходы. Мы очень зависим от Европы, и если там рынки будут сокращаться, у нас начнутся определенные проблемы», - заметил Путин, передает ИТАР-ТАСС.
Путин также заявил, что надеется на взаимодействие российского правительства и парламента для принятия ключевых решений в экономической сфере.
Встречи с руководителями думских фракций - традиционный формат общения главы государства с представителями политических партий в этой палате Федерального собрания.
Путин провел такую встречу впервые с момента вступления в должность 7 мая нынешнего года.
Встреча президента с лидерами парламентских партий – существенное событие. Недавно президент принял решение повысить статус лидеров непарламентских партий, включив их в состав Государственного совета.
Это значит, что лидеры непарламентских партий теперь будут действовать не только в рамках Государственной думы, но и в рамках очень важного органа, на который ложится серьезная функция стратегического и политического планирования и постоянного мониторинга политической ситуации в стране.
Важность этой встречи обусловлена еще и тем, что мы прошли серьезный избирательный цикл, в ходе которого практически совпали выборы Государственной думы и выборы президента. В ближайшие годы такого уже не будет, поэтому этот период отличался повышенной остротой.
Кроме того, эти выборы проходили на фоне пика уличной протестной активности, поэтому и у президента, и у всех, кто возглавляет парламентские партии, очень серьезная повестка для обсуждения.
По сути дела, речь идет о том, чтобы подвести итоги, очень внимательно проанализировать все, что произошло за этот период, в первую очередь включая законодательную деятельность, но не только.
Важно также попытаться разработать некие перспективы, наметить цели на ближайшие пару лет. От того, как будет взаимодействовать парламент с главой государства (причем парламент в полном составе, не только правящие партии, но и оппозиционные фракции), будет зависеть очень многое, в том числе модернизация российской экономики.
По примерам любых стран известно – политическая нестабильность никогда не влияет позитивно на экономический инвестиционный климат. А нам крайне важно обеспечить в первую очередь политическую стабильность.
Прежде всего сами лидеры парламентских фракций должны осознать свою политическую ответственность и в диалоге с главой государства предложить какие-то инициативы, какие-то варианты видения того, что может и что должен делать российский парламентарий, чтобы реализовывалась та грандиозная программа по модернизации, которую наметил президент и которую он собирается проводить.
На встрече лидеров оппозиционных фракций с президентом, думаю, будет попытка определенного такого торга, предъявлений претензий к власти в связи с состоявшимся секвестром политической реформы, в связи с барьером на губернаторских выборах, который снижает уровень общественных ожиданий от губернаторской кампании в ряде регионов.
Будут обсуждаться и попытки вмешательства во внутреннюю жизнь партий через лишение неприкосновенности депутата Бессонова, через тему передачи мандата. Другое дело, что пока не ясно, какую нишу оставит за собой Владимир Путин – человека, который подтвердит акт ужесточения курса, или человека, который будет выступать интерфейсом конструктивного взаимодействия с оппозицией.
В любом случае, рано говорить о накале страстей в Думе осенью. Думаю, что это будет зависеть от общего градуса политической жизни в стране. Пока более вероятно, что повысится.
Дума изменилась после мая. По сути, изменилась и ситуация в стране, связанная с сокращением масштабов политической реформы, и, соответственно, с попытками давления на оппозицию и парламентскую, и непарламентскую (мы видели дело Бессонова). В отношениях власти и оппозиции, безусловно, произошло повышение взаимной агрессии.
Тем не менее дух принимаемых законов сегодня консервативный, часть законопроектов имеет определенный реакционный дух.
Сохранится ли эта тенденция? Это будет зависеть от политической конъюнктуры и отражения тех настроений, которые сегодня существуют у власти и у оппозиции.
Путин протягивает руку системной оппозиции. В ходе встречи он несколько раз подчеркивал готовность к компромиссу, к тому, чтобы услышать представителей других партий. И в этом контексте, конечно, крайне важно, что Путин подчеркивает, что власти пошли на серьезнейшие уступки для оппозиции, приняв новый закон о партиях.
При этом стоит отметить, что собственно лидеры оппозиционных партий, которые находились на встрече с Путиным, в этом законе были не очень заинтересованы, потому что для них он только создает дополнительную конкуренцию. Тем не менее, поскольку все они якобы за демократию, то вынуждены делать хорошую мину при плохой игре и поддерживать этот закон.
В целом либерализация политической системы должна облегчить вхождение в политику новых лиц. Это во многом, конечно, пугает старых лидеров партийных, но все понимают, что без этого наша политическая система будет мертва. И поэтому именно Путин говорит о том, что необходимо смотреть, как работает эта либерализованная политическая система, и, тем не менее, нужно относиться к этому аккуратно. То есть эти слова являются призывом к политическому консенсусу с тем, чтобы не допустить дестабилизации ситуации.
Минувший политический сезон – один из самых острых политических сезонов, который открылся выборами в Государственную думу и массовыми выступлениями протеста. Геополитика как таковая вернулась в Россию во всей полноте. Парламент вновь стал не просто местом для дискуссий, а местом для жарких дискуссий. И прошедший политический сезон был отмечен очень активной законотворческой работой. Прежде всего, в области развития политической системы Российской Федерации.
За последние полгода вернулись выборы губернаторов, были облегчены условия регистрации политических партий, приняты законы, которые вводят в правовое русло митинговую активность, деятельность некоммерческих организаций, использующих зарубежное финансирование, законы, которые ограждают наших детей от пагубного воздействия некоторых интернет-сайтов. То есть идет активная работа, которая отвечает на самые животрепещущие вопросы, стоящие перед нашей страной.
В то же время наметился довольно активный содержательный диалог между основными политическими силами и высшей властью Российской Федерации. Президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев постоянно ведут диалог с руководителями ведущих политических сил, и сегодняшняя встреча – продолжение этой цепочки. Очевидно, что власть готова сотрудничать со всеми конструктивными силами, протягивает им руку и видит в них союзников в создании более благоприятных условий для развития российской экономики, социальной сферы, для обеспечения государственного суверенитета России.
Конечно, не все жесты правительства и президента в сторону оппозиции встречают понимание и поддержку, тем не менее, работая в Государственной думе, можно понять, что подавляющее большинство депутатов – это люди, которые искренне болеют за свою страну. Во всяком случае, гораздо больше болеют за права и интересы граждан Российской Федерации, чем за права и интересы финансируемых извне некоммерческих организаций.
Каждая парламентская сессия по-своему серьезная и сложная, но эта сессия отличалась особенной значимостью принятых законов: закон о митингах, закон о ВТО, закон о выборах губернаторов. Эти законы отличаются повышенной важностью и вызвали широкий общественный резонанс. Весенняя сессия Госдумы прошла в рамках нового политического режима: присутствие оппозиционных партий существенно возросло, в Госдуму вернулись дискуссии, та политическая практика, которой, по мнению многих, не хватало.
Важный вопрос в том, в какой мере возвращение дискуссий позитивно сказывается на законотворчестве. К сожалению, это происходит не всегда. Так в целом ряде случаев мы наблюдали, как партии превращали дискуссии в демарши. Это нормальный инструмент, когда используется в меру, тогда как его слишком частое использование наносит вред законотворческому процессу и политически ослабляет Госдуму. Кроме того, нужно помнить, что любой демарш - это всегда признание бессилия. У избирателей могут возникать вопросы, зачем нам представители, которые ничего не могут.
Первая половина этого года была очень насыщена политическим событиями. На этот раз партии вели работу в изменившемся контексте не только внутри, но и вне Думы. Произошло значительное усиление протестной активности, и это вносило определенные коррективы в поведение отдельных депутатов и думских партий. Часть оппозиционных депутатов увидели в этой уличной активности возможность укрепить свои политические позиции. Они очень активно принимали участие в протестах, и это создало определенные противоречия между их статусом в качестве депутатов и их ролью на улицах.
Еще одно очень важное направление - это то, как партии приспосабливаются, реагируют, наиболее открытую политическую систему, частью которой и стал рост протестной активности. Мы имели множество свидетельств того, что они оказались недостаточно готовы для работы в новой политической ситуации. Зачастую участники протестов либо не принимали, либо относились очень прохладно к представителям думских партий. Здесь налицо хоть и не признаваемый, но кризис доверия между партиями и обществом. На этом фоне очень выгодно, на мой взгляд, смотрится «Единая Россия».
Партия смогла найти силы для того, чтобы отреагировать на кризисные явления в отношениях с обществом, которые распространились и на «Единую Россию». На нее они распространились раньше, чем на другие партии, поскольку эта партия большинства. «Единая Россия» нашла возможность конструктивно отреагировать на те проблемы, которые возникли у нее во взаимоотношениях с обществом. Она вышла на масштабную политическую реформу.
Сейчас у «Единой России» новый лидер, в партии осуществляются широкие изменения, призванные сделать партию более открытой для общества и для самих членов партии. Важной мерой стало и введение института праймериз. Все эти нововведения - показатель того, что «Единая Россия», в отличие от других партий, сейчас конструктивно и содержательно работает для восстановления и укрепления связи партии и общества.
В новых условиях, когда все партии сталкиваются с вызовом более открытой политической системы и необходимостью действовать в новых условиях, на мой взгляд, пока «Единая Россия» опережает другие партии в выстраивании новых отношений с российскими избирателями.
Основной политический смысл встречи президента с лидерами парламентских партий состоял в том, что Путин не стал дистанцироваться от ответственности за принятые «Единой Россией» законы, то есть перекладывать эту ответственность исключительно на партию, прямо поддержавшую их. Ведь эти законы вызывали наиболее оживленные дискуссии. Это один момент.
Другой момент: в преддверии довольного сложного завершения года в экономическом плане президент предостерег оппозицию от популизма при выработке бюджета. Это вполне традиционные призывы на встрече Путина к руководителям партий еще и в прежние годы его президентства. В целом, общение политиков не принесло каких-то явных неожиданностей.
Если говорить уже об осенней сессии, то нужно надеяться, что и партия большинства, и сама Государственная дума будут в гораздо большей степени, чем это было в минувшие полгода, предполагать общественные консультации для вовлечения в законодательную работу заинтересованных групп интересов. Надеюсь, что произойдет отказ от необоснованной и немотивированной спешки, как в ситуации, когда главным критерием эффективности работы Госдумы будто бы выступает скорость документооборота. Все-таки главным критерием должно выступать качество социальной апробации законодательства и собственно правовое качество не только социальной апробации, но и качество самих документов.
И другой момент, который, как мне кажется, важен в преддверии осенней сессии, состоит в том, что для партии большинства очень важно перейти от негативной повестки дня (то есть от повестки, которая представляет собой прямо или косвенно реакцию на зимние протесты) к позитивной. В том числе той, которая была задана в избирательной программе Путина. То есть к реализации тех самых «дорожных карт», о которых много говорилось после инаугурации, и к претворению предвыборных инициатив Путина в системные законодательные меры и решения. Отчасти эта работа была начата, но она велась отнюдь не с той же скоростью и не с тем энтузиазмом, с которым принимались законы о митингах или об НКО.
Если изменения в стилистике работы Думы в осеннюю сессию произойдут, то можно рассчитывать на то, что политическая атмосфера станет более здоровой. Сейчас же, по сути, мы видим двойную реактивность: партия власти реагирует на протестную волну, а оппозиция реагирует на инициативы партии власти, что тоже оказывается важнее какой-то содержательной позитивной повестки.