Статья
1796 3 ноября 2015 20:24

Консолидация вокруг особого статуса Донбасса

На всем протяжении конфликта на Востоке Украины нерешенная проблема предоставления Донбассу особого статуса является одним из фундаментальных препятствий на пути мирного урегулирования. После парижского саммита «нормандской четверки» 2 октября Германия, Франция и Соединенные Штаты все более открыто солидаризуются с позицией России относительно как можно более скорейшего введения в действие автономного управления на территориях, подконтрольных ДНР и ЛНР.

В 2014 году Россия выступила с инициативой о трансформации Украины в федеративное государство. По мнению Москвы, федерализация могла стать рамкой для политического диалога Киева с русскоязычным населением Востока и Юго-Востока, с целью предотвращения эскалации гражданской войны. Украинское руководство категорически отказалось рассматривать такой сценарий, положившись на силовой способ решения конфликта. Вместо переговоров, которые Киев мог попытаться выиграть дипломатическими средствами, он выбрал войну, в которой победить уже не смог.

Идея федерализации как основы для внутриукраинского мира не была отвергнута международными посредниками. В первых и прежде всего вторых Минских соглашениях она была реализована в виде предоставления Донбассу особого статуса в составе Украины, под которым имелась в виду широкая автономия. Если первые Минские соглашения предписывали принятие специального закона «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», то Минск-2 уже конкретизировал понятие особого статуса. 

Так, пункт 11 минского комплекса мер от 12 февраля говорит о том, что до конца 2015 года на Украине должна вступить в силу новая Конституция, предполагающая «в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов)». Кроме того, Киев должен принять постоянное законодательство об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Далее, в примечании к пункту 11 четко фиксируется содержимое особого статуса: языковое самоопределение, договорные экономические отношения, назначение прокуроров, создание отрядов народной милиции и т.д.

Читайте также США поддержали особый статус Донбасса

В результате, в рамках выполнения Минских соглашений, 16 сентября 2014 года Украина приняла закон об особом статусе, предоставив последний на три года. Тем не менее тогда парламент не определил территории, на которых этот статус вводится. 17 марта 2015 года Верховная Рада в одностороннем порядке внесла изменение в закон, отложив введение особого статуса до проведения местных выборов, которые, со своей стороны, должны были последовать после демилитаризации Донбасса и восстановления контроля над российско-украинской границей, а также признала территории ДНР и ЛНР временно оккупированными. При этом Рада определила территории, на которые распространяется особый порядок местного самоуправления, исключив из них подконтрольный ополченцами Углегорск и не упомянув также вошедший в состав ДНР Дебальцево. А 31 августа 2015 года украинский парламент в первом чтении принял поправки в Конституцию, в переходных положениях которой также был упомянут особый статус Донбасса.

Однако, несмотря на изменения в законодательстве, украинские официальные лица в своих публичных заявлениях продолжали выступать против «особого статуса», предлагая интерпретировать новеллы лишь как «самоуправление» в Донбассе. Украина настаивала на том, что ни принятие отдельного закона, ни поправки в Конституцию не меняют унитарного характера государства. Помимо этого, Киев соглашался на «самоуправление» только после полного разоружения ополченцев и возвращения контроля над границей.

***

Полный текст статьи читайте на сайте Центра политической конъюнктуры

16 апреля 2024 Новости  Ближневосточный конфликт: к чему приведет атака Ирана на Израиль Приведет ли атака Ирана на Израиль к полномасштабному конфликту? С какими проблемами столкнется Украина после расширения мобилизации? Эти и ряд других актуальных политических вопросов обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин во время эфира 15 апреля. «Актуальные комментарии» публикуют полную расшифровку стрима. 12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
КомментарийКомментарий От помощи до подкупа один шаг политологАлексей Чеснаков Оба кандидата на пост президента США все активнее используют украинский конфликт в своих предвыборных кампаниях. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".