Караш: сбои в космической технике непредсказуемы
Первый российский тяжелый телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ4», который был запущен сегодня в 01:25 мск с космодрома Байконур, потерялся в межкосмическом пространстве. После нескольких часов совместных с западными и европейскими компаниями поисков «Экспресс-АМ4» был обнаружен на нерасчетной орбите.
«Закон Мерфи пока никто не отменял. Он гласит, что если что-то может сломаться, то оно непременно сломается. И космическая техника, порой, подвержена действию этого закона в большей степени, чем иные конструкции или технологии», - заявил член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш в интервью «Актуальным комментариям».
По его словам, такие сбои, как правило, непредсказуемы. «Пока надо разобраться в причинах этой внештатной ситуации. По всей видимости, нерасчетно сработал разгонный блок и вместо того, чтобы доставить объект на орбиту, свел этот аппарат с орбиты вообще, после чего тот вошел в плотные слои атмосферы и прекратил свое существование. Это наиболее вероятный вариант», - рассказал эксперт.
«Нечто подобное произошло с космическим аппаратом "Марс-96" в 96-ом году. Конечно, наука и техника идут вперед, порой семимильными шагами. Но случается, что отказывает эта техника», - пояснил он.
Эксперт напомнил о сбоях «Челинджера» и «Колумбии». «Это такие наиболее яркие примеры. Космическая техника ведь очень сложная, и не всегда удается со 100-процентной уверенностью гарантировать работу тех или иных узлов», - отметил Караш. «Будем надеяться, что соответствующие выводы будут сделаны на основе анализа причин этого сбоя и подобное больше не повторится», - добавил он.
Он также отметил, что будущие проекты, намеченные с европейцами или американцами, от этого инцидента не пострадают.
Что касается возможного влияния на готовность России или Европы работать вместе, то, по его словам, в данном случае речь идет лишь об отказе техники. «Это случается и у европейских космических аппаратов и носителей, и у американских, и Россия тоже не исключение», - пояснил Караш. «Конечно, жалко, машина хорошая, дорогая, но бывает», - добавил он.
Что касается перспектив космической отрасли как таковой и планов вернуть утраченные позиции, то, по мнению эксперта, они будут реальны лишь в том случае, если финансирование будет направлено не на бесконечное тиражирование ракетоносителей и кораблей «Союз», ракетоносителей «Протонов», а на реализацию новых проектов.
По мнению Караша, «вкладываться надо не в увеличение производства старой техники, а на создание принципиально новой». «Вот тогда действительно можно будет говорить не о количественном, а о качественном лидерстве России в космосе», - считает он.
«Я люблю приводить такой просто пример. Если Волжский автомобильный завод в год выпускает "Жигулей" в 10 раз больше, чем всем известная автомобильная фирма в Англии Bentley, то это же не значит, что "Жигули" в 10 раз лучше Bentley или Россия впереди Англии в области автомобилестроения», - рассказал он.
«Поэтому очень важно чтобы в космической отрасли был обеспечен именно качественный, а не количественный рост», - пояснил Караш.
Как писали «Актуальные комментарии», ранее российские станции слежения не смогли увидеть на расчетной орбите телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ4», запущенный с космодрома Байконур в ночь на четверг.
Телекоммуникационный космический аппарат «Экспресс-АМ4» спроектирован и изготовлен в рамках сотрудничества между европейской компанией Astrium и Центром Хруничева по заказу государственного предприятия «Космическая связь».
Гарантированный срок активного существования «Экспресса-АМ4» составляет 15 лет. Планировалось, что аппарат будет работать на геостационарной орбите в точке стояния 80 град. в. д.
Позже один из измерительных пунктов на Байконуре обнаружил космический аппарат «Экспресс-АМ4» и разгонный блок «Бриз-М» на нерасчетной околоземной орбите.